Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель данной работы – исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.
Объектом данного исследования является тип темперамента у человека.
Предметом – индивидуальный стиль деятельности человека.
Введение………………………………………………………………….………..2
Глава 1. Понятие о темпераменте
1.1 Темперамент как свойство личности ………………………………………3
1.2 Краткий обзор учений о темпераменте……………………………………..5
Глава 2. Понятие о деятельности человека. Связь с темпераментом
2.1 Индивидуальный стиль деятельности……………………………………..11
2.2 Взаимосвязь темперамента и стиля деятельности человека…………………………………………………………………………..13
Глава 3. Практическая часть
3.1 Организация и методы экспериментального исследования………………23
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………....29
Приложение : Тест Г. Айзенка по темпераменту
Тест Б. Баса – определение направленности личности
Деятельность по приему и переработке вероятностной информации обладает достаточной сложностью. Ранее считалось, что профессии повышенной сложности доступны только для людей с определенной психофизиологической организацией. В настоящее время эти представления существенно изменились. Например, в деятельности оператора выделены такие операции и действия, которые доступны представителям разного типа темперамента. Это положение было проверено нами в специальном исследовании, в котором участвовали испытуемые типа «А» (экстраверты, пластичные, нетревожные и т.д.) и испытуемые типа «В» (интроверты, ригидные, тревожные и т.д.). Все испытуемые включались в деятельность по приему и переработке нерегламентированной (интервалы между стимулами и ответными реакциями регулировал сам испытуемый) и заданной (интервалы между стимулами и ответными реакциями регулировал экспериментатор) информации. Оказалось, что испытуемые типа «А» более успешно выполняют деятельность, связанную со скоростью приема и переработки заданной информации, и менее успешно справляются с обработкой нерегламентированной информации. Прямо противоположное поведение демонстрируют испытуемые типа «В». Иными словами, определенному типу темперамента доступен вполне определенный круг операторских действий и функций; необходим лишь строгий дифференцированный подбор исполнителей.
Более или менее изучена научная организация труда в зависимости от нейродинамических параметров индивидуальности, нежели от психодинамических или каких–либо других человеческих факторов. Если считать твердо доказанным, что темперамент человека — относительно самостоятельная психологическая структура, подчиняющаяся специфическим закономерностям, не сводящимся к закономерностям нижележащих и вышележащих подсистем интегральной индивидуальности, то проблему научной организации труда в зависимости от психодинамики следует считать находящейся в стадии начальной разработки. В нашей стране одну из первых попыток показать роль темперамента в научной организации производственной деятельности людей предприняла А.К. Карпова [2]. Используя теппинг–тест–модель монотонной деятельности, она показала, что быстро развивающееся состояние монотонии у экстравертов и быстро развивающееся состояние утомления у интровертов можно погасить путем введения сопутствующей индивидуализированной деятельности. У экстравертов состояние монотонии блокируется благодаря удовлетворению потребности в перцептивной деятельности, у интровертов — благодаря удовлетворению потребности в интеллектуальной деятельности. В момент выполнения задания на теппинг–тесте для экстравертов демонстрировалась функциональная музыка, для интровертов — решение мыслительных задач, требующих внутреннего диалога. В обоих случаях наблюдалась задержка в возникновении психических состояний монотонии и утомления. Видимо, не случайно функциональную музыку широко используют в производственных целях, в комнатах психологической разгрузки для снятия или предупреждения появления негативных эмоциональных состояний. Однако нельзя согласиться с теми исследованиями, которые предлагают внедрять повсеместно только функциональную музыку или те стимулы, которые удовлетворяют потребность во внешних впечатлениях. Такая процедура дает эффект преимущественно для экстравертов. Для другой категории людей — интровертов — нужны стимулы, удовлетворяющие их тягу к дискурсивной деятельности. Короче говоря, исполнителей нужно поставить в условия свободного выбора стимулов, соответствующих их внутренним запросам, склонностям, интересам, т.е. всему тому, из чего складывается интегральная характеристика индивидуальности.
Уровень развития социальной группы, в которой находится индивид, существенно определяет влияние темперамента на его профпригодность. Если условия социальной группы благоприятны, то, судя по имеющимся фактам, педагог любого темперамента профпригоден. В неблагоприятных социальных условиях обостряются негативные проявления темперамента (например, агрессивный по природе педагог становится еще более агрессивным). Меланхолик в подобной ситуации полностью теряет способность к эффективной деятельности, т.е. обнаруживает практически профессиональную непригодность.
Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как «все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности» , то они существенно влияют на эффективность деятельности. Особенно ярко проявляется роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени перегрузка угроза, повышенный темп деятельности соревнование и т.д.). Я. Стреляу исследовал влияние реактивности как черты темперамента на результативность двигательных действий в ситуации соревнования и обнаружил, что у низкореактивных индивидов в стрессовых условиях продуктивность деятельности значительно выше, чем у высокореактивных индивидов. Так же Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т.е. влияющие на протекание главных действий.
Функция вспомогательных действий заключается в организации условий для выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т.п. По числу и типу вспомогательных действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что они обладают одинаково высокой мотивацией и все в равной степени стремятся к хорошим результатам. Как у взрослых, так и у учеников, стиль деятельности проявляется только в тех ситуациях, где существует свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели. Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а часто даже к деструктивному поведению. Таким образом, навязывание определенной модели деятельности может отрицательно сказаться на результатах этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному стилю деятельности.
По данным А.И. Крупнова динамические характеристики активности психомоторных, интеллектуальных, волевых действий и общительности статистически значимо влияют на результативность этих действий в условиях максимального и сверхмаксимального режимов работы.
М.Р. Щукин проводил эксперименты с целью проследить, существует ли зависимость между ходом ориентировочной деятельности, исполнительной деятельности и подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе.
Выполнение поставленного перед учащимися задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. По мере повторения действий различия уменьшались, становясь несущественными. Процесс усвоения у инертных более растянут во времени. Сравнивая способ выполнения действий у подвижных и инертных получены такие результаты: у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, однако очень часты пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его; у инертных - медленное усвоение, а также выполнение задания является нежелательным, но пунктуальность выполнения усвоенного задания является ценным свойством.
За последние годы возрос интерес к выяснению связи темперамента и эффективности совместной деятельности людей.Так, В.М. Русалов обнаружил высокие результаты в ситуации по вероятностному прогнозированию в диадах, скомплектованных из индивидов с противоположными свойствами темперамента. Однородные диады в тех же самых условиях дают низкие результаты [12]. К таким же выводам приходит и А.И. Щебетенко, исследуя успешность совместного (шесть человек) решения кратковременных задач на движение. Более эффективно выполняют экспериментальное задание на сенсомоторном интеграторе разнородные группы по психодинамической общительности и менее эффективно — однородные группы. В исследовании Н.В. Орлинковой [9] испытуемым предлагалось совместно составить учебную программу на компьютере. Высокие результаты показывали пары с любым набором свойств темперамента. Причем в ее работе учитывались не только отдельные свойства темперамента или их вероятностные сочетания, но и функциональные взаимоотношения на типологическом уровне. Отмечается, что при организации совместной деятельности на психодинамической основе надо более тщательно учитывать степень ее сложности.
3.1 Организация и методы экспериментального исследования
Цель: Данное исследование было направлено на выявление взаимосвязи особенностей типов личности с индивидуальным стилем деятельности человека и была выдвинута гипотеза о том, что у людей с умеренной экстраверсией имеют направленность, ориентированную на общение, нежели на дело или себя.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на группе людей (20 опрошенных), основой были студенты 19-22 лет.
Задачи:
1) Провести методику «тест-опросник Айзенка на определение типа темперамента»;
2) Провести методику ориентационной анкеты «Б. Басса на определение направленности личности »;
3) Сравнить по полученным шкалам результаты и выявить взаимосвязь между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности;
4) Подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что у студентов с холерическим и сангвиническим типами темперамента направленности личности ориентирована на себя и общение, нежели на дело;
Результаты исследования.
После проведения первой методики «тест-опросник Айзенка по темпераменту» было выявлено, что из общего числа исследуемых 9 человек имеют умеренную экстраверсию, 7 человек имеют умеренную интроверсию, 2 человека имеют значительную экстраверсию и 2 человека имеют значительную интроверсию . Полученные результаты описаны в таблице 1.
Таблица 1
Чел.\ тип личности | Умерен. Экстрав. | Значит. Экстрав. | Умерен. Интровер. | Значит. Интровер. |
1 | Х | - | - | - |
2 | - | - | Х | - |
3 | Х | - | - | - |
4 | - | Х | - | - |
5 | Х | - | - | - |
6 | - | - | Х |
|
7 | Х | - | - | - |
8 | Х | - | - | - |
9 | - | - | - | Х |
10 | - | - | Х | - |
11 | - | - | Х | - |
12 | - | - | Х | - |
13 | - | - | - | Х |
14 | Х | - | - | - |
15 | Х | - | - | - |
16 | Х | - | - | - |
17 | - | - | Х | - |
18 | Х | - | - | - |
19 | - | - | Х | - |
20 | - | Х | - | - |
После проведения второй методики – «Б. Басса на определение направленности личности » было выявлено, что из общего числа опрашиваемых доминирует направленность на дело («Д») – 7 человек, что составляет 35% опрашиваемых, потом на себя («Я») – 6 человек – 30% опрашиваемых и на общение («О») – 7 человека – 35% опрашиваемых.
Таблица 2
Чел.\ Направленность | Направленность на «Я» | Направленность на «О» | Направленность на «Д» |
1 | - | Х | - |
2 | - | - | Х |
3 | Х | - | - |
4 | Х | - | - |
5 | - | - | Х |
6 | - | - | Х |
7 | - | Х | - |
8 | - | - | Х |
9 | Х | - | - |
10 | - | - | Х |
11 | - | - | Х |
12 | - | - | Х |
13 | Х | - |
|
14 | - | Х | - |
15 | - | Х | - |
16 | - | Х | - |
17 | Х | - | - |
18 |
| Х | - |
19 | Х | - | - |
20 | - | Х | - |
Информация о работе Темперамент и стиль деятельности человека