Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, реферат
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список
литературы
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
Ценности
каждого человека - это целый мир:
сложный, динамичный, противоречивый.
Каждый человек относится к фактам
своего бытия дифференцированно. Он
оценивает факты своей жизни
по их значимости, реализует ценностное
отношение к миру. Ценностью является
для человека все, что имеет для
него определенную значимость, личностный
или общественный смысл. Ценность -
представление о том, что свято
для человека, группы, коллектива, общества
в целом, убеждения и предпочтения
людей, выраженные в поведении [3, 73].
Ценности
- это идеи, идеалы, цели, к которым
стремиться человек и общество. Существуют
общепринятые ценности, какие как, любовь,
престиж, уважение, знание, деньги, здоровье
и пр., внутригрупповые ценности - политические,
религиозные и индивидуальные (личностные).
Ценности объединяются в систему, которая
изменяется с возрастом и обстоятельствами
жизни [49,с.155]. Функции ценностей разнообразны.
Они являются: ориентиром в жизни человека;
необходимы для поддержки социального
порядка и выступают как механизм социального
контроля.
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)
“Ценностные
ориентации - важнейшие элементы внутренней
структуры личности, закрепленные жизненным
опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний и отграничивающие значимое,
существенное для данного человека от
незначимого несущественного [12,97].
В
социальной психологии понятие “Ценностные
ориентации” используется в двух
значениях, как: 1) “идеологические, политические,
моральные, эстетические и др. основания
оценок субъектом действительности
и ориентации в ней; 2) способ дифференциации
объектов по их значимости. … Формируются
при усвоении социального опыта
и обнаруживаются в целях, идеалах,
убеждениях, интересах и др. проявлениях
личности”. [54, с.373]. Только социально
зрелая личность может осознанно
сделать свой выбор.
Чтобы
реализовать ценностные предпочтения
человек нуждается в предмете
имеющем цену. Не смотря на то, что существует
большое количество отличий между двумя
этими понятиями, цена и ценность накрепко
связаны средствами реализации и средствами
укрепления ценностного отношения. Например,
нельзя признать добрым того, кто ни разу
ни с кем не разделил кусок хлеба.
Таким
образом, развитие ценностных ориентаций
тесно связано с развитием
направленности личности. С.Л. Рубинштейн
указывал: «что в деятельности человека
по удовлетворению непосредственных общественных
потребностей выступает общественная
шкала ценностей. В удовлетворении
личных и индивидуальных потребностей
через посредство общественно полезной
деятельности реализуется отношение
индивида к обществу и соответственно
соотношение личностного и
Ценностные
ориентации, являясь одним из центральных
личностных новообразований, выражают
сознательное отношение человека к
социальной действительности и в
этом своем качестве определяют широкую
мотивацию его поведения и
оказывают существенное влияние
на все стороны его
Направленность
личности выражает одну из самых существенных
ее характеристик, определяющую социальную
и нравственную ценность личности.
Содержание направленности - это, прежде
всего, доминирующие, социально обусловленные
отношения личности к окружающей
действительности. Именно через направленность
личности ее ценностные ориентации находят
свое реальное выражение в активной
деятельности человека, то есть должны
стать устойчивыми мотивами деятельности
и превратиться в убеждения [49, 312].
В.В.
Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих
публикаций выделяют четыре основных
типа систем ценностей: “- смысложизненную
систему, объединяющую ценности человеческой
жизни, определяющую цели бытия, человеческой
сущности, ценности свободы, правды, красоты,
т.е. общечеловеческие ценности; - витальную
систему - это ценности сохранения и поддержания
повседневной жизни, здоровья, безопасности,
комфорта; - интеракционистскую систему
- это ценности и суждения важные в межличностном
и групповом общении: хорошие отношения,
спокойная совесть, власть, взаимопомощь…;
- социализационную систему - ценности,
которые определяют процесс формирования
личности: социально одобряемые и наоборот”
[12,c.96].
Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в которой типы ценностей практически интерпретированы как способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные - критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.
Ценности включают пять необходимых черт:
а) они всегда есть представления или верования;
б) знания о состояниях, которых желательно достичь;
в) следы специфических ситуаций;
г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
д)
имеют некоторую степень
Выделение
этих характерных черт ценностей
весьма продуктивно для понимания
их роли в социальном познании: во-первых,
потому что сами ценности трактованы
как когнитивные элементы («знания»,
«представления»), а во-вторых, потому
что обозначен механизм их воздействия
на сам процесс познания.
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [27,c.51].
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Подростковый
возраст - это граница между детством
и взрослой жизнью, связанная с
возрастом обязательного
Границы
подросткового периода примерно
совпадают с обучением детей
в 5 - 8 классах средней школы и
охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет,
но фактическое вступление в подростковый
возраст может не совпадать с
переходом в 5-й класс и происходить
на год раньше или позже [27;с.9]. Переход
от детства к взрослости составляет основное
содержание и специфическое отличие всех
сторон развития в этот период - физического,
умственного, нравственного, социального.
По
всем направления происходит становление
качественно новых образований,
появляются элементы взрослости в результате
перестройки организма, самосознания,
отношений с взрослыми и
Первая
общая закономерность и острая проблема
подросткового возраста, как мы уже
отметили, - это перестройка отношений
с родителями, переход от детской
зависимости к отношениям, основанным
на взаимном уважении и равенстве. Подростковый
возраст называют переходным. Психологическое
состояния подросткового
Первый
из этих моментов связан с внутренними
гормональными и
Второй
момент - окончание детства и переход
в мир взрослых связан с развитием
в сознание подростка критического
рефлектирующего мышления в рассудочной
форме. Это и есть определяющее состояние
подростка в психике. Оно и
создает основное ведущее противоречие
в жизни подростка.
Рассудочная
т.е. формальная жесткая логика владеет
умом подростка. Именно так: не он владеет
этой логикой, но она возникает в его сознании
как некая принудительная сила. Она требует
на любой вопрос однозначного ответа и
оценки: истина или ложь, да или нет. И это
создает в сознании подростка определенную
тенденцию к максимализму, заставляет
его жертвовать дружбой, становится в
антагонистические отношения с близкими
людьми, поскольку многообразие и противоречивость
реальности и человеческих отношений
не укладывается в рамки рассудочной логики,
а он готов отвергнуть всё что не соответствует
этой логике, так как именно она господствующая
сила в его сознании, критерий его суждений
и оценок [24;с.36].
Но,
будучи по типу логики мышления равным
взрослому, по жизненному опыту и
содержанию сознания подросток остается
еще ребенком. Протестуя против лжи,
лицемерия и господства над ним
мира взрослых, он в то же время нуждается
в душевной теплоте, ласке понимании,
одобрении прощении взрослых. Отвергая
авторитеты, подросток нуждается
в авторитете. В таком взрослом,
которому он мог бы полностью доверять.
Появляется тенденция обособлению
и от мира детства и от мира взрослых
к созданию своего собственного мира
сверстников, внутренне одинаковых
друг другу.
Главным
противоречием подросткового
Ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.