Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, реферат

Описание

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 50.00 Кб (Скачать документ)

     Введение

    Глава 1. Теоретические аспекты  изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур

    § 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии

    § 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте

    § 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности

    § 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур

    Заключение

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  § 1.1.  Ценностные ориентации, как категория  психологии

  Ценности  каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни  по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для  него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято  для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [3, 73]. 

  Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым  стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, какие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности - политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [49,с.155]. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. 

  Большинство авторов выделяют две важнейшие  характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)

  “Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным  опытом индивида, всей совокупностью  его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [12,97]. 

  В социальной психологии понятие “Ценностные  ориентации” используется в двух значениях, как: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания  оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются  при усвоении социального опыта  и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях  личности”. [54, с.373]. Только социально  зрелая личность может осознанно  сделать свой выбор. 

  Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба. 

  Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение  индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно  значимого». [50, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни». 

  Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую  мотивацию его поведения и  оказывают существенное влияние  на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь  ценностных ориентаций с направленностью  личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и  «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или  отрицательной). 

  Направленность  личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные  отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят  свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [49, 312]. 

  В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: “- смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; - витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; - интеракционистскую систему - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; - социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот” [12,c.96]. 

  Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в  которой типы ценностей практически  интерпретированы как способы организации  категорий. Сами по себе ценности разделяются  на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные - критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек  действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.

  Ценности  включают пять необходимых черт:

  а) они всегда есть представления или верования;

  б) знания о состояниях, которых желательно достичь;

  в) следы специфических ситуаций;

  г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;

  д) имеют некоторую степень важности. 

  Выделение этих характерных черт ценностей  весьма продуктивно для понимания  их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия  на сам процесс познания. 

  Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается  через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [27,c.51].

  § 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте

  Подростковый  возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с  возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к  взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым  ребенок не просто приобретал новый  социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и  т. п. 

  Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей  в 5 - 8 классах средней школы и  охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с  переходом в 5-й класс и происходить  на год раньше или позже [27;с.9]. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. 

  По  всем направления происходит становление  качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и  учебной деятельности, содержания морально-этических  норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. 

  Первая  общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже  отметили, - это перестройка отношений  с родителями, переход от детской  зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что  с ним связано, и социальным - конец  детства, вступление в мир взрослых [40;с.81]. 

  Первый  из этих моментов связан с внутренними  гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. 

  Второй  момент - окончание детства и переход  в мир взрослых связан с развитием  в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной  форме. Это и есть определяющее состояние  подростка в психике. Оно и  создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. 

  Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [24;с.36]. 

  Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и  содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним  мира взрослых, он в то же время нуждается  в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается  в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению  и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. 

  Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между  рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в  то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия [24;с.41]. 

  Ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур