Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, реферат

Описание

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 50.00 Кб (Скачать документ)

  Еще одна характеристика, относящаяся к  подростковому возрасту - это большое  значение, которое юноши и девушки  придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает  к своей внешности, принимает  ее и соответственно стабилизирует  связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими. 

  С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые. Но эта  тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом  самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок  сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают  мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах  деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это  резко снижает значение отметки  как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания. 

  Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно  связанный с кризисом смысла жизни. 
 

  Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим  человеком заключается, с одной  стороны, в том, чтобы прояснить  свою роль как члена общества, с  другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл  и направленность жизни. 

  Практически каждая жизненная ситуация требует  от человека определенного выбора, осуществить который он может  лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать. 

  Становление идентичности может происходить  на фоне социально-благополучного окружения  подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой  самооценке. Выбор образцов поведения  в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной  ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у  него проблем с окружающими». Обретение  подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим  определенную структуру, состоящим  из нескольких фаз, различающихся как  психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и  характером проблематики жизненных  трудностей, переживаемых личностью [35]. 

  Одна  из причин подросткового кризиса  и конфликтов с окружающими в  этом возрасте - переоценка своих возросших  возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости  и самостоятельности, болезненное  самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить  их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. 

  Ориентация  на общение со сверстниками часто  проявляется в боязни быть отвергнутым  сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она  занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [29;с.43].

  Интенсивно  формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться  в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых. 

  В подростковом возрасте начинает формироваться  устойчивый круг интересов, который  является психологической базой  ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное  и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес  к собственным психологическим  переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста). 

  Важнейшими  детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении. 

  Общение в этот период приобретает ряд  специфических черт: расширение круга  контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая  избирательность в общении, которая  проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким  составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности. 

  Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит  в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность [38,c.18]. 

  И.С.Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность [22,c.39]. 

  Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных  исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень  развития ценностных ориентаций, который  обеспечивает их функционирование как  особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

  § 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и  особенности. 

  Субкультура – форма жизнедеятельности групп  и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих  традиций, артефактов (в виде элементов  моды, дизайна среды).

  Одним из самых распространенных принципов  образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно  говорить о подростковой культуре в  общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный  образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

  Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции  выбора и нахождения собственных  норм поведения и общения в  ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

  Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

  Виды  субкультур:

  Музыкальные субкультуры

  Одной из самых ярких и известных  субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

  Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников  рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения  перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура  битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное  движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

  В 1970-80-е вслед за новыми жанрами  в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

  В 90-е годы сильными молодежными субкультурами  стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

  Арт-субкультуры

  Большинство молодежных субкультур не связанных  с музыкальными жанрами произошли  из увлечений определенным видом искусства или Хобби.

  Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

  Также в последнее время появилось  такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

  Интернет-сообщество и интернет-культуры

  С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

  Индустриальные и спортивные субкультуры

  В начале 20-го века с романтизацией  городского образа жизни и неспособности  части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

  К спортивным субкультурам можно отнести  Паркур, а также футбольных фанатов.

  Контркультуры

  Наиболее  из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызванно естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур