Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, реферат
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список литературы
Еще
одна характеристика, относящаяся к
подростковому возрасту - это большое
значение, которое юноши и девушки
придают своей внешности, причем
эталоны красоты и просто «приемлемой»
внешности зачастую завышены и нереалистичны.
С возрастом человек привыкает
к своей внешности, принимает
ее и соответственно стабилизирует
связанный с ней уровень
С
возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны
и объективны, чем юношеские, а
юношеские, чем подростковые. Но эта
тенденция не является линейной, необходимо
учитывать изменение с
Особенность
подросткового возраста - это кризис
идентичности (термин Э. Эриксона), тесно
связанный с кризисом смысла жизни.
Сложность
задачи, стоящей перед взрослеющим
человеком заключается, с одной
стороны, в том, чтобы прояснить
свою роль как члена общества, с
другой, понять свои собственные уникальные
интересы, способности, придающие смысл
и направленность жизни.
Практически
каждая жизненная ситуация требует
от человека определенного выбора,
осуществить который он может
лишь уяснив свою позицию относительно
разных сфер жизни. Структура идентичности
включает в себя личностную и социальную
идентичность. Причем, в идентичности
присутствуют два вида характеристик:
положительного - каким человек должен
стать и отрицательного - каким человек
не должен стать.
Становление
идентичности может происходить
на фоне социально-благополучного окружения
подростка при высоком уровне
взаимопонимания с близкими взрослыми,
сверстниками, при достаточно высокой
самооценке. Выбор образцов поведения
в этом случае осуществляется в реальном
круге общения. При неблагоприятной
ситуации, чем ирреальнее эти образцы,
тем сложнее переживается подростком
кризис идентичности, тем больше у
него проблем с окружающими». Обретение
подростком и юношей личной идентичности
является многоуровневым процессом, имеющим
определенную структуру, состоящим
из нескольких фаз, различающихся как
психологическим содержанием
Одна
из причин подросткового кризиса
и конфликтов с окружающими в
этом возрасте - переоценка своих возросших
возможностей, которая определяется
стремлением к известной
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [29;с.43].
Интенсивно
формируются нравственные понятия,
представления, убеждения, принципы, которыми
подростки начинают руководствоваться
в своем поведении. Зачастую у юношей
формируются системы своих требований
и норм, на совпадающие с требованиями
взрослых.
В
подростковом возрасте начинает формироваться
устойчивый круг интересов, который
является психологической базой
ценностных ориентаций подростков. Происходит
переключение интересов с частного
и конкретного на отвлеченное
и общее, наблюдается рост интереса
к вопросу мировоззрения, религии,
морали и этики. Развивается интерес
к собственным психологическим
переживаниям и переживаниям других
людей. Чаще всего, период перехода от
подросткового к юношескому возрасту
приходится на старшие классы школы и
поэтому переход от детства к взрослости
и связанная с ним необходимость самоопределения
и выбора жизненного пути после окончания
школы осложняется тем, что для старшеклассников
остается актуальным проблема формирования
самосознания (центрального новообразования
подросткового возраста).
Важнейшими
детерминантами процесса формирования
личности старшеклассника, регулирующими
процесс включения его в социум и содержание
системы его ценностных ориентаций, являются
потребность в общении и потребность в
обособлении.
Общение
в этот период приобретает ряд
специфических черт: расширение круга
контактных групп, в которые включается
старшеклассник, и в тоже время, большая
избирательность в общении, которая
проявляется в частности, в четкой
дифференциации групп общения на
товарищеские, с достаточно широким
составом членов и ограниченной интенсивностью
общения внутри них, и дружеские,
с которыми старшеклассник идентифицирует
себя и которые он стремится использовать
как стандарт для самооценки и как источник
ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик
связывают переход от подросткового к
раннему юношескому возрасту с резкой
сменой внутренней позиции, заключающейся
в том, что устремленность в будущее становится
основной направленностью личности.
Под
обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее
выделение себя личностью из общности,
к которой она принадлежит
в следствие достижения ею определенного
уровня самосознания. Как вне процесса
общения невозможно усвоение общественного
опыта, так без процесса обособления невозможно
личностное присвоение этого опыта. Общение
способствует включению личности в социум,
в группу, что дает ей ощущение собственной
защищенности, сопричастности к жизни
группы, чувство эмоционального благополучия
и устойчивости, значение которого особенно
велико для старшеклассников, так как
именно в этом возрасте возрастает роль
понимания, сопереживания, эмоционального
контакта в общении. Обособление личности
позволяет ей персонифицировать себя,
осознать свою индивидуальность [38,c.18].
И.С.Кон
считает главным психологическим приобретением
ранней юности открытие своего внутреннего
мира, осознание своей уникальности, неповторимости
и непохожести на других. Это открытие
непосредственно связано с обособлением
личности и переживается старшеклассниками
как ценность [22,c.39].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
§
1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и
особенности.
Субкультура
– форма жизнедеятельности
Одним
из самых распространенных принципов
образования субкультуры
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Субкультуры
могут различаться по возрасту, расе,
этнической и/или классовой
Виды субкультур:
Музыкальные субкультуры
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.
Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.
В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.
В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.
Арт-субкультуры
Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.
Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.
Интернет-сообщество и интернет-культуры
С
середины 90-х годов 20-го века, с распространением
повсеместно Интернет-
Индустриальные и спортивные субкультуры
В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).
К спортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также футбольных фанатов.
Контркультуры
Наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызванно естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.