Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, реферат

Описание

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур
§ 1.1. Ценностные ориентации, как категория психологии
§ 1.2. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте
§ 1.3. Понятие «субкультура». Ее виды и особенности
§ 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 50.00 Кб (Скачать документ)

  В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто  гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

  Еще один яркий пример контркультуры  — радикальная часть субкультуры  скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время  была связана с музыкой регги  и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

  Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированны и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

  Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.  

  Иногда  определение субкультуры может  составлять некоторую трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, тем круче он считается и тем лучше продается – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые стили, которые бы не вписывались в культуру широкого потребления.

  не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.  

  Считать принадлежность к субкультуре клеймом  не стоит, если это не перерастает  рамки человеческого общества. Вызывающее поведение представителей некоторых  течений стало настолько стереотипным, что само название субкультуры стало нарицательным.

  § 1.4. Ценностные ориентации подростков из разных субкультур.

  Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально  принятые критерии и эталоны, ибо  самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне  процесса общения.

  Первое  место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, различные  сведения из области подростковой субкультуры  и т.д.) .

  В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения  со всеми присущими ему признаками: стабильность состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения (двор, спортивная площадка, игровой/компьютерный клуб и др.), традициями и ценностными  ориентациями. Последнее проявляется  чаще всего внешне – в манере одеваться, разговаривать, в предпочтениях  по отношению к популярным исполнителям и т.д.

  В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с  историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.

  Интересы  подростков являются основой для  создания различного рода неформальных объединений: это музыкальные (рокеры, панки, скинхеды, реперы), это и различные  экстремально-спотривные (роллеры, скейтеры, сноубордисты).

  По  своему составу досуговые объединения  подростков не идентичны составу  их одноклассников. Во-первых, они объединяют ребят различного возраста. Во-вторых, начинает сказываться различие в  уровне культуры подростков, социальном положении и материальном уровне их родителей.

  В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение  чувства товарищества, возрастание  степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной  позиции, научение нормам поведения  в обществе.

  Однако  современный досуг подростков не всегда отвечает данным критериям, так  как современные дети не ассоциируют  свободное время с досугом. В  представлениях современных детей  время, остающееся после выполнения более или менее обязательных действий, есть свободное, а не досуговое  время. К свободному дети относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому. Употребляя термин «свободное время», дети подчеркивают право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями. При этом они осознают, что в нынешней ситуации значительно больше, чем прежде, возможностей это право защитить. Школьники все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.

  По  результатам опроса учащихся 9-го и 11-го классов средних общеобразовательных  школ г. Кирова, проведенного в ноябре 2006 г., день подростков достаточно «загружен». Свободного времени у них мало, поэтому подростки отдают предпочтение в свободное время таким видам деятельности, как: «общение с друзьями», «слушание музыки», «просмотр телепередач», «компьютерные игры» (Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания / Культура. Искусство. Образование.  – Смоленск, 1998. С.101-103).

  Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований подростков различных субкультур, выражают сознательное отношение к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию поведения и оказывают существенное влияние на все стороны действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

  Социальное  становление человека происходит в  течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский  сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и  выступающие в качестве носителей  различных норм и ценностей. Такие  группы, задающие систему внешней  регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. 

  Система ценностных ориентаций, являясь психологической  характеристикой зрелой личности, одним  из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение  человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию  его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его  деятельности. Как элемент структуры  личности ценностные ориентации характеризуют  внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают  на направленность ее поведения.

  В действительности, ценностные ориентации подростков из различных субкультур сильно отличаются. Допустим, субкультура «Эмо» ориентирована на аффетивной сфере, то есть, эти люди эмоциональны, ранимы, очень чувствительны к проявлениям как извне, так и внутренне. Идеология смерти.

  Субкультура «Готы», у этих людей первооснова  идеология смерти. Они предпочитают черную одежду, черный макияж, книги  о загробном мире, символика богов  смерти и т.д. Верят, что смерть –  это только начало.

  У готов и эмо есть одна общая черта, что одни, что другие, любят боль, что физическую, что душевную.

  Возьмем субкультуру «Панки». Очень веселые  и жизнерадостные люди, стремящие  только к тому, чтобы расслабиться и получить удовольствие. Не думают о будущем, не живут прошлым, есть только один день, которым они живут.

  «Металлисты». Идеология – чем больше «железа», тем я «круче».

  «Рокеры». Люди собираются по интересам, то есть, рок – музыка. В основном, музыканты, отдающие все силы на создание и  воспроизведение своей музыки, лирики в душе.

  Заметная  черта почти всех субкультур –  пирсинги на различных частях тела.

  Из  истории, во всех племенах Африки и  Южной Америки аборигены делали проколы по всему телу, это дошло  и до наших дней, поэтому, одной  из отличительных черт субкультур нашего времени, являются пирсинги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

  1) Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие/ Л.А. Акимова. – М., 2003.

  2) Андреева Т.В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности// Вестн. С.-Петерб. Ун-та., сер. 6., - 2006. - № 2.

  3) Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе// Формирование личности молодого человека в школе и вузе./Под общ.ред.А.С. Запесоцкого. – СПб. – 2001.

  4) Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. – Смоленск, 1998.

  5) Бутенко А.М. Подросток - чтение и использование компьютера// Социологическое Исследование. – 2001. - № 12.

  6) Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян//Социологич.исслед. – 2006, - № 11.

  7) Выготский Л.С. Проблема возраста //собр. соч. – М. 1984, т.4.

  8) Вайнтштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций// МЭиМО. – 2002. – №7.

  9) Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. – 2000, № 7.

  10) Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. – 2004. – № 4

  11) Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков// Соц.-гум. знания.- 2005.- № 5.

  12) Земска М. Семья и личность// Перевод Покровского Н.С .- Прага, 1989.

  13) Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. – М., 1997.

  14) Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет// Библиотековедение. – 2005.-№2.

  15) Кон И. Психология ранней юности. – М.,1989.

  16) Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. – М., 2003.

  17) Крылова Н.Б.Культурная деятельность подростка// Школьные технологии. – 2000, №5.

  18) Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999. – 300с.

  19) Мацковский М.С. Социология семьи.- М. – 1989.

  20) Мид М. Культура и мир детства// М. – 1988.

  21) Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества// МЭМО. – 2006. - № 8.

  22) Прохоров А. Интернет в цифрах и фактах// Компьютер пресс. – 2006. - №2.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков из разных субкультур