Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69
ПРИЛОЖЕНИЕ…….……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 117.34 Кб (Скачать документ)

В частности, если говорить о методике «Рисунок семьи», то наблюдали  следующую картину: у некоторых  детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в подготовительной 4 ребёнка (см. приложение 9).

По методике «Силуэт человека»  в контексте цветового выбора по Люшеру, сложилась такая ситуация: дети располагали эмоции и чувства любви-добра в сердце или голове красными, розовыми, оранжевыми цветами; чувства злости-гнева в ступнях, кулаках, губах синим, чёрным, грязно-коричневым цветом. Страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах – 9 чел. (22,5%); в коленях – 12 чел. (30%);  в пятках – 7 чел. (17,5%); в груди – 8 чел. (20%); в  голове – 4 чел (10%) серым, тёмно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определённых страхов у детей. Причём дети из подготовительной группы чаще изображали негативные эмоции – 70%,  а положительные в 30%. Когда, как дети средней группы в большинстве нарисовали положительные эмоции – 85% и негативные лишь в 15% случаев (см приложение 10).

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с  эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение  в средней  группе 5 ребёнка и в подготовительной 6 детей.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный  в себе, не умеющий налаживать отношения  со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном  фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и  личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

При проведении математического  анализа с помощью метода К. Пирсона,  коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает  на очень высокую достоверность  выдвинутой гипотезы (см. приложение 11).

Мы выделили из каждой группы детей по 5 человек для индивидуальной работы посредством арт-терапии, сказкотерапии, групповых занятий, снятия мышечного напряжения (см. приложение 12-13 ).

На данном этапе исследования, с 30 ноября 2006г проводились коррекционные  занятия (см. приложение 14-15), два раза в неделю по 15 минут, с консультациями для родителей и домашними  заданиями,  в течение трёх месяцев (по плану до 1 марта 2007г). В контрольной  группе коррекционные занятия не проводились.

Контрольная диагностика  проводилась  в конце февраля 2007г.,  рисование с детьми по теме «Чего я уже не боюсь» — подтвердил наши ожидания: дети на цветной бумаге светлых тонов яркими красками изображали не только объекты своих страхов, но и себя, причем в активной, противостоящей страхам позиции.

2.3. Коррекция детских  страхов на примере дошкольного учреждения

Рисование. Рисование неотрывно  от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким  образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений  и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и  мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько  дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это  значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним  лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пока он не будет  изображен на рисунке. Вместе с тем  осознание условности изображения  страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего  звучания. В процессе рисования объекта  страха, уже не представляет собой  застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется  как художественный образ. Проявляющийся  при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением  от выполненного задания. Незримую поддержку  оказывает и сам факт участия  психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как  бы освободиться от изображенных на них страхов.

Для преодоления детских  страхов, мы использовали методику коррекции  А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху » она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов) [8, с.68].

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение  изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого  из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим  складом, состоянием, отношением к заданию и т. п

 

I этап составляет беседа  с ребенком о том, бывает  ли ему страшно, если да, то  чего именно он боится, не мешает  ли ему что-либо спать... Беседа  ведется в спокойном непринужденном  тоне. Если страхи выявляются  по данным психологического обследования  или по рассказам родных, а  сам ребенок не признает у  себя их наличия, то можно  рассказать ему, что маленькие  дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся  ты, когда был маленьким? » Далее  работа будет проводиться со  страхами, которые теперь уже  якобы отсутствуют, но имелись  когда-то. Полезность этой работы  можно объяснить тем, что иногда  становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому  полезно научиться справляться  со страхом. В беседе с ребёнком, мы предлагали: «Закрой глаза.  Вспомни ситуацию, когда возник  страх. Посмотри, в какой части  твоего тела он располагается,  имеет ли он форму или нет,  какого он цвета, размера.» проводится обсуждение ощущений ребёнка.

II этап — проводится  обсуждение ощущений ребёнка,  обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее  создание такого рисунка. Если  страх не имеет определённого  образного выражения, то предлагается  соединить его с каким-нибудь  образом: «А если бы это был  какой-нибудь образ, то что  бы это было, на что было  бы похоже?». И тогда дошкольнику  предлагаем нарисовать возникший  у него образ страха. Для этого  нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности.

Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе  не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как  они сами плохи и незачем их украшать.

Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет  изображения. В этом случае можно  рекомендовать один из двух приемов:

 

а) персонификация страха в  виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа  по выбору ребенка (этот прием целесообразен  при работе с рационалистичными детьми);

б) абстрактный рисунок, непосредственно  выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми).

Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? Какой цвет ему больше подойдет?» и т. п. При  продолжающихся затруднениях может  быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот  так», — с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черных чернил, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Дальше ребенок продолжает рисунок сам. Затем идёт обсуждение рисунка, в ходе которого ребёнку  нужно сделать выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться.» В зависимости от того, какой вариант выберет ребёнок, в том направлении, мы выбираем путь коррекции.

III этап — уничтожение  рисунка. Прежде всего, нужно  получить от ребенка признание  того, что на рисунке действительно  изображен его страх (настоящий  или имевшийся раньше, «когда  он был маленьким»), и, следовательно,  теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или  в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать  рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок  разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя  его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда  больше не возвращался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы  от страха совсем ничего не осталось!»  и т. п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может  принять участие психолог или  родитель («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался!»).

 

После того, как рисунок  разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все  до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается  эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап — рациональное  объяснение ребенку смысла показанного  ему приема. Ребенку объясняют,  что теперь он знает, как  прогонять страх. Значит, если  ему снова станет страшно, то  он не будет бояться, а просто  нарисует свой страх и прогонит  его, как он это сделал только  что. Для этого даже не обязательно  на самом деле рисовать и  рвать рисунок, достаточно только  представить себе, как ты это  делаешь. Рационалистичным детям  (особенно подросткам) полезно представить  всю процедуру как психотехническое  средство, сделав акцент на том,  что это техника, помогающая  человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (необязательный) —  релаксация, сопровождаемая внушением  в бодрствующем или дремотном  состоянии. Внушение включает  две основные темы, повторяемые  несколько раз с разными вариациями: страх преодолен и больше не  вернется. Теперь ребенок ничего  не будет бояться, будет спокойно  спать. Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет  страшно: он легко сможет прогнать  страх, нарисовав его и разорвав  рисунок или только представив  себе, как он это делает. Не  следует смущаться тем, что  эти темы противоречат друг  другу. Дети подобных противоречий  не замечают, особенно в состоянии  релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения  страха необходимо, так как иначе  первое же появление этого  чувства снимет эффект коррекционной работы.

Если ребёнок выбрал позитивный метод решения проблемы и решил  подружиться со страхом, то ему предлагаем нарисовать образ своего страха совсем нестрашным или даже смешным [35, с.8].

 

Фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует  неопределенность, необъяснимая тревожность  и подавленность эмоций. В таких  случаях невротичного ребенка мы просили закрыть глаза и пофантазировать  на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как  он выглядит и его размер, но и  чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагали побыть этим страхом и рассказать от его имени  о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени  страха рассказывает самому себе, кто  он, как от него избавиться. Во время  диалогов следим за сменой интонации  ребенка, ведь именно здесь могут  промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с  которыми в дальнейшем необходимо работать.

При сниженном настроении ребенка, субдепрессии применяли технику «Обогащение рисунка», относящуюся к арсеналу средств арттерапии. Она применима к детям, начиная с младшего дошкольного возраста и не имеет возрастных ограничений. Ее психокоррекционное действие основано на актуализации эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями [8, с. 70].

Ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать  сюжет рисунка, обогащать палитру  используемых цветовых тонов. Если вопросы  не помогают  достигнуть этого результата, то даются прямые указания: «Давай рядом  с домом нарисуем мальчика, который  вышел погулять», «Давай сделаем  одежду яркой, разноцветной» и т. п. Задача состоит в возможно более  детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости  цвета, выразительности цветовых сочетаний, использовании широкого разнообразия цветовых тонов, преимущественно тёплых – от красного до зелёного. На занятии  с дошкольником, мы сочетали эту  методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается  от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими детскими рисунками. Важно «обогащение рисунка» цветом, так как способствует стабилизации эмоционального фона у дошкольника.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции