Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:58, реферат

Описание

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается.

Работа состоит из  1 файл

конфл.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

  Глава 1. Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов

  1.1Понятие  о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных  ученых на проблему внутриличностных  конфликтов

  Личность  является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

  Научное изучение внутриличностного конфликта, как было указано выше, было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я. [2, 7]

  Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.

  Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

  Сверх-Я  – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, kоторые общество предъявляет к личности. [24]

  Основные  внутриличностные конфликты проистекают  из-за расхождения интересов Оно  и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы  сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. Oднако  такие процессы протекают не всегда успешно.

  В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

  Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного  конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его  как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной. [1, 2]

  В рамках гуманистической психологии К. Роджерса предлагается другая теория внутриличностного конфликта. Фундаментальным  компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция» - представление личности о самой  себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.

  Но  «Я-концепция» часто не совпадает  с представлением об идеальном «Я». Между ними происходит рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я» и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психологическому заболеванию. [20]

  Широкую известность получила концепция  внутриличностного конфликта американского  психолога Абрахама Маслоу. Согласно ему, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации. 

  Самая высшая – потребность в самоактуализациии, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремиться быть тем, кем он может стать. Но это  ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта. [11]

  Еще одна теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию. По его определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла».

  Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных» (нусогенных) неврозах».

  По  мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни. [12]

  Когнитивная психология рассматривает внутриличностый  конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. [5]

  Интеракционизм  при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его конфликта ролей (А. Голднер).

  Основатель  концепции психосинтеза Р. Ассаджиоли видит сущность внутриличностного  конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность  «Я».

  В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категории противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). [3]

  Среди отечественных психологов одним  из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

  Значительный  вклад в развитие теории внутриличностного  конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.

  В. Мерлин рассматривал внугриличностный конфликт как «результат острого  неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает  состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличнocтным конфликтом. [21]

  Длительность  и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз. [14]

  По  Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

  В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым, А. Анцуповым и А. Шипиловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией, кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект. [4]

  Внутриличностный  конфликт можно рассматривать как  одновременное присутствие и  крайнюю степень выраженности ряда несогласующихся образований внутреннего  мира субъекта. Подобное несоответствие может осознаваться и оставаться неосознанным, однако в том или ином случае оно находит свое отражение в деятельности человека.

  Внутриличностный  конфликт выступает двояко – как  переживание дискомфорта, напряженности, неудовлетворенности и как склонность к определенным поведенческим паттернам, иногда продуцирующим, в том числе и межличностные конфликты. Дискомфорт и напряженность влияют на восприятие и оценку внешних событий, однако суть исходного противоречия нередко остается неосознанной. [28]

  Несмотря  на многочисленные исследования, в  настоящее время не существует единого представления о причинах возникновения, механизмах протекания и путях разрешения внутриличностных конфликтов. По выражению Ф. Е. Василюка, если дать определение внутриличностному конфликту, не рассогласующееся ни с одной из имеющихся концепций, оно рискует оказаться бессодержательным, констатирующим лишь «столкновение чего-то с чем-то». Рассматривая, какие же образования внутреннего мира выделяются в качестве полюсов возможного конфликта в различныз школах, автор приходит к выводу о том, что в центре внимания находятся конструкты, обозначаемые такими фундаментальными категориями современной психологии, как мотив, действие и образ. [4, 28]

  Тем не менее, наша работа требует формулировки определения изучаемого явления, поэтому  мы будем ссылаться на определение внутриличностного конфликта, данное А. Анцуповым и А. Шипиловым. Таким образом, внутрилuчностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. [2]

  Ознакомившись со столь разнообразными теориями и  концепциями внутриличностных конфликтов, можно выделить следующие общие  для всех этих теорий характеристики изучаемого вида конфликта:

  ·  внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

  ·  сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

  ·  внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двух благ большее, а наказанию предпочитает награду;

  ·  Любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

  ·   Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

  Усвоив  основные характеристики внутриличностного  конфликта, также необходимо изучить  его виды, чему и будет посвящена дальнейшая работа.

  1.2 Виды внутриличностных конфликтов

  В большинстве теоретических концепций  представлен один или несколько  видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место  занимают конфликты между потребностями  личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностых конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, на котором можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

  Исходя  из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

  ·Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.) Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Информация о работе Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов