Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:58, реферат

Описание

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается.

Работа состоит из  1 файл

конфл.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

  Рассмотрим  механизмы психологической защиты подробнее:

  Отрицание («не замечай это») – один из онтогенетически  ранних и наиболее простых механизмов защиты. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием. [23]

  Проекция («обвини это»). В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для  личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

  Реже  встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»). [18]

  Регрессия («плачь об этом»). В классических представлениях регрессия рассматривается как  механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. [9]

  Замещение («напади на что-то, заменяющее это»). Действие этого защитного механизма  проявляется в разрядке подавленных  эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность  или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. [15, 18]

  Вытеснение («не помни об этом»). З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу. [9]

  Изоляция («не чувствуй это») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

  Интроекция («не знай, откуда это») — присвоение ценностей или черт характера  других людей для предупреждения угроз с их стороны. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

  Интеллектуализация («переосмысли это») развивается в  раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование. Сюда входят также механизмы аннулирования, сублимации рационализации. [2]

  Аннулирование («отмени это») — поведение или  мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное  беспокойство, чувство вины.

  Сублимация («трансформируй это») — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид  деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

  Рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые  способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

  Компенсация («приобрети это»)— онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). В него входят механизмы идентификации и фантазии.[2]

  Реактивное  образование («обрати это в противоположное»). Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение  неприятных или неприемлемых для  нее мыслей, чувств или поступков  путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. [18]

  Идентификация («будь как это, чтобы не потерять его») — моделирование поведения  другого лица как путь к повышению  самоценности или совладанию с чувствами  в связи с возможным разделением или утратой.

  Фантазия, воображение («мечтай об этом») —  создание программы поведения, когда  проблемная ситуация, порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна. Воображение  состоит в создании образов или  способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Часто воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного конфликта, желает убежать.

  Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза. [1]

  Итак, с подходами к пониманию природы  внутриличностных конфликтов мы ознакомились, основные их характеристики, виды, причины, особенности переживания и последствия  рассмотрели, а также нами было усвоено, что разрешение внутренних конфликтов личности происходит посредством действия различных механизмов психологической защиты. Последнее нас особенно интересует, поэтому приступим к познанию психологических защитных механизмов на практике.

 

  Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов

  внутриличностный  конфликт психологический защита

  2.1 Цели, содержание и критерии оценки  методик исследования

  Освоив  теоретические азы изучаемой  темы, и имея благодаря этому некоторые  знания и представления, следует приступить непосредственно к практическому этапу нашей научной деятельности, к самому исследованию, которое поможет стать научно ближе к таким интересующим явлениям в психологии, как защитные механизмы, и укрепить существующую информацию в своей памяти.

  Первоначально следует определиться с выбором  соответствующих гипотезе исследования методик, которые могли бы предоставить достоверные данные об изучаемых  явлениях. В настоящее время в  психологической науке не существует методик, предназначенных именно для измерения внутриличностной конфликтности, поэтому приходится использовать те методы исследования, косвенно указывающие на присутствие во внутреннем мире человека конфликтов. Исходя из этого, нами были отобраны четыре методики-опросника:

  1. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.

  2. Опросник по изучению самоотношений  В. В. Столина.

  3. Методика диагностики уровня  эмоциональной стабильности и  нестабильности личности (по Г.  Айзенку).

  4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).

  Первая  методика предназначена для диагностики  механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждений, требующих  ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях.

  Восемь  эгозащитных механизмов формируют  восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле:

  

  где n – число положительных ответов  по шкале этой защиты, N – число  всех утверждений, относящихся к  этой шкале. (Приложение 2)

  В этой методике для нас представляет особый интерес результаты по шкале регрессии и реактивных образований, так как гипотеза исследования предполагает эмпирическую направленность именно на эти механизмы.

  Следующая методика – «Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина», также  содержит 110 утверждений, с которыми испытуемым предлагается либо согласиться, либо их опровергнуть. Ключ к обработке методики включает в себя 9 шкал, оценивающих ряд специфических модальностей (измерений) отношения человека к самому себе. По проведении тестирования суммируется количество положительных ответов по каждой шкале, а затем полученное число баллов переводится в стены. Определенный номер стена указывает на низкие, умеренные, высокие и крайне высокие значения. Мы в нашей работе будем подсчитывать баллы лишь по одной шкале, именуемой «внутренняя конфликтность», позволяющей зафиксировать, насколько обследуемые внутренне напряжены. Если ответы испытуемого соотносятся со стенами 1, 2 – это крайне низкие значения, 3 – низкие значения, 4, 5 – умеренные, 7, 8 – высокие, 9, 10 – крайне высокие значения. (Приложение 3)

  Третья  методика, именуемая также «Определение темперамента» Ганса Айзенка, представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов, на которые следует ответить «да» или «нет». Методика содержит 3 шкалы  – «экстраверсия – интроверсия», «эмоциональная устойчивость – невротизм» и «ложь». После завершения тестирования подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждой из трех шкал, и полученная сумма позволяет судить о силе проявления в поведении человека измеряемых типологических особенностей. Нашей задачей является подсчет баллов по шкале, определяющей эмоциональную стабильность либо нестабильность личности, а также по шкале лжи, чтобы быть уверенными в достоверности ответов. (Приложение 4)

Информация о работе Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов