Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:58, реферат

Описание

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается.

Работа состоит из  1 файл

конфл.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

  ·Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря  этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью, а также  те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо», («Я должен»).

  ·Самооценка, определяемая как са.моценность себя для себя, оценка личностью своих  возможностей, качеств и места  среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»). [21]

  В зависимости от того, какие стороны  внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта (см. приложение 1, табл. 1). 

  1. Мотивационный конфликт. Один из  часто изучаемых видов внутриличностного  конфликта, в частности, в психоаналитическом  направлении. Выделяют конфликты  между бессознателными стремлениями [23], между стремлениями к обладанию и к безопасности [25], между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла», или как столкновение различных мотивов.

  2. Нравственный конфликт. В этических  учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностям. А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему [4, 22].

  3. Конфликт нереализованного желания  или комплекса неполноценности.  Эго конфликт между желаниями  и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Эго конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии.

  4. Ролевой конфликт выражается  в переживаниях, связанных с невозможностью  одновременно реализовать несколько  ролей (межролевой внутриличностный  конфликт), а также в связи с  различным пониманием требований  самой личности к выполнению  одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

  5. Адаптационный конфликт понимается  как в широком смысле, то есть  как возникающий на основе  нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

  6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности  зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. [16] Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

  Кроме того, выделяют невротический конфликт как результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. [11]

  Рассмотрев  все разнообразие внутриличностных конфликтов, мы выяснили, что основанием для их классификации выступает то, какая сторона внутреннего мира человека (мотивы, ценности или самооценка) вызывает эти конфликты. Далее нашей задачей будет являться ознакомление с причинами возникновения внутриличностных конфликтов, а также изучение особенностей их переживания.

  1.3 Причины, особенности переживания  и последствия внутриличностных  конфликтов

  Внутриличностный  конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек  живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

  Отношения человека к миру, к другим людям  и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает  и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

  При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

  Внутренние  причины. Внутренние причины внутриличностного  конфликта коренятся в противоречиях  между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее  внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания. Чем выше его способности к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

  ·  Противоречие между потребностью и социальной нормой;

  ·  Противоречие мотивов, интересов и потребностей;

  ·  Противоречие социальных ролей;

  ·  Противоречие социальных ценностей и норм.

  Для возникновения внутриличностного  конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно одинаковыми. В противном случае, как было ранее отмечено, из двух зол человек выбирает меньшее, а из двух благ – большее. И никакого конфликта не возникает. [12]

  Внешние причины. Внешние причины внутриличностного  конфликта могут быть обусловлены: 1) положением личности в группе; 2) положением личности в организации; 3) положением личности в обществе.

  1. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В этой связи выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих внутрилиностный конфликт:

  ·  физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая;

  ·  отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

  ·  биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие корениться в самом организме);

  ·  социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов). [17]

  Когда наша потребность в уважении не встречает  понимания, когда мы лишены свободы  и чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей, - мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

  2. На уровне организации внешние  причины, вызывающие внутриличностный  конфликт, могут быть представлены  такими видами противоречий, как:

  ·  противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями и плохими условиями труда;

  ·  противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;

  ·  противоречия между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;

  ·  противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения:

  ·  противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой.;

  ·  противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;

  ·  противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности;

  ·  противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.

  3. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

  Конфликт, возникнувший во внутренней структуре  личности по тем или иным причинам, имеет свои особенности переживания. Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание - это эмоционально окрашенное состояние личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристики. [21] 

  Активационные характеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду с активационными часто обращаются к эмоциональным составляющим психического состояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именно как эмоциональное, с которым обычно отождествляется наличие тех или иных переживаний. Традиционность выделения эмоциональных характеристик состояния связана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъективную определенность, тем самым, делая его явлением, доступным непосредственному изучению [4].

  Во  внутриличностном конфликте эмоциональная  составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений. Психоэмоциональная напряженность  является формой представленности в  психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.

  По  субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.

  Предметное  содержание психоэмоционалного напряжения составляют ситуации, условия и события, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека. [1, 2]

  Автор [4] выделяет четыре типа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностное и творческое. Для внутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание.

  Существуют  два подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда  субъект еще не достиг высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующие ценностям, отвергаются сознанием принципиально либо просто снижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости.

  Ценностные  переживания второго подтипа  возможны на высших ступенях развития ценностного сознания. Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в  ней находит смысл своей жизни.

Информация о работе Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов