Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа
Актуальность - за последние десятилетия человечество получило новые катализаторы для продуцирования агрессии - прежде всего это телевидение, неконтролируемая демонстрация порно (особенно с насилием), социальное и экономическое расслоение общества, интеграция в другие культуры и тд. Задачи:
Изучение необходимой литературы;
Проследить формы и причины возникновения агрессивного поведения;
Рассмотреть главные теории агрессивности, в частности теории агрессивности и подражания, разработанные Миллером , Доллардом и Бандурой;
С точки зрения Бандуры, фрустрация - это только один и необязательно наиболее важный фактор, влияющий на агрессивное поведение. «Фрустрация наиболее вероятно должна провоцировать агрессию в людях, которые научены отвечать на отвратительное обхождение (aversive treatment) агрессивными установками и действиями...» - замечает Бандура. По его мнению, «агрессия вообще лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает».[19]
Бандурой
и его коллегами проведен целый
ряд исследований, лабораторных и
полевых, посвященных, в частности,
детской и юношеской
Рассмотренный
подход позволяет заключить, что
позиция Бандуры иллюстрирует, пожалуй,
наибольшую степень «размягчения»,
«либерализации» принципов
И действительно,
подкрепление остается по-прежнему основной
детерминантой, регулятором поведения.
Личность может приобретать новые
формы реакций через наблюдение
поведения модели и без подкрепления,
однако готовность реализовать эти
новые реакции в конечном счете
определяется личным прошлым опытом
подкреплений либо опытом подкреплений
наблюдаемой модели. Ограниченности
и издержки, которые характерны для
бихевиоризма вообще, лишь усугубляются
при обращении к социально-
Обращают
на себя внимание отдельные интересные
методические находки авторов в
постановке экспериментов. Однако во многих
случаях эти эксперименты оказываются
«экспериментами в вакууме», т.е.,
по существу, выведенными из социального
контекста. Особенно это проявляется
в эксплицитном или имплицитном
игнорировании роли социальных норм
в регуляции человеческого
Глава 3. Практическая часть
Цель моего практического исследования – выдвинуть гипотезу и с помощью тест-опроса доказать её.
Известно, что счастливые люди менее предрасположены к агрессии – это факт. Гипотеза же моя заключается в том, что люди в возрасте от 18-30 лет, следовательно, менее агрессивны, нежели люди в возрасте от 30-40 лет
В тесте 28 вопросов. Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет»
Вопросы теста:
результаты теста |
||||||||||||||||||||||
? |
возраст от 18-30 |
возраст от 30-40 | ||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- | ||
2 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||
5 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||
6 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
8 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ | ||
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
10 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- | ||
11 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ | ||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
13 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
14 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||
15 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
16 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | ||
17 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- | ||
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||
19 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
20 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- | ||
24 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
25 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ | ||
26 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ | ||
27 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
28 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- | ||
Итог |
- |
-+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
-+ |
-+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Выводы по практическому исследованию:
По результатам проведённого теста, которые записаны в таблице, в графе «итог» видно, что категория людей в возрасте от 18-30 лет более счастлива и менее агрессивна (степень агрессивности я определяла по тому, сколько в ответах испытуемого «-», а сколько «+», то есть ответов «нет» и «да». Чем больше ответов нет, тем человек более счастливый, а следовательно менее агрессивный) нежели группа в возрасте от 30-40 лет, в которой большее количество испытуемых более подвержены стрессу, более несчастны и как следствие более агрессивны. Следовательно, результаты тест-опроса свидетельствуют о том, что моя гипотеза верна.
Заключение
При выполнении курсовой работы была прведена большая работа по изучению многочисленной литературы. Необходимо было проследить основные формы и причины возникновения агрессивного поведения. Я выяснила, что агрессия проявляется в двух формах: в форме враждебной агрессии, которая порождается такими эмоциями, как гнев и намерение причинить вред, и в форме инструментальной агрессии, являющейся лишь средством достижения какой-то иной цели. Необходимо было также рассмотреть главные теории агрессивного поведения. После их рассмотрения, мне стало известно, что существует три общие теории агрессии:
В частности
я рассмотрела теорию агрессии
и подражания Миллера и
По окончании
изучения предлагаемой ниже литературы,
я проделала небольшое
В заключении можно сказать, что исследования психологами темы агрессии и подражания не останавливаются, а ищут пути объяснения такого человеческого поведения.
Список использованной литературы
1. Агеев В.
С. Межгрупповое
2. Адорно Т. Авторитарная личность. Издательство «Экзамен»,М., 1997.
3. Айзер Р. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Изд-во «Центр», М., 1984.
4. Андреева
Г. М. Методологические
5. Андреева Г. М. Социальная психология. Изд-во «Форум», М., 1998.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания. Изд-во «Перспектива», М., 2000.
7. Бандура
А., Уолтере Р. Принципы
8. Буева Л.
П. Социальная среда и
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Изд-во «Академический проект», СПб., 1998.
10. Джерджен
К. Движение социального
11. Жуков Д.В.. Словарь терминов агрессии. Изд-во «Феникс», -Иркутск, 2006
12. Ионин
Л. Г. Этнометодология//
13. Кон И. С. Социология личности. Изд-во «Перспектива», М., 1967.
14. Левин К. Теория поля в социальных науках. Изд-во «Аспект пресс», СПб., 2000.
15. МакГвайр В. Ин и Янь прогресса в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
16. Майерс Д. Социальная психология. Изд-во «Гароарики», М., 1997.
17. Митина С. М. Г. Гарфинкель//Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
18. Московией С. Общество и теория в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
19. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Изд-во «Экономика», М., 1997.