Теория личности Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:44, реферат

Описание

Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3стр.
Структура личности по З.Фрейду ………………………………5 стр.
Развитие личности по З.Фрейду ……………………………….. 10 стр.
Стадии психосексуального развития …………………………. 11стр.
Заключение …………………………………………………….. 17 стр.
Список литературы ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

  Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального 

  образования

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

  Кафедра  философии и политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа

  По  психологии и педагогике

  Тема: «Теория личности Зигмунда Фрейда» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнил студент: 

                                                  Горелова Олеся Евгеньевна

                   гр.221   факультета Бухгалтерский  учет  2 курса

                             Научный руководитель :

                                                       
       
       
       

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение    ……………………………………………………….. 3стр.

Структура  личности по З.Фрейду ………………………………5 стр.

Развитие личности по З.Фрейду ……………………………….. 10 стр.

Стадии психосексуального  развития …………………………. 11стр.

Заключение …………………………………………………….. 17 стр.

Список литературы …………………………………………….18 стр.

 

Введение.

     Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком  австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной  Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет  Венского университета. Во время учебы  испытал влияние знаменитого  психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался  чрезвычайным честолюбием, которое  толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

     После получения медицинской степени  в 1881 году Фрейд занял должность  в Институте анатомии мозга, где  занялся изучением морфофизиологии  центральной нервной системы.  

     В 1885 году Фрейд, благодаря полученной исследовательской стипендии, стажируется  в Париже у одного из наиболее выдающихся неврологов того времени Жана Шарко. Используя внушение и гипноз, Шарко  добивался появления или, наоборот, исчезновения истерических симптомов  у своих пациентов. Эти клинические  демонстрации произвели на Фрейда сильное  впечатление. Он вернулся в Вену и  переключился на исследования в области  психопатологии.

     Первая  работа Фрейда появилась в 1895 году. Она была посвящена  теме возникновения истерических симптомов из подавленных детских травматических переживаний. Этот момент можно назвать годом основания психоанализа и начала формирования психоаналитической теории.

     Утверждения Фрейда о том, что в основе многих психических расстройств лежат  проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского университета. В промежутке между 1860 и 1900 годами, Фрейд углубляется в  интенсивный самоанализ, результатом  которого стал не только личностный рост, но и появление первого и наиболее революционного  труда, основанного на собственном опыте. Книга «Толкование сновидений» была проигнорирована консервативным научным сообществом, но это не остановило Фрейда на пути дальнейшего развития психоаналитической концепции. Период 1901 - 1905 годы стал особенно творческим. Было опубликовано ряд работ, посвященных исследованию сексуальности, психопатологии и структуре личности.

     В 1909 году стал триумфальным для Фрейда. Цикл лекций, прочитанных в США, был  воспринят очень хорошо и открыл путь психоаналитической концепции  к международному признанию. Фрейд  достиг огромной известности, его фигура стала поистине культовой. Пациенты практически со всего света записывались на его консультации. Тем не менее, смерть его 26-летней дочери и страх  за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте, омрачили его триумфальное шествие. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны, 64-х летний Фрейд дополняет свою теорию существованием универсального человеческого инстинкта - стремления к смерти. Книги того периода расходятся огромными тиражами по всему миру: «Будущее одной иллюзии», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно».  Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 году.

     Усиление  антисемитизма в 1930-х годах также  оказало сильное влияние на его  взгляды о социальной природе  человека. Вскоре после вторжения  в Вену гитлеровцев, Фрейд бежит  в Англию.

     Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался  от, каких бы то ни было, лекарственных  средств, в то же время, выкуривая  в день до 20 кубинских сигар.

 

     Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне,  оставив после себя многочисленных  учеников и одну из наиболее  революционных психологических  теорий.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

     В течение длительного времени  Фрейд применял топографическую  модель личности, в которой выделял  три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

     В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел  свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основные  структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

     Хотя  каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и  механизмами, они взаимодействуют  столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния  и взвесить их относительный вклад  в человеческое поведение. Поведение  почти всегда выступает как продукт  взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно  редко одна из них действует без  двух других.

Цель: научить пониманию основных положений  психоаналитической теории З. Фрейда с  точки зрении ее влияния на психодинамическое  направление в теории личности.

     Задачи:

сформировать  представление:

·       об основных исследованиях в  области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.

     об  основных фактах биографии З. Фрейда  и об этапах развития его научно-практической деятельности.

     о структуре личности по З.Фрейду как  единства трех взаимосвязанных компонентов: Оно (ID);  Я (EGO);  Сверх - Я (SUPER-EGO)

     об  инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.

     о функции тревоги в концепции  психоанализа З.Фрейда.

     о психологических  механизмах  защиты: (вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование,  регрессия, отрицание, сублимация.)

 

  о стадиях психосексуального  развития личности:

1.      Оральная 0-18 мес

2.      Анальная 1-3 года,

3.      фаллическая  3-6 лет

4.      латентная -6-12 лет

5.      генитальная 12-22 года

     Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.

     Ид  есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что  является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии  и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано  с телесными процессами, откуда черпает  свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной  психической реальностью», поскольку  она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной  реальности.

     Когда энергия нарастает, Ид не может этого  выдерживать, что переживается как  дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует  таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.

     Для того, чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем, энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Ид.

     Очевидно, что сам по себе первичный процесс  не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический  процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго.

     Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.

     Эго появляется в связи с тем, что  потребности организма требуют  соответствующих взаимодействий с  миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и  съесть пищу прежде, чем будет снижено  напряжение голода. Это означает, что  человек должен научиться различать  образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать  образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения  пищи в среде. Иными словами, человек  соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом  пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго  заключается в том, что Ид знает  только субъективную реальность, в  то время как Эго различает  внутреннее и внешнее.

     Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта - то есть, обладает ли он внешним существованием, — в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

     Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго  формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке - как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Информация о работе Теория личности Зигмунда Фрейда