Эго
называют исполнительным органом личности,
так как оно открывает двери
действию, отбирает из среды то, чему
действие должно соответствовать, и
решает, какие инстинкты и каким
образом должны быть удовлетворены.
Осуществляя эти чрезвычайно
важные исполнительские функции, Эго
вынуждено стараться интегрировать
часто противоречивые команды, исходящие
от Ид, Супер-эго и внешнего мира.
Это непростая задача, часто держащая
Эго в напряжении.
Однако
следует иметь в виду, что Эго
- эта организованная часть ид - появляется
для того, чтобы следовать целям
Ид и не фрустрировать их и что
вся его сила черпается из Ид.
Эго не обладает существованием, отдельным
от Ид, и в абсолютном смысле всегда
зависимо от него. Его главная роль
- быть посредником между инстинктивными
запросами организма и условиями
среды; его высшая цель - поддерживать
жизнь организма и увидеть, что
вид воспроизводится.
Суперэго
(Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся
система личности, интернализованная
модель общественных норм и стандартов
поведения. Это морально - этическая структура,
которая появляется, когда ребенок начинает
различать «правильно» и «неправильно»,
результат воспитания и социального обучения.
Каждый поступок человека оценивается
этим «внутренним цензором».
Суперэго
- внутренняя репрезентация традиционных
ценностей и идеалов общества
в том виде, в каком они интерпретируются
для ребенка родителями и насильственно
прививаются посредством наград
и наказаний, применяемых к ребенку.
Суперэго - это моральная сила личности,
оно представляет собой скорее идеал,
чем реальность, и служит скорее
для совершенствования, чем для
удовольствия, Его основная задача
- оценить правильность или неправильность
чего-то, исходя из моральных стандартов,
санкционированных обществом.
Суперэго
как сопровождающий человека интернализированный
моральный арбитр развивается в
ответ на награды и наказания,
исходящие от родителей. Чтобы получать
награды и избегать наказаний, ребенок
учится строить свое поведение в
соответствии с требованиями родителей.
То, что считают неправильным и
за что наказывают ребенка, инкорпорируется
в совесть — одну из подсистем Суперэго.
То, что они одобряют и за что награждают
ребенка, включается в его эго-идеал
- другую подсистему Суперэго, Механизм
обоих процессов называется интроекция.
Ребенок принимает, или интроецирует,
моральные нормы родителей. Совесть наказывает
человека, заставляя чувствовать вину,
эго-идеал награждает его, наполняя гордостью.
С формированием Суперэго на место родительского
контроля встает самоконтроль.
Основные
функции самоконтроля: 1) препятствовать
импульсам Ид, в частности, импульсам
сексуального и агрессивного плана,
ибо проявления их осуждаются обществом;
2) «уговорить» Эго сменить реалистические
цели на моральные и 3) бороться за совершенство.
Таким образом, Суперэго находится
в оппозиции к Ид и к Эго
и пытается строить мир по своему
образу. Однако Суперэго подобно Ид
в своей иррациональности и подобно
Эго в стремлении контролировать
инстинкты. В отличие от Эго Суперэго
не просто отсрочивает удовлетворение
инстинктивных потребностей, оно
их постоянно блокирует.
В
заключение этого краткого рассмотрения
следует сказать, что Ид, Эго и
Суперэго не следует рассматривать
как неких человечков, управляющих
нашей личностью. Это не более
чем наименования для различных
психических процессов, подчиняющихся
системным принципам. В обычных обстоятельствах
эти принципы не противоречат друг другу
и не перечеркивают друг друга. Напротив,
они работают как единая команда под руководством
Эго. Личность в норме функционирует как
единое целое, а не как нечто трехчастное.
В общем
смысле Ид может рассматриваться
как биологическая составляющая
личности, Эго – как психологическая
составляющая, Суперэго – как социальная
составляющая.
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ
Психоаналитическая
теория развития личности основывается
на двух предпосылках.
Первая
предпосылка делает упор на том, что
переживания раннего детства играют критическую
роль в формировании взрослой личности.
Фрейд был убежден в том, что основной
фундамент личности индивидуума закладывается
в очень раннем возрасте (до пяти лет).
Вторая
предпосылка состоит в том, что человек
рождается с определенным количеством
сексуальной энергии, которая затем проходит
в своем развитии через несколько психосексуальных
стадий. В термине психосексуальный
подчеркивается, что главным фактором,
определяющим развитие человека, является
сексуальный инстинкт, прогрессирующий
от одной эрогенной зоны к другой (с психологической
компонентой) в течение жизни человека.
Согласно теории Фрейда, на каждой стадии
развития определенный участок тела стремится
к определенному объекту или действиям,
чтобы вызвать приятное напряжение.
Логика
теоретических построений Фрейда основывается
на двух факторах: фрустрации
и сверхзаботливости. В первом случае
психосексуальные потребности, соответствующие
определенной стадии развития пресекаются
(фрустрируются) родителями и поэтому
не находят оптимального удовлетворения,
во втором со стороны родителей ребенку
предоставляется мало возможности самому
управлять своими внутренними функциями.
В обоих случаях происходит своеобразное
застревание (фиксация) на определенной
стадии психосексуального развития. Например,
у десятилетнего мальчика упорное сосание
пальца является явным признаком оральной
фиксации. Фрейд отстаивал точку зрения,
согласно которой серьезные конфликты
во взрослой жизни – следствие нарушения
адекватного прохождения фаз психосексуального
развития.
СТАДИИ
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
1.
Оральная стадия (0-18
мес.) Зона сосредоточения либидо
– рот, так как рот в этот период наиболее
тесно связан с удовлетворением биологических
потребностей. Однако удовлетворение
оральных потребностей – это, прежде всего:
А) удовлетворение
либидо (сосание) как получение удовольствия;
Б) удовлетворение
голода;
В) удовлетворение
потребности соотнесения себя с объектом
(матерью).
Особенность
заключается в том, что эти
потребности должны удовлетворяться
вместе.
С момента
рождения появляется желание подтвердить
себя, свои границы:
1) В
материнской утробе ребенок воспринимает
мир и свои собственные границы
слитно, как некое космическое
состояние, и переживает «океаническое
чувство».
2) После
родов эти границы подтверждают
пеленки как границы внутри
матери.
Появляется
ценность удовлетворения.
3) Возникающее
у ребенка напряжение снижается
через сосание материнской груди,
вследствие чего ребенок получает
удовольствие как оргазмическое чувство.
Однако если мама не подходит сразу (идеальных
матерей не бывает) и не обозначает собою
ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны),
он испытывает фрустрацию и подтверждает
отсутствие себя, свою «плохость».
Поскольку
Ид и Эго еще нераздельны, в
этот момент появляется Эго как реакция
на фрустрацию, как:
сила,
инстанция на границе с миром;
возникающая
из ощущений с телом;
воздающая
защитные механизмы от фрустрации;
возникающая
из Ид во внешнем слое, выносящая
в мир напряжение.
Таким
образом, Эго защищает Ид через удовлетворение,
а не удовольствие, т. к. удовольствие
достигается при немедленной разрядке.
Повторяющиеся неизбежные фрустрации
расширяют границы между внутренним и
внешним миром. Выделяется функция Эго
как защиты от внешнего мира и от внутреннего,
как от слишком сильного напряжения в
Ид. Но при слишком сильных фрустрациях
зачаточное Эго не может с ними справиться,
ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные
ощущения и защищает себя сам. Например,
пососать свой собственный палец.
4) Ребенок
начинает экспериментировать с
грудью – кусать, то есть:
входить
в контакт с объектом;
наделять
мать волей.
В
этот период формируется либо базовое
доверие миру, либо недоверие.
Таким
образом, в каждом инстинктивном
удовлетворении потребностей:
познание
реальности;
овладевание
реальностью;
эмоциональное
взаимодействие;
тактильный
контакт с телом матери.
К
6 - 12 месяцам появляется новая форма
орального удовлетворения. Появление
зубов обусловливает садистические
желания – кусать (в т.ч. мамину
грудь). Удовлетворение голода и исследование
мира через рот объединены совместным
проявлением любви и агрессии.
Вырисовывается мир реальных объектов.
Теряется чувство продолжения его
самого.
К
7 – 12 месяцам появляются признаки гнева
четко на мать, как реакция на
фрустрацию, однако гнев долго не живет.
Это признаки орально-садистической
стадии.
Оральная
стадия заканчивается, когда прекращается
кормление грудью. Это момент всегда
связан с фиксацией. Поскольку в
норме любой ребенок всегда желает
мамину грудь, не хочет бросать.
Согласно Фрейду,
у человека, который получал в
этот период недостаточную стимуляцию,
сформируется в дальнейшем орально-пассивный
тип личности (ожидание «материнского
отношения к себе», поиск одобрения
любой ценой, требовательность, зависимость,
пессимизм…).
2.
Анальная стадия (1-3
года). Первый урок цивилизации. Мама
впервые выдает запреты, становится карающей,
страшной инстанцией. Эрогенная зона на
другой стороне кишечника (анус).
Ребенок начинает
улавливать напряжение в прямой
кишке сначала бессознательно, затем
сознательно. Появляется первое
проявление воли – управление
сфинктером. Впервые входит в
объектные отношения, где акт
дефекации – это манипуляция,
ощущение всемогущества, месть.
Задача ребенка получить любовь
через дефекацию, когда «делаю»
- любовь, «не делаю» - не любовь, «сдерживаю»
- любовь, «не сдерживаю» - не любовь.
Ребенок может манипулировать, чтобы
вызвать желаемое от мамы. В
изобилии направляется не нее
агрессия. Именно теперь ребенок
в играх хочет завладеть игрушкой,
во что бы то ни стало.
Идентифицируясь с агрессором, –
мамой -демонстрируют такое же
поведение и со сверстниками.
Отношение
к матери амбивалентно
убежденность
в своем всемогуществе
мать
ограничивает
наказывает
желание
укрепляться во всемогуществе
тенденция
к независимости
первое
отделение от мамы
первое
отделение от мамы
хнычет,
проявляет ярость, потом любит
хаотичность
хаотичность
конфликт амбивалентности
конфликт амбивалентности
В этот период опасно
, если мать любит «хорошего» ребенка
и не любит «плохого». Тогда ребенок
разделяет мать на «хорошую» и
«плохую», еще не успев ее объединить
внутри себя. Это момент проявления
расщепления. Во взрослой жизни это
может проявляться как идеализация
и девальвация, обесценивание объекта.
Например, при нарциссизме, пограничных
расстройствах личности. Если мать
ровно принимает ребенка, к трем
годам в норме он соединяет
ее.
Фиксация
на анальной фазе проявляется как
одновременное совмещение в психической
реальности двух противоположностей:
удовлетворения и депривации (любовь
и наказание). Например, при акте
дефекации неожиданные, нестандартные
реакции – другое психическое
наполнение. В дальнейшем это может
привести к определенному характеру:
сверхаккуратность, обязательность, бережливость,
педантичность. Ситуация сверхконтроля
проявляется в бережливости (удовольствие
от накопления), жадности, скупости, расточительности
(удовольствие от траты), расчетливости,
упрямстве, накапливании отрицательных
эмоций с неожиданной разрядкой.
3.
Фаллическая стадия (3-6
лет). Инфантильно-генитальная фаза.
На предыдущих стадиях еще нет идентификации
себя (только с другими людьми, мамой, игрушкой).
Интересы ребенка, обусловленные либидо,
сдвигаются на область гениталий. Появляется
различие полов, соотнесение себя с полом,
тенденция к использованию гениталий.
С точки зрения Фрейда появляется интерес
фаллосу (наличие или отсутствие). В современном
психоанализе считается, что девочка приобретает
опыт эротической чувственности через
манипуляции клитора и вагины. (женская
аноргазмия – отсутствие этого опыта).
Для мальчика 3 - 4 года – это кульминация
эксгибиционистких тенденций. У мальчика
появляется зависть к пенису отца, у девочки
– к груди матери.