Теория личности Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:44, реферат

Описание

Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3стр.
Структура личности по З.Фрейду ………………………………5 стр.
Развитие личности по З.Фрейду ……………………………….. 10 стр.
Стадии психосексуального развития …………………………. 11стр.
Заключение …………………………………………………….. 17 стр.
Список литературы ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

     Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери  действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и  решает, какие инстинкты и каким  образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно  важные исполнительские функции, Эго  вынуждено стараться интегрировать  часто противоречивые команды, исходящие  от Ид, Супер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении.

     Однако  следует иметь в виду, что Эго - эта организованная часть ид - появляется для того, чтобы следовать целям  Ид и не фрустрировать их и что  вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным  от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями  среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что  вид воспроизводится.

     Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

     Суперэго - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно  прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для  удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

     Суперэго  как сопровождающий человека интернализированный  моральный арбитр развивается в  ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок  учится строить свое поведение в  соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и  за что наказывают ребенка, инкорпорируется  в совесть — одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал - другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

     Основные  функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам  сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится  в оппозиции к Ид и к Эго  и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно  Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно  их постоянно блокирует.

     В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и  Суперэго не следует рассматривать  как неких человечков, управляющих  нашей личностью. Это не более  чем наименования для различных  психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

В общем  смысле Ид может рассматриваться  как биологическая составляющая личности, Эго – как психологическая  составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

     Психоаналитическая  теория развития личности основывается на двух предпосылках.

     Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте (до пяти лет).

     Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. В термине психосексуальный подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой (с психологической компонентой) в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение.

     Логика  теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В первом случае психосексуальные потребности, соответствующие определенной стадии развития пресекаются (фрустрируются) родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения, во втором со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможности самому управлять своими внутренними функциями. В обоих случаях происходит своеобразное застревание (фиксация) на определенной стадии психосексуального развития.  Например, у десятилетнего мальчика упорное сосание пальца является явным признаком оральной фиксации. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты во взрослой жизни – следствие нарушения адекватного прохождения фаз психосексуального развития.

 

 

СТАДИИ  ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

     1.  Оральная стадия (0-18 мес.) Зона сосредоточения либидо – рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей – это, прежде всего:

А) удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия;

Б) удовлетворение голода;

В) удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).

Особенность заключается в том, что эти  потребности должны удовлетворяться  вместе.

С момента  рождения появляется желание подтвердить  себя, свои границы:

1) В  материнской утробе ребенок воспринимает  мир и свои собственные границы  слитно, как некое космическое  состояние, и переживает «океаническое  чувство».

2) После  родов эти границы подтверждают  пеленки как границы внутри  матери.

Появляется  ценность удовлетворения.

3) Возникающее  у ребенка напряжение снижается  через сосание материнской груди,  вследствие чего ребенок получает  удовольствие как оргазмическое чувство. Однако если мама не подходит сразу (идеальных матерей не бывает) и не обозначает собою ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны), он испытывает фрустрацию и подтверждает отсутствие себя, свою «плохость».

     Поскольку Ид и Эго еще нераздельны, в  этот момент появляется Эго как реакция  на фрустрацию, как:

     сила, инстанция на границе с миром;

     возникающая из ощущений с телом;

     воздающая защитные механизмы от фрустрации;

     возникающая из Ид во внешнем слое, выносящая  в мир напряжение.

     Таким образом, Эго защищает Ид  через удовлетворение, а не удовольствие, т. к. удовольствие достигается при немедленной разрядке. Повторяющиеся неизбежные фрустрации расширяют границы между внутренним и внешним миром. Выделяется функция Эго как защиты от внешнего мира и от внутреннего, как от слишком сильного напряжения в Ид. Но при слишком сильных фрустрациях зачаточное Эго не может с ними справиться, ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные ощущения и защищает себя сам. Например, пососать свой собственный палец.

4) Ребенок  начинает экспериментировать с  грудью – кусать, то есть:

     входить в контакт с объектом;

     наделять  мать волей.

     В этот период формируется либо базовое  доверие миру, либо недоверие.

Таким образом, в каждом инстинктивном  удовлетворении потребностей:

     познание  реальности;

     овладевание реальностью;

     эмоциональное взаимодействие;

     тактильный  контакт с телом матери.

     К 6 - 12 месяцам появляется новая форма  орального удовлетворения. Появление  зубов обусловливает садистические  желания – кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его  самого.

     К 7 – 12 месяцам появляются признаки гнева  четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической  стадии.

     Оральная  стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в  норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.

 

 Согласно Фрейду, у человека, который получал в  этот период недостаточную стимуляцию, сформируется в дальнейшем орально-пассивный  тип личности (ожидание «материнского  отношения к себе», поиск одобрения  любой ценой, требовательность, зависимость, пессимизм…).

2.  Анальная стадия (1-3 года). Первый урок цивилизации. Мама впервые выдает запреты, становится карающей, страшной инстанцией. Эрогенная зона на другой стороне кишечника (анус).

 

            Ребенок начинает  улавливать напряжение в прямой  кишке сначала бессознательно, затем  сознательно. Появляется первое  проявление воли – управление  сфинктером. Впервые входит в  объектные отношения, где акт  дефекации – это манипуляция,  ощущение всемогущества, месть.  Задача ребенка получить любовь  через дефекацию, когда «делаю»  - любовь, «не делаю» - не любовь, «сдерживаю»  - любовь, «не сдерживаю» - не любовь. Ребенок может манипулировать, чтобы  вызвать желаемое от мамы. В  изобилии направляется не нее  агрессия. Именно теперь ребенок  в играх хочет завладеть игрушкой, во что бы то ни стало.  Идентифицируясь с агрессором, –  мамой -демонстрируют такое же  поведение и со сверстниками.

Отношение к матери амбивалентно

    активно исследует мир

     убежденность  в своем всемогуществе

     мать  ограничивает

     наказывает

     желание укрепляться во всемогуществе

     тенденция к независимости

     
 
   
   
   
   

     первое  отделение от мамы

     первое  отделение от мамы

     хнычет, проявляет ярость, потом любит

 
   
 

   хаотичность

 

   хаотичность

 
   
 

   конфликт амбивалентности

 

   конфликт амбивалентности

 

  В этот период опасно , если мать любит «хорошего» ребенка  и не любит «плохого». Тогда ребенок  разделяет мать на «хорошую» и  «плохую», еще не успев ее объединить внутри себя. Это момент проявления расщепления. Во взрослой жизни это  может проявляться как идеализация  и девальвация, обесценивание объекта. Например, при нарциссизме, пограничных  расстройствах личности. Если мать ровно принимает ребенка, к трем годам в норме он соединяет  ее.

     Фиксация  на анальной фазе проявляется как  одновременное совмещение в психической  реальности двух противоположностей: удовлетворения и депривации (любовь и наказание). Например, при акте дефекации неожиданные, нестандартные  реакции – другое психическое  наполнение. В дальнейшем это может  привести к определенному характеру: сверхаккуратность, обязательность, бережливость, педантичность. Ситуация сверхконтроля  проявляется  в бережливости (удовольствие от накопления), жадности, скупости, расточительности (удовольствие от траты), расчетливости, упрямстве, накапливании отрицательных эмоций с неожиданной разрядкой.

     3. Фаллическая стадия (3-6 лет). Инфантильно-генитальная фаза. На предыдущих стадиях еще нет идентификации себя (только с другими людьми, мамой, игрушкой).  Интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются на область гениталий. Появляется различие полов, соотнесение себя с полом, тенденция к использованию гениталий. С точки зрения Фрейда появляется интерес фаллосу (наличие или отсутствие). В современном психоанализе считается, что девочка приобретает опыт эротической чувственности через манипуляции клитора и вагины. (женская аноргазмия – отсутствие этого опыта). Для мальчика 3 - 4 года – это кульминация эксгибиционистких тенденций. У мальчика появляется зависть к пенису отца, у девочки – к груди матери.

Информация о работе Теория личности Зигмунда Фрейда