Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:44, реферат
Описание
Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.
Содержание
Введение ……………………………………………………….. 3стр. Структура личности по З.Фрейду ………………………………5 стр. Развитие личности по З.Фрейду ……………………………….. 10 стр. Стадии психосексуального развития …………………………. 11стр. Заключение …………………………………………………….. 17 стр. Список литературы ………………………………………
Задача
в этом периоде: половая идентификация,
выстраивание отношений с родителями
на основе выбранной половой роли.
Мальчик обнаруживает отсутствие пениса
у мамы, делает бессознательный вывод
о ее ущербности «кастрированности».
Эдипов
комплекс – это доминирующий конфликт
на этой стадии.
В сущности, этот комплекс заключается
в неосознанном желании ребенка обладать
родителем противоположного пола (применительно
к девочкам этот комплекс называется
комплексом Электры), одновременно устранить
родителя одного с ним пола и страх соперника,
ненависть. Любовь и ненависть на этой
фазе заряжают либидо.
Мальчик
боится отца как соперника, появляется
кастрационная тревога (у мамы уже
нет пениса), одновременно хочет
быть похожим на отца, чтобы завоевать
мать. Конфликт заключается в одновременной
потребности и невозможности. В
действительности ребенок испытывает
сексуальные чувства к обоим
родителям, но с каждым соревнуется
за любовь к другому.
Одновременно
проявляются две формы переживания
эдипова комплекса
положительная
отрицательная
Либидо
направляется на противоположный пол,
родитель своего пола воспринимается
как соперник
Боязнь
потерять любовь родителя своего пола
из-за желания (фантазии) к другому.
Родитель
своего пола идеализируется
Родитель
своего пола тоже становится объектом
либидо, следовательно, родитель противоположного
пола - соперник
Полный
эдипов комплекс – это сочетание и баланс
положительной и отрицательной форм.
Чувства,
возникающие к матери:
позитивные
(либидный объект);
негативные
(обесценил ее из-за отсутствия пениса);
страх,
т.к. мать – первый источник кастрации
(страх телесного ущерба со стороны
матери появился раньше в ситуациях
телесного насилия – манипуляции
с телом в младенчестве, приход
к врачу…)
Чувства
к отцу:
позитивные
(как к идеалу, объекту для идентификации);
негативные
(как к сопернику, источнику кастрации);
Чувства
к себе:
позитивные
(я всемогущ, т.к. похож на отца);
негативные
(я ничего не могу, т.к. отец сильнее,
только он может быть таким);
вина
как следствие желания устранить
отца.
Разрешение
эдипова комплекса заключается в том,
что мальчик подавляет
свои сексуальные желания в отношении
матери (уступая перед отцом) и начинает
идентифицировать себя с отцом (идентификация
с агрессором), противоположные чувства
постепенно гасятся. Укрепляется функция
Эго, т.е. функция достижения компромисса.
В результате нормального разрешения
эдипова комплекса часть либидо направляется
против отца, часть – на идентификацию
с ним, а часть – на теплые чувства к маме.
Процесс
идентификации выполняет несколько
функций: во-первых мальчик перенимает
совокупность ценностей, моральных
норм, установок и моделей поведения,
обрисовывающих для него – что
значит быть мужчиной (развивается
Супер-эго как заменитель реального
родителя), во-вторых, идентифицируясь
с отцом, мальчик может удержать
мать как объект любви, поскольку
теперь он обладает тем же набором
качеств, которые мать ценит в
отце. Аналогичные процессы происходят
при разрешении комплекса Электры.
Таким
образом, корни Супер-эго лежат
в запрещенных желаниях Ид, которые
бессознательное превращает в реактивное
образование - совесть. Вина и жалость
к себе – результат эдипова комплекса,
а, значит, возможность развития.
4.
Латентная стадия (6-12
лет). Время подготовки к взрослению,
когда сексуальный инстинкт «дремлет».
Либидо ребенка направлено, посредством
сублимации на виды деятельности, не связанные
с сексуальностью (учёба, спорт, отношения
со сверстниками и т.д.). Однако З. Фрейд
считал, что явная сексуальность вытесняется,
но выступает как интеллектуализация
и социализация. Это время формирования
стыда, правил, культурных норм. Но сексуальность
присутствует в виде фантазий, бессознательных
желаний.
К этому
периоду Эго одержало верх
над Ид:
ребенок
подавил эдипальные желания;
сознательно
и более последовательно воспринимает
родительские требования и ожидания;
ярче
стыд и вина;
Эго посвящает
себя вхождению в социум.В этом
периоде на поведение ребенка
влияют две базовые латентные
фантазии.
1) Бессознательная
фантазия семейного романа:
мои
родители не настоящие;
просто
я живу с ними;
своих
родителей еще надо разыскать
Например,
мальчик, чтобы найти настоящих
родителей, должен «убить дракона» (в
сказках описан этот момент), дети убегают
из дома бессознательно искать других
родителей. Роль этой фантазии заключается
в защите от эдипальных инцестуозных желаний,
от одновременного проявления любви и
агрессии.
2) Фантазия
близнецов (более поздняя).
у
меня есть двойник – моя противоположность;
ему
можно всё – мне нельзя;
он
природен - я социален;
он
счастлив – я нет.
Например,
Том Сойер и Гек Фин, Малыш
и Карлсон. Отличники выбирают в
качестве друга хулигана.
Роль
этой фантазии в проекции плохой части
во внешний мир, в становлении
социально приемлемым.
Задачи
латентного периода социализация, обретение
навыков, получение удовольствия от
завершения. Проявление скуки и лени
заключается в бессознательном
страхе ответственности, неумении получать
удовольствие от завершения. В этом
периоде родители как референтная
группа отходят на второй план, значимыми
становятся латентные группы сверстников,
где можно обмениваться навыками,
учиться распределять ответственность,
укреплять собственную идентичность
через идентификацию через идентификацию
с ними. Однополые группы укрепляют
половую идентичность.
Таким
образом, главная цель – заменить
родительское Супер-эго на своё.
5.
Генитальная (12 – 22 года). Результатом
физиологических изменений в организме
является усиление возбудимости и повышение
сексуальной активности. Вступление в
генитальную стадию отмечено возможность
наиболее полного удовлетворения сексуального
инстинкта. Предыдущие, так или иначе неудовлетворенные,
сексуальные стремления (оральные, анальные,
фаллические) могут начать формировать
черты характера, сублимируются в увлечения
и хобби, вытесняются. Половое влечение
становится альтруистическим. Подросток
заботится как о своём удовлетворении,
так и об удовлетворении объекта.
Выделяют
два периода генитальной фазы:
предподростковый и подростковый.
Предподростковый
начинается с появления вторичных
половых признаков. Задача заключается
в том, чтобы психологически справиться
с физиологическими изменениями
тела. В связи с увеличением
импульсов из Ид, найти нарушенное
равновесие между Эго и Ид. Для
этого периода возможно появления
дисморфофобии (непринятие внешнего вида).
Подростковый
период девушками и юношами воспринимается
по-разному. Появление менструация
для девушек не является чем-то совсем
неизвестным (в литературе, на телевидении,
в рекламах уделено достаточно внимания
этому явлению), для юношей же спонтанные
первые эякуляции являются менее
изученными, это явление не поддается
контролю, в связи с этим пугает.
Поэтому для юношей характерно снижение
мужественности и вербализации.
Таким
образом, конфликт этого периода
характеризуется как:
нарушение
равновесия между Эго, Ид и Супер-эго
в силу нового, мощного проявления
сексуального, агрессивного драйва;
возрождение
вытесненных конфликтов предыдущих
стадий, адекватно не разрешенных.
Все
желания переживаются подростками
как угрожающие. Возросшие желания,
требующие удовлетворения стереотипно,
по инерции подавляются из-за необходимости
социализации. Как следствие возрастает
различного рода тревожность. Подросток
начинает «бросаться» из крайности
в крайность (от природности к
социализации). Однако, в силу лабильности
аффекта в этом возрасте, подросток
способен справляться с тревогой.
Для
родителей, в связи с этим, предоставляется
последняя возможность помочь, дать
детям то, что недостаточно дали
в предыдущие периоды.
Заключение
Фрейд
– атеист. Он склонялся к выводу
о врожденном характере религиозной
потребности, рассматривая религию
как “коллективный невроз навязчивости”,
как “массовую иллюзию”. Религия
– спасительное средство от индивидуальных
форм невротизации. Помимо обращения
к мировым культурным вершинам, Фрейд
не обходит вниманием и низовые
сферы культуры (например, опыт создания
различных сонников), и факты, связанные
с обыденным сознанием. Хотя не все
аспекты теории Фрейда получили научное
признание, а многие его положения
на сегодняшний день кажутся принадлежащими
скорее истории, чем современной
психологической науке, невозможно
не признать, что его идеи повлияли
на развитие мировой культуры, не только
психологии, но и искусства, медицины,
социологии. Фрейд открыл целый мир,
который лежит за пределами нашего
сознания и в этом его огромная
заслуга перед человечеством.
Без
преувеличения можно сказать, что
австрийский психолог и психиатр
Зигмунд Фрейд является одним
из тех ученых, кто во многом повлиял
на все дальнейшее развитие современной
психологии, а может быть и направил
ее по определенному пути развития.
Психоаналитическая теория Фрейда представляет
собой пример психодинамического подхода
к изучению поведения человека. Теория
считает поведение человека полностью
детерминированным, зависимым от внутренних
психологических конфликтов. Также
эта теория рассматривает человека
как целое, т.е. с точки зрения
холизма, так как была основана на
клиническом методе. Из анализа теории
следует, что Фрейд больше чем
другие психологи, был привержен
к идее неизменяемости.
Он
был убежден, что личность взрослого
формируется из опыта раннего
детства. С его точки зрения изменения,
происходящие изменения в поведении
взрослого человека неглубинные
и не затрагивают изменения структуры
личности. Считая, что ощущение и
восприятие человеком окружающего
мира является чисто индивидуальным
субъективным, Фрейд предположил
что, поведение человека регулируется
стремлением редуцировать неприятное
возбуждение, возникающее на уровне
организма при возникновении
внешнего раздражителя. Мотивация человека,
согласно Фрейду, основана на гемеостазе.
И так как он считал, что поведение
человека полностью детерминировано,
то это дает возможность полностью
исследовать его с помощью
науки.
Теория
личности Фрейда послужила основой
для психоаналитической терапии, успешно
применяемой в настоящее время.
Список
использованной литературы:
1.Ф. Виттельс «Фрейд, его личность,
учение и школа» Ленинград ЭГО 1991
2. Матушкин А.В. « Структура личности по
З. Фрейду.»
3.Н. В. Чепелева. «Психоанализ (3.Фрейд)»
4.З.Фрейд
“Психология бессознательного”.
М 1990г.
5.З.Фрейд
“Психоанализ и русская мысль”.
М 1994г.
6.
Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет.
Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991