Теория трансактного анализа Э. Берна. Структура личности и анализ взаимодействия по Э. Берну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 01:48, контрольная работа

Описание

Эрик Леннард Берн (1902--1970) – одна из ключевых фигур в современной психологии и психиатрии, создатель оригинального направления в психотерапии – «трансакционного анализа», разработка которого принесла ему мировую известность, основатель международной ассоциации трансакционного анализа.

Содержание

1. Введение.
2. Теоретическая часть. Структура личности.
3. Игры и развлечения.
4. Сценарии.
5. Сценарное программирование.
6. Практическая часть (теория и практика).
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

         Государственное образовательное  учреждение высшего 

                          профессионального образования

«Ярославская  государственная медицинская академия  Росздрава»

                              Фармацевтический факультет

                                       Заочное отделение

             Кафедра педагогики и психологии  с курсом  ФПДО 
 
 

                               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Тема № 1: Теория трансактного анализа Э. Берна.  Структура личности и   

                          анализ взаимодействия по Э. Берну. 
 

                              студентки   4 курса  6 группы:

                        Тимакиной    Дарьи    Вячеславовны. 

                                № зачетной книжки  06072. 
 
 
 
 

                                                                                 Обратный адрес:

                                                                                   184211  Мурманская область

                                                                                      г. Апатиты

                                                                                     ул. Строителей  д. 17  кв. 40   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                                                       Дата отправки работы:

                                                                                           4 мая 2010г.

                                                                                           Подпись:

 

  ОГЛАВЛЕНИЕ. 

 1. Введение. 

2. Теоретическая часть. Структура личности. 

3. Игры и развлечения. 

4. Сценарии. 

5. Сценарное программирование. 

6. Практическая часть  (теория и практика). 

7. Заключение. 

8. Список использованной литературы.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.  
 

 Эрик Леннард  Берн (1902--1970) – одна из ключевых фигур в современной психологии и психиатрии, создатель оригинального направления в психотерапии – «трансакционного анализа», разработка которого принесла ему мировую известность, основатель международной ассоциации трансакционного анализа.

 Социальная, семейная и брачная жизнь может годами протекать в вариантах той или иной игры. Развлечение и игры заменяют реальную близость между людьми. Трансакционный  анализ способен заполнить пробел в психологической  и социальной теории, помочь в решении психологических проблем на практике, устанавливая элементарные единицы (трансакции) и более крупные единицы (игры и сценарии) социальной деятельности людей.

 При использовании  теории  трансакционного (трансактного) анализа в работе психолога, психотерапевта этот метод дает ощутимые положительные результаты. Обретение подлинной близости – преданности без игр, является целью любых супружеских, родственных, семейных отношений. Теория Эрика Берна помогает корректировать проблемные отношения, объясняет сложные психологические взаимодействия между людьми.

 Книга Эрика  Берна «Люди, которые играют в  игры» раскрывает теорию и практику трансактного анализа, применение его  в клинике и в повседневной жизни. Вот как сам автор говорит о своей книге: «Эта книга главным образом посвящена мусору: тому, что делают люди друг с другом, вместо того, чтобы сказать «здравствуйте». Она написана в надежде на то, что люди опытные и тактичные сумеют помочь остальным распознать то,  что я в философском смысле называю мусором, поскольку главная проблема заключается в распознавании того, что есть мусор, а что нет».

 

  1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
 

 Сущность  трансакционного анализа заключается  в изучении состояний Я, которые  представляют собой целостные системы  мыслей и чувств, проявляющиеся в  соответствующих моделях поведения. Каждый человек проявляет три типа состояний Я.

 Я—Родитель. Состояние, которое ориентировано на родительское поведение, называется  Я--Родитель. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует и реагирует так, как один из его родителей в своем детстве. Это состояние Я активно, например, при воспитании собственных детей. Даже когда человек не находится в этом состоянии Я , оно влияет на его поведение как «Родительское воздействие», исполняя функции совести.

 Я -- Взрослый. Состояние Я , в котором человек объективно оценивает окружение, рассчитывает свои возможности и вероятности тех или иных событий  на основе прошлого опыта, называется взрослым состоянием  Я. Взрослый функционирует как компьютер.

 ЯРебенок. У каждого человека внутри заключен маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают точно так, как он или она поступали, будучи  ребенком определенного возраста. Это состояние Я называется  Я—Ребенок. Ребенок не рассматривается как нечто «детское» или «незрелое». Каждому необходимо понять своего Ребенка не только потому, что с ним придется прожить всю жизнь, но также потому, что это наиболее ценная часть его личности.

 Каждый человек, а тем более пациент психолога  имеет, по крайней мере, три голоса: Родителя, Взрослого и Ребенка. Он может долгое время скрывать один из них или даже два, но рано или поздно они проявятся. Обычно внимательный слушатель, вслушиваясь в течение пятнадцати минут, определит по крайней мере два голоса. Пациент может произнести целую Родительскую речь, только раз всхлипнув Ребенком, или целую Взрослую речь, только раз сделав Родительское замечание, но внимательный слушатель уловит ключевую фразу. У некоторых пациентов голос меняется от одного предложения к другому, иногда даже два или три голоса могут быть слышны в одном предложении.

 Более тщательный анализ не открывает новые состояния  Я , но подразделяет первичные (см. рис. №1). Так раскрываются два компонента Родительского Я: одно исходящее от  отца, другое – от матери; в состоянии Ребенка также раскрываются компоненты Родителя, Взрослого и Ребенка, которые уже были на лицо, когда фиксировался Ребенок, что можно подтвердить, наблюдая за реальными детьми. Кроме того, состояния Я имеют оттенки: Родитель – Природный, Кормящий, Контролирующий; Ребенок – Мятежный, Природный, Приспособившийся.

 Как видно  из вышеизложенного, когда встречаются  два человека, имеются шесть состояний  Я, по три в каждой личности. Поскольку  состояния Я отличаются друг от друга, как отличаются реальные люди, очень важно знать, какое именно состояние  Я активно в каждом участнике, когда между ними что-то происходит. Например: взаимодействие (трансакция) между супругами, где стимул исходит от состояния Я-Родитель у мужа и адресован состоянию Я-Ребенок у жены, а ответ (реакция) – от ее Ребенка к его Родителю (см. рис. № 2). В лучшем случае  получаем  взаимодействие  между покровительствующим мужем и его благодарной женой. В этом взаимодействии стрелы параллельны, и такие трансакции называются дополняющими (или комплиментарными). Пока трансакция дополняющая (с параллельными стрелами), само взаимодействие может длиться неограниченно долго. Трансакции ритуального типа почти не содержат информации, скорее, это знаки взаимного признания. Единицы ритуала называются поглаживаниями.

 Но возможны случаи, когда стимул и реакция  не совпадают (стрелы не параллельны, а  пересекаются – см. рис. №3).Трансакция такого типа называется пересекающейся, и в этом случае взаимодействие нарушается. Пример: муж спрашивает: «Где мои часы?» (стимул В—В), а жена отвечает: «Почему ты всегда во всем винишь меня?» (реакция Ре—Р). Возникает начало конфликта.

 Очевидно, что  возможны различные вариации как  дополняющих так и пересекающихся трансакций, и все они будут  вносить свой оттенок во взаимодействия людей. Пересекающиеся и дополняющие трансакции относятся к трансакциям одного уровня, то есть относительно просты. Но существуют также два типа неявно выраженных, или двухуровневых трансакций – угловая и двойная. В этом случае внешний стимул выглядит как Взрослый к Взрослому (разумное предложение), а на самом деле предназначен для другого состояния Я в собеседнике – Родителя или Ребенка (см. рис. № 4). Здесь сплошная линия (В—В) представляет социальный, внешний уровень трансакции, а пунктир показывает психологический, или скрытый уровень. В этом случае возможны два ответа – либо по внешнему уровню, либо по скрытому.            

  Если все население Земли разбить на пары, то эти пары могли бы по двести раз обменяться взаимодействиями и при этом ни разу не повторили бы друг друга и не воспроизвели бы свои прежние взаимодействия. Поскольку люди обычно вовлечены в сотни и тысячи трансакций ежедневно, в распоряжении каждого триллионы и триллионы вариантов. Собственно трансакционный анализ – это анализ единичной трансакции, но вся система в целом тоже называется трансакционным анализом. Трансакция, состоящая из единичного стимула и единичной реакции, вербальной или невербальной, есть единица социального действия. Она называется трансакцией, поскольку каждый участник что-то от нее получает, почему, собственно, и участвует в трансакции. Все происходящее между двумя и большим количеством людей можно разбить на серию простых трансакций, и это является большим преимуществом для научного подхода.

 Трансакционный анализ есть теория личности и социального действия, а также клинический метод психотерапии. Теория основывается на анализе всех возможных трансакций между двумя или большим количеством людей на основе специально определенных состояний Я; все трансакции сводятся к определенному, ограниченному количеству типов (9 дополняющих, 72 пересекающихся, 6480 двойных и 36 угловых).

 Если коротко, то есть два основных тезиса теории трансакционного анализа:

 1). Человек  может переходить от одного  определенного состояния Я к другому.

 2). Если «А» говорит что-то, а «Б» спустя короткое время тоже что-то говорит, то можно установить, являются ли слова «Б» ответом на речь «А».

 Теория эффективна, поскольку до сих пор среди  тысячи миллионов взаимодействий между  людьми не нашлось ни одного, которое не подпадало бы под эту модель. Способ точен и строг, так как ограничен простыми арифметическими расчетами.

 

 3. ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ. 

 Большинство социальных взаимодействий осуществляется по совместной договоренности. Такие  договоренности бывают двух разновидностей: развлечения и игры. Развлечение определяется как договоренность, при которой осуществляются прямые трансакции. Развлечение социально запрограммировано: говорят на общепринятые темы в общепринятой манере. Когда это правило нарушается, ситуация изменяется и развлечение превращается в игры. Счастливые или хорошо организованные люди с незатронутой способностью к развлечениям могут заниматься социальным развлечением ради него самого и получать от него удовлетворение. У других людей, в особенности у невротиков, это есть именно времяпрепровождение, то есть способность провести (структурировать) время: пока лучше не познакомишься с присутствующим, пока не пройдет час, и так далее в большем масштабе (пока не придет отпуск, не наступит выздоровление, не встретится спаситель, не придет смерть).

 Развлечение – это способ избавиться от вины, отчаяния или близости, инструмент, созданный природой или культурой, чтобы смягчить тихое безумие. В  более оптимистических случаях  это то, чем занимаются ради него самого в надежде достичь долгожданного кризиса в отношениях с другим человеческим существом. В любом случае каждый участник использует развлечение для получения первичной и вторичной выгоды.

 Развлечение в группах обычно Родительское или  Взрослое, поскольку его функция – избежать проблем, связанных с Ребенком. Самые распространенные развлечения в группах:

 1). «Родительский комитет». Его тема – преступность в самом общем смысле этого слова: подростковая преступность, преступная власть, преступные мужья и жены и т. д. Есть вариант «Родительского комитета», направленного на себя: «Почему я не могу быть хорошей матерью, отцом, хозяином, работником?» и т. д.

  2). «Психиатрия». Взрослое развлечение. В повседневной жизни в разговорной речи оно обозначается как «Так вот что ты делаешь?» или «Почему ты это делаешь?»

Информация о работе Теория трансактного анализа Э. Берна. Структура личности и анализ взаимодействия по Э. Берну