Теория трансактного анализа Э. Берна. Структура личности и анализ взаимодействия по Э. Берну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 01:48, контрольная работа

Описание

Эрик Леннард Берн (1902--1970) – одна из ключевых фигур в современной психологии и психиатрии, создатель оригинального направления в психотерапии – «трансакционного анализа», разработка которого принесла ему мировую известность, основатель международной ассоциации трансакционного анализа.

Содержание

1. Введение.
2. Теоретическая часть. Структура личности.
3. Игры и развлечения.
4. Сценарии.
5. Сценарное программирование.
6. Практическая часть (теория и практика).
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

 3. Я -- ты + . Психологически это депрессивная позиция, политически и социально – позиция самоунижения, передаваемая детям. В профессиональной жизни такая позиция заставляет унижаться и с мстительным чувством наслаждаться своим унижением. Окружающим приходится дорого платить за ощущение «со мной все в порядке» для такого человека. Люди с такой позицией меланхолики, Неудачники, предпочитающие избавиться от себя, а не от другого, изолирующие себя в комнатах, пустынях, тюрьмах и т.д. Это позиция «я должен был бы».

 4. Я – ты -- . Это позиция безнадежности или «почему бы и нет». Клинически это шизоидная или шизофреническая позиция.

 Эти позиции универсальны для всего человечества, потому что все люди впитывают их с молоком матери. Позже эти позиции укореняются, когда ребенок усваивает правила поведения в обществе. Каждая позиция имеет свой сценарий и свой финал.   

 Более сложный  вариант – анализ трехсторонних позиций (я, ты, они). Возникают следующие комбинации:

 1а. Я + ты + они +. Позиция демократического сообщества или обычной средней семьи. Своего рода идеал, к которому стремятся многие. Его можно выразить словами: «Мы любим всех».

 1б. Я + ты + они --. Позиция сноба или демагога, выражаемая в словах: «Кому они нужны».

 2а. Я + ты – они +. Позиция агитатора и недовольного, а также миссионеров различных типов: «Вы гораздо хуже тех».

 2б. Я + ты – они --. Позиция одинокого праведного критика, позиция высокомерия в чистом виде. «Вы должны склоняться передо мной и подражать мне».

 3а. Я – ты + они +. Позиция кающегося, мазохиста и меланхолика. «Я самый недостойный человек в мире».

 3б. Я – ты + они -- . Позиция человека, который выслуживается из снобизма. «Я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей».

 4а. Я – ты  -- они +. Позиция зависти и иногда политического действия. «Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши как они».

 4б. Я – ты – они --. Пессимистическая позиция циника или человека, который верит в предназначение. «Никто из нас ни на что не годится».

 Существуют  неопределенные трехсторонние позиции, некоторые из них гибки и дают человеку возможность измениться. Например:

 Я + ты + они ? Это позиция евангелиста. «Мы с тобой в порядке, а на счет остальных не знаем, пока они не предъявят свои доказательства или не перейдут на нашу сторону».

 Я + ты ? они --.  Позиция аристократа. «Большинство людей никуда не годятся, а что касается тебя, подожду, пока ты не предоставишь доказательства».

 Таким образом, мы имеем четыре двусторонних позиции, восемь трехсторонних – всего  двенадцать; математически возможно существование такого же количества позиций с одним вопросительным знаком, еще шесть с двумя вопросительными  знаками (я+ ты?они? и т.д.) и одна с тремя вопросительными знаками. Человеку в последней позиции трудно было бы взаимодействовать с другими людьми. В целом получается тридцать одна позиция – вполне достаточно, чтобы сделать жизнь интересной. Это многообразие бесконечно возрастает, если мы вдумаемся в значение плюсов и минусов, которые, как мы помним, означают «все в порядке» и «не все в порядке». Здесь мы сталкиваемся с огромным количеством пар хороших и плохих определений, качеств и комбинаций, которые наполняют формулы жизнью и делают реальную жизнь по-настоящему интересной.    

 6.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА). 

 1). Знакомство  с системой и применение ее  на практике должно быть основано  на большом клиническом материале.  Например, разумно иметь по крайней  мере три иллюстрации из поведения самого пациента.

 2). Трихотомию (деление личности на три составляющих) следует понимать буквально. Все  равно что пациент представляет  собой трех разных людей. Если  терапевт не в состоянии так  представить себе пациента, он не сможет эффективно использовать теорию. Например, пациент обращается к лечению по трем разным причинам: одна из них – его мать (или отец) привела бы его сюда; вторая – он мог прийти как ребенок-дошкольник, в ожидании конфетки или чего-нибудь ее заменяющего; и третья причина – какое-либо рациональное объяснение. Может быть и так, что один аспект сопротивлялся приходу, но два других его заставили. Если в ходе индивидуального интервью возникает трудность в понимании происходящего, ее можно разрешить, представив, будто в кабинете присутствуют 6 человек: терапевт (В), его отец (Р) и он сам как маленький мальчик (Ре); а со стороны пациентки – она как маленькая девочка (Ре), ее мать (Р) и объективная нейтральная персона – гувернантка, нянька или детский врач (В).

 3). Разрешение – вот главное терапевтическое орудие аналитика, потому что предоставляет единственную возможность освободить пациента от своих же или родительских предписаний. Терапевт дает разрешение Ребенку пациента, говоря: «Ты можешь это сделать» или «Тебе можно этого не делать». В обоих случаях Родитель пациента слышит: «Оставь его в покое». Существуют положительны е и отрицательные разрешения. Положительное разрешение «Оставь его в покое» означает «Позволь ему это сделать». Таким образом снимается предписание. Отрицательное разрешение, или внутреннее освобождение, означает: «Перестань побуждать его делать это». Это устраняет провокации. Некоторые разрешения можно рассматривать и как положительные и как отрицательные. 

  4). Первейшая обязанность психотерапевта, какой бы он методики не придерживался, проявление внимания и наблюдательности. Необходимо наблюдать за каждым движением каждой мышцы пациента на протяжении каждой секунды приема или групповой встречи. Чтобы достичь этого, в группе не должно быть больше восьми пациентов. Если терапевт избрал сценарный анализ, самый мощный из известных методов эффективной групповой терапии, он должен искать преимущественно те специфические сигналы, которые выдают природу сценария пациента, его корни, уходящие в глубь раннего опыта и родительского программирования.

 5). Чтобы ясно  понять сценарий человека, необходимо  понять каждый его аспект, историю  каждого аспекта и его взаимоотношения  с другими аспектами. Удобнее  это сделать, располагая вопросы  в хронологическом порядке. По  каждой теме формулируется один вопрос, предназначенный для извлечения максимума полезной информации. Включены и другие вопросы, которые помогут выяснить подробности, если это нужно. Вопросник формируется в хронологическом порядке (имеется в виду оригинальный вопросник именно Эрика Берна):

 -- дородовое  влияние (жизнь дедушки и бабушки,  желанный ли вы ребенок в  семье, как отнеслась семья  к вашему рождению, кто подбирал  имя и т. д.)

 -- младенчество ( как проходил период грудного  вскармливания, приучения к туалету и т. д.)

 -- раннее  детство (какими казались родители  в детстве, что запрещали и  заставляли делать, лозунг родителей  в жизни и др.)

 -- позднее  детство( любимая игра, книга,  какие решения были приняты  в детстве, поведение родителей  в трудной ситуации, родительские ссоры, школьная жизнь и т. д.)

 -- юность( какие представления о собственной жизни, планы, будущее на пять лет вперед, общение с друзьями, противоположным полом и т. д.)

 -- зрелость (вступление  в брак, совершение преступлений, рождение детей,  алкоголизм  в семье, вы победитель или побежденный, как представляется собственная старость и т.д.)

 -- смерть (до  какого возраста  надеетесь дожить, как вы выбрали этот возраст,  что оставите после себя и  т. д.)

 -- биологические  факторы ( как чувствует себя ваше реальное Я, всегда ли контролируете свои чувства, прислушиваетесь ли к внутреннему голосу, проявления интуиции, разговариваете ли сами с собой и т.д.)

  В процессе  лечения используется другой  вопросник, который уже раскрывает  динамику лечения, помогает выявить сдвиги в нужном направлении и изменения в суждениях человека. В конце лечения используется терапевтический вопросник из сорока вопросов, которые должны помочь определить, вышел ли человек из своего сценария. Пациент может считаться полностью выздоровевшим, если отвечает положительно на все эти вопросы.     

  В больнице и любом другом лечебно-профилактическом учреждении, где происходит взаимодействие пациентов, их родственников, врачей и персонала между собой, можно увидеть большое разнообразие проявлений всех трех составляющих «Я», а также игр, развлечений и даже сценариев.

 Допустим, испуганный пациент часто просит доктора  успокоить его («Скажите, что мне  лучше, доктор»), получает нужное заверение  и отвечает «Спасибо», это не обязательно  скрытая трансакция и игра. Это пример операции. Но если другая пациентка просит доктора об ободрении, а получив ответ, использует его, чтобы представить врача в глупом виде, то это уже игра.

 Например, пациентка  спрашивает: «Как вы думаете, мне станет лучше, доктор?», доктор отвечает: «Конечно, станет». И в этот момент пациентка  открывает скрытый побудительный  мотив своего вопроса. Вместо того, чтобы ответить «Спасибо», как в прямой трансакции, она дергает за рычаг: «Почему вы считаете, что все знаете?» Вопрос на мгновение выбивает врача из равновесия, чего и добивалась пациентка. Следует замешательство, затем какой-то ответ. Игра заканчивается, пациентка испытывает приподнятое настроение, а сам врач раздражен – таковы выигрыши этой игры. 

 

  

 7.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

 Человек сидит  за пианино, пальцы его касаются клавиш. Медленно разворачивается свиток с  нотами, давным-давно написанный его  предками. Звучит мелодия, которую пианист  не может изменить; иногда она меланхоличная, иногда веселая, временами резкая, временами мелодичная. Иногда пианист сочиняет новую мелодию или аккорд, которые либо гармонично сочетаются  с написанным прежде, либо нарушают плавный ход роковой мелодии. Пианист останавливается, чтобы передохнуть, потому что нотный свиток толще священной книги в храме. В нем законы и пророчества, песни  и жалобы, Ветхий и Новый Завет: подлинно величественный, посредственный, страшный или жалкий дар, полученный им страница за страницей от своих любящих, равнодушных или ненавидящих родителей. Пианист находится во власти иллюзии, что музыка написана им самим, и никак не может оторваться от клавиш, хотя тело его неумолимо увядает по мере того, как продолжается музицирование. Иногда, в паузах, он приподнимается, чтобы поклониться в ответ на аплодисменты или свист друзей или родственников, которые тоже искренне верят, что он сам сочинил эту мелодию.

 Почему же мы, люди,  веками копившие мудрость, обладающие самосознанием и стремлением  к правде, позволяем обманывать себя этим механическим повторением давно написанных мелодий? Частично потому, что все мы любим своих родителей, частично потому. Что так жить легче, но так же еще и потому, что мы недалеко ушли от своих обезьяноподобных предков, чтобы поступать но другому. Конечно, мы лучше осознаем себя, чем обезьяны, но все же не достаточно. Сценарии возможны только потому, что мы не осознаем, что мы делаем с собой и с другими. В сущности, такое знание противоречит сценарию. Определенные действия физического, умственного и социального плана совершаются как бы сами собой, поскольку человек так запраграммирован. Окружение оказывает огромное воздействие на его судьбу, в то время как сам человек сохраняет иллюзию автономности. Но есть средства, которые могут помочь в таких случаях  выйти из заколдованного круга. Только «выйдя из своего сценария», человек сможет стать личностью, способной на независимую жизнь, созидательную деятельность и исполнение гражданского долга.      
8.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 

  1. Э. Берн. Трансакционный анализ в психотерапии/ Э.Берн. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с.

     

  1. Э. Берн. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Эрик Берн; (пер. с англ. А.Грузберга). – М.: Эксмо, 2010. – 576 с.
 
  1. З. Фрейд. Психоанализ  и детские неврозы. – СПб.: Издательство «Алетейя». 2000 г. – 264с.
 
  1. Р. М. Грановская. Элементы практической психологии. – 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. – 560с.
 
  1. З. Фрейд. Либидо. –  М.: Издательство «Гуманитарий»  Академии гуманитарных исследований. 1996 г.—471с.
 
  1. М. Г. Ярошевский . Психология бессознательного. Сборник  произведений. –  М.: Просвещение. 1989г. – 447с.
 

            

Информация о работе Теория трансактного анализа Э. Берна. Структура личности и анализ взаимодействия по Э. Берну