Автор работы: k***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:58, реферат
Тест Роршаха уникален тем, что кляксы - это совершенно неструктурированный материал, а значит и опора на реальный опыт будет минимальна, а проявление личности - максимально. При анализе данных большое значение имеет не только что человек "увидел" в кляксе, то есть содержание, но и как именно он это "увидел", то есть механизм возникновения. К тому же здесь нет и намека на возможную правильность ответов и следовательно человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.
Основные положения теста, его методика……………………………….3
Основные теоретические установки Роршаха ………………………….6
Процедура проведения…………………………………………………..8
Критерии оценки ответов………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………20
В Европе наиболее
крупным ученым, работавшим с тестом
Роршаха, был Э.Бохм. К сожалению, в 70-е
годы дальнейшее систематическое развитие
Европейской школы по применению теста
Роршаха практически прекратилось.
3.Процедура проведения
Исследование
должно проводиться в спокойной
и непринужденной обстановке в отсутствие
посторонних. При необходимости присутствия
третьего лица желательно предупредить
об этом испытуемого и получить его согласие.
Следует заранее обеспечить непрерывность
эксперимента, исключить телефонные звонки
и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый
пользуется очками, надо заранее позаботиться,
чтобы они были под рукой. Испытание лучше
проводить при дневном свете. В тех случаях,
когда проводится развернутое психологическое
исследование, тест Роршаха рекомендуется
предлагать испытуемому в первую очередь.
Экспериментатор
садится за стол под прямым углом
по отношению к испытуемому или
рядом с ним так, чтобы видеть
таблицы одновременно с испытуемым.
Таблицы предварительно кладутся слева
от экспериментатора вниз изображением.
Прежде чем
начать опыт, надо спросить испытуемого,
знаком ли он с методикой, слышал или
читал о ней. Перед показом
таблиц в предварительной беседе
следует установить контакт с
испытуемым. Чрезвычайно важно также
знать о физическом (усталость, болезнь)
и психическом состоянии субъекта во время
показа таблиц.
Происхождения
таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый
спрашивает, не является ли данный эксперимент
проверкой интеллекта, следует ответить
отрицательно, но можно согласиться
с мнением, что испытание представляет
собой проверку фантазии. От вопросов
испытуемого в ходе эксперимента следует
уклоняться и откладывать их разрешение
«на потом».
Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выполнение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чувствительности.
1-й этап
Таблицы дают испытуемому
в руки в основном положении, в
определенной последовательности —
согласно номеру на обороте таблицы.
Испытуемого спрашивают, что напоминают
ему пятна, на что они похожи. Инструкцию
можно повторять несколько раз. Если испытуемый
сомневается в правильности своих ответов,
то ему говорят, что ошибочных ответов
не бывает, так как все люди видят на таблицах
разное. Бом предлагает дополнить инструкцию
следующей фразой: «Вы можете поворачивать
таблицы как угодно». По мнению Клопфера
и соавторов, замечания о повороте таблиц
в первоначальную инструкцию включать
не следует, но когда испытуемый сам начинает
поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы
рекомендуем воспользоваться инструкцией
Бома.
Следует избегать
всякой подсказки в отношении
толкований пятен. Допустимы поощрения:
«Да», «Отлично», «Видите, как хорошо
у Вас получается». При трудностях
с ответом на первую таблицу экспериментатор
ведет себя выжидательно, но если толкование
так и не дается, надо переходить к следующей
таблице. Если после первого ответа следует
длинная пауза, спрашивают: «А что еще?
Вы можете дать несколько ответов».
Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8—10 ответов.
Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), v — таблица перевернута (с), < — верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.
2-й этап
Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?»). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы которые не отражают его личного восприятия.
Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: «Речь идет о живом или о мертвом?» — не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах.
Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.
3-й этап
Использование
аналогий необязательно и применяется
только там, где опрос не выявил,
на какие особенности пятен
4-й этап
Определение пределов
чувствительности. Необходимость его
тем меньше, чем богаче первоначальный
протокол. На этом этапе определяют:
1) может ли испытуемый видеть детали
и интегрировать их в целое, 2) может ли
он воспринимать человеческие образы
и проецировать на них движение, 3) может
ли он воспринимать цвет, светотень и популярные
образы.
Ответы испытуемого
провоцируются все более
Если испытуемый
не дает популярных ответов, то ему показывают
несколько популярных образов и спрашивают:
«Как Вы думаете, похоже это на ... ?»
Когда в протоколе
отсутствуют цветовые ответы, предлагают
разложить все таблицы на группы
по какому-нибудь признаку. При выделении
групп, например по содержанию, просят
еще раз разделить таблицы по другому
признаку. В третий раз можно предложить
разложить таблицы на приятные и неприятные.
Если в течение трех Попыток испытуемый
не выделит группу цветных таблиц, делается
вывод, что он не реагирует на цветовой
стимул.
4.Критерии оценки ответов
Каждый ответ получает пять оценок: по локализации образа, по детерминантам, т. е. тем особенностям пятна, на которые опирается субъект при даче ответа, по содержанию, по степени оригинальности ответа и по уровню формы.
Локализации
Ответы на обычные детали
Части
пятна, которые хорошо заметны и
чаще всего воспринимаются, называются
обычными деталями. Образы, построенные
на их основе, обозначаются D. Большинство
D являются крупными фрагментами, но в
эту категорию попадают и небольшие детали,
если они имеют отчетливую форму и сразу
бросаются в глаза. (Такие небольшие, но
достаточно часто воспринимаемые детали
американские авторы выделяют в особую
разновидность обычных деталей, обозначаемую
символом d).
Ответы на белое пространство
В системе оценок Клопфера и соавторов они обозначаются символом S. Бом предлагает делить их на обычные DZw и необычные DdZw (здесь «Zw» от нем. «Zwischenfiguren», аналогично англ. «S»). Бек, много внимания уделявший частотной оценке ответов, пришел к заключению, что большие белые пятна на таблицах II, VII и Х — это истинные D. Согласно приведенному выше списку И. Г. Беспалько, к D-ответам следует отнести не только интерпретации на указанные Беком высокочастотные белые детали, но и указания на белую центральную область табл. X. В нашей работе ответы на участки белого пространства, перечисленные в списке D-ответов И. Г. Беспалько, оценивались как D, а указания на любые другие фрагменты фона — как S.
Там, где
белые промежутки указываются в сочетании
с основными пятнами, для оценки локализации
используются два обозначения и на первое
место ставится ведущее из них.
Роршах
и Бом использовали специальное
обозначение для так называемых
олигофренических деталей — частей
фигуры человека или животного, которые
даются там, где большинство здоровых
испытуемых легко видят целого человека
или целое животное. Например, на табл.III
испытуемый указывает не на фигуру всего
человека, а на его голову или ногу. Роршах
вначале предполагал, что такие ответы
встречаются только у олигофренов и людей
с низким интеллектом, но это предположение
оказалось неверным. Мы вслед за американскими
авторами специального обозначения для
таких деталей не использовали.
Детерминанты
К ним
относятся качественные характеристики
ответа по форме, кинестезии, цвету и светотени.
Главным может быть только один детерминант,
остальные считаются дополнительными.
На первое место ставится детерминант,
подчеркиваемый испытуемым в описании
и разработке ответа. Детерминант, применимый
только к части указываемого пятна, например,
и в ответе «Медведи с красными шляпами»,
или обусловленный подсказкой, оценивается
как дополнительный. В затруднительных
случаях предпочтение отдается детерминанту,
уже упомянутому, а не тому, который впервые
возник во время опроса. В остальных случаях
на первое место ставят кинестезию, на
второе — цвет и на третье — текстуру.
Поскольку форма всегда имеет место в
кинестетических ответах и включается
в оценки светотени и цвета, она никогда
не учитывается как дополнительный детерминант.
Форменные ответы (F)
Оценка формы дается всем ответам, где нет другого основного детерминанта (движения, оттенков, цвета). Эта оценка применяется и в тех случаях, где форма неточная, неопределенная абстрактная.
Роршах
выделял ответы с хорошей формой
F+ и с плохой формой F-. Он предложил
определять хорошие формы статистическим
образом и относить к ним те
форменные ответы, которые чаще всего
даются здоровыми испытуемыми. «Все,
что лучше этих форменных ответов,
тоже оценивается как F+, все, что увидено
менее отчетливо, обозначается как F-».
Здесь слово «лучше» подразумевает хорошее
соответствие между концепцией образа,
которую предлагает испытуемый, и конфигурацией
пятна, которое он при этом использует.
Среди
форменных ответов с плохой формой
различают неточные F- и неопределенные
F-.У первых при определенном утверждении
отсутствует сходство с пятном (например,
ответ «медведь» на пятно, которое
выглядит совсем по-иному). К этой категории
относится большинство анатомических
ответов, например «таз» или «грудная
клетка» на табл. I. Во втором случае отсутствует
определенность рассуждения: «Что-то анатомическое»,
«Какое-то доисторическое животное». Для
географических ответов типа «страна»,
«какой-то архипелаг», когда конкретизации
нет, а какое-то подобие образу в пятне
имеется, применяется оценка F±.
Ответы по движению (М)
Возникают
они при содействии кинестетических
энграмм, т. е. представлений о прежде
виденных или испытанных самим субъектом
движениях. Нередко испытуемый при этом
сам делает соответствующие движения
руками и туловищем. Бом считает, что ответы
по движению всегда сопереживаются испытуемыми
и за ними всегда стоит идентификация.
К кинестетическим ответам он относит
не только человеческие движения, но и
движения антропоморфных и антропоморфизированных
животных. К антропоморфным животным относятся
медведи, обезьяны, ленивцы. Но их движения
шифруются как М только в том случае, если
они напоминают человеческие. «Взбирающиеся
на стену медведи» на табл. VIII не шифруются
как М, поскольку их движения не напоминают
человеческих. (Следует отметить, что американские
авторы человекоподобные действия животных
оценивают не как М, а как FM.) К антропоморфизированным
животным относятся популярные персонажи
из книг и кинофильмов (Чебурашка, Заяц
и Волк из мультфильма «Ну, погоди!»), действия
которых переживаются как человекоподобные.
М-ответы
не всегда отражают человека в движении.
Вживание в какое-либо определенное
положение тела, например в ответе
«спящие женщины», также связано с кинестетическим
ощущением. К М-ответам относят также указания
на видимые в действии части человеческих
фигур («две руки с поднятыми указательными
пальцами»). Американские авторы относят
к М и описания человеческой мимики («кто-то
высунул язык», «искаженные лица»), но
ряд авторов рекомендуют не шифровать
подобные мимические интерпретации как
кинестетические. По мнению Шахтеля, описания
мимики отражают не проекцию собственных
чувств, а ожидаемое субъектом отношение
к нему других людей.