Тест Роршаха

Автор работы: k***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Тест Роршаха уникален тем, что кляксы - это совершенно неструктурированный материал, а значит и опора на реальный опыт будет минимальна, а проявление личности - максимально. При анализе данных большое значение имеет не только что человек "увидел" в кляксе, то есть содержание, но и как именно он это "увидел", то есть механизм возникновения. К тому же здесь нет и намека на возможную правильность ответов и следовательно человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.

Содержание

Основные положения теста, его методика……………………………….3
Основные теоретические установки Роршаха ………………………….6
Процедура проведения…………………………………………………..8
Критерии оценки ответов………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭТ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

В тех  случаях, где движения или поза появляются при опросе в ответ на наводящие  вопросы, либо приписываются человеческой фигуре, выраженной в рисунке, карикатуре или статуе, либо отмечается у крошечных  человеческих существ, занимающих незначительное место в общей концепции, М дается как дополнительная оценка.  

Движения  животных шифруются как FM.  

Движения  неодушевленных предметов («летающий  ковер», «падающая ваза») оцениваются  символом m.

 

Ответы  по цвету 

В зависимости  от сочетания с формой шифруются как FC, CF, С.

Формоцветовые ответы FC отмечаются тогда, когда доминирует форма, а цвет является вторичным, например, «вареные раки» — на желтое пятно (табл. IX) и «кузнечик» — на зеленое  верхнее пятно (табл. X). Ответ «бабочка»  на центральное красное пятно (табл. III) в большинстве случае является ответом по форме F+, но «тропическая бабочка» на то же пятно шифруется как FC. Ответ «красные полярные медведи» на боковые розовые области (табл. VIII) — это ответ F+, поскольку используемый цвет не является цветом объекта в его естественном состоянии. (Американские авторы относят подобные ответы к категории «принудительный цвет» и обозначай символом F ↔ С.)

Ответы FC могут иметь и плохую форму. При этом испытуемый называет определенный цветной объект, форма которого не соответствует очертаниям используемого пятна.

Если  формоцветовой ответ применим только к части концепции («цветные шляпы  клоунов» на табл. II) или если окрашено все указываемое пятно, а цвет используется только для части концепции (например, «петухи» к верхне-боковые красные пятна табл. III, «так как они имеют красный гребень»), то FC засчитывается как дополнительная оценка. Никогда не надо считать само собой разумеющимся использование или неиспользование в ответе цвета, всегда необходим опрос, нацеленный и выявление отношения к цвету.

Цветоформовые ответы CF определяются в первую очередь  цветом, в то время как форма  отступает на задний план и является неопределенной («облака», «цветы», «скалы»  и т. д.). Типичными CF-ответами являются «внутренности» или «взрыв» на табл. IX. «Льдины» и «озера» на голубые квадраты в табл. VIII.

Первичные ответы по цвету С детерминированы  только цветом. Это «кровь» и «огонь»  на любое красное пятно, «небо» на любое голубое «лес» на любое  зеленое. Но если имеется какой-нибудь элемент формы («пятна крови», «лес на географической карте», «краски на палитре художника»), ответ шифруется как CF.

Американские  авторы предлагают еще более жесткие  критерии для этой категории ответов  и обозначают символом «С» только те недифференцированные цветовые ответы, которые при предъявлении таблиц повторяйте несколько раз. Однократный ответ «кровь» они шифруют как CF. Поэтом в их протоколах символ «С» встречается редко и имеет особое патологическое значение.

Если  ответ заключается в назывании или перечислении различных цветов, он шифруется как «называние цвета» — Сn. При этом опрос должен установить, что это ответ, а не замечание.

Называние цвета редко наблюдается у  здоровых взрослых, оно чаще встречается  при эпилепсии, органической или  шизофренической деменции.  

Ахроматические  цветовые ответы — те, где черные, белые или серые части таблиц используются в качестве цветных  характеристик объекта. Они шифруются  как FC', C'F и С' в зависимости от сочетания с формой. 

Ответы  по светотени 

Толкование более темных и более светлых оттенков серых и хроматических полей у Бома и у американских авторов существенно отличается друг от друга. Мы сначала в общих чертах охарактеризуем основные принципы толкования оттеночных ответов по Бому, а затем более подробно разберем более детальные способы классификации этих ответов у американских авторов.

Бом делит  ответы с использованием оттенков на две основные группы: оттеночные ответы F(C) и ответы со светотенью Ch. Первые характеризуются тем, что испытуемые внутри выбранной области пятна выделяют каждый оттенок и рассматривают в первую очередь его границы, а во вторую — его окраску. Часто эти толкования являются перспективами, например, на табл. II: «Парковая аллея под ярким солнцем, окаймленная темными, нависающими над аллеей деревьями. Улица сужается в перспективе и вдали становится узкой дорожкой». 

При ответах  второй группы отдельные оттенки  не воспринимаются, а имеется общее  диффузное впечатление от восприятия светлого и темного на таблице. В  зависимости от сочетания с формой они шифруются как FCh («шкура животного» на табл. IV и VI), ChF («уголь» на табл. I, «рентгеновский снимок» на табл. IV, «штормовые облака» на табл. VII) и Ch («дым», «пар», «грязный снег», «туман»).

Клопфер и соавторы подразделяют ответы по светотени на три основные категории: С — оттенок дает впечатление поверхности или текстуры, К — оттенок даст впечатление трехмерности или глубины, k — оттенок дает впечатление трехмерного пространства, проецирующегося на двухмерную плоскость. В зависимости от сочетания этих категорий с формой образуются разные виды оттеночных ответов.

Оценка FC применяется там, где поверхность  или текстура высоко дифференцированы, либо объект, обладающий поверхностными или текстурными качествами, имеет  определенную форму. Сюда относятся ответы с называнием меха животного, шелковой или сатиновой одежды, предметов из мрамора или стали. Такая же оценка дается для «целлофановой прозрачности», для светового эффекта на полированной поверхности, для ответов, где тонкая дифференциация светотени используется для спецификации частей объектов, например черт лица, и где она создает малодифференцированный трехмерный эффект, подобный барельефу. Напротив, в тех случаях, где больше подчеркивается разница между поверхностями, дается оценка «FK».  

Содержание ответов

Содержание  ответов обозначается следующими символами:

 Н  — человеческие фигуры, целые  или почти целые, 

(Н)  — человеческие фигуры, лишенные  реальности, т. е. представленные  как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы),

(Hd) —  части человеческих фигур, 

 А  — фигура животного, целая  или почти целая, 

(А)  — мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного, 

Ad —  части животного, обычно голова  или лапы,

At —  внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.),

Sex —  ссылки на половые органы или  на сексуальную деятельность  или * указания на таз или  нижнюю часть тела,

Obj —  предметы, сделанные людьми,

Aobj —  предметы, созданные из животного  материала (шкура, мех),

Aat —  внутренние органы животных,

Food —  пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к  растениям),

N —  пейзажи, вид с воздуха, заход  солнца,

Geo —  карты, острова, заливы, реки,

Pl —  растения всех видов, включая  цветы, деревья, плоды, овощи и части растений,

Arch —  архитектурные сооружения: дома, мосты,  церкви и т. д.,

Art —  детский рисунок, акварель, где  нарисованное не имеет специфического  содержания; рисунок пейзажа будет  N и т. д.,

Abs —  абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др.,

 Вl  — кровь, 

Ti —  огонь, 

Cl —  облака.

Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.  

Оригинальность  ответов 

По частоте  ответов отмечаются только две крайности: наиболее распространенные, или популярные, и наиболее редкие — оригинальные ответы. Под популярными ответами Р Роршах подразумевал толкования, которые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к популярным ответы каждого шестого испытуемого.  

Популярность  ответов в значительной степени  определяется этнографическими факторами, поэтому перечни Р у различных  авторов несколько отличаются друг от друга. Ниже мы приводим список ответов, полученный И. Г. Беспалько на выборке  из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16 %, т. е. 1/6 от числа испытуемых.  Таблица Р-ответы   %

I

1. Летучая  мышь (все пятно)   38.2

2. Бабочка  (все пятно)   25.5

3. Жук (вся центральная область)   22.5

Комментарий: Получая для рассмотрения таблицу I, субъекты зачастую спрашивают о том, как они должны поступить, а вопросы о том, что они могут делать с таблицей (например, поворачивать) не очень значительным. Будучи первой таблицей, она может содержать сведения о том, как субъект решает новые, стрессовые задачи. Это не означает, однако, что таблицы, обычно трудные для субъекта в обращении, имеет доступные популярные ответы.

II

4. Любое  четвероногое в обычном или  боковом положении   31.5

Комментарий: Красные детали таблицы II часто видятся как кровь и являются наиболее отличительной чертой. Ответы можуг содержать указания о том, как субъект может управлять чувствами гнева или агрессии. Эта таблица может вызывать различные сексуальные ответы.

III

5. Два  человека (вся темная область в обычном положении). Один из «людей» — тоже Р   66.7

6. Бабочка  или галстук-бабочка (центральная  красная область)   46.1

7. Человек  или человекоподобное существо  с поднятыми руками (на всю 

темную  область в перевернутом положении) || 20.6

8. Передняя  часть насекомого, мухи, жука (на  всю темную областьперевернутом  положении)   20.6

Комментарий: Таблица III как правило воспринимается как два человека, участвующие во взаимодействии, и могут предоставить информацию о отношениях и связях субъекта с другими людьми (в частности, задержку ответа может выявить трудности в межличностном, социальном взаимодействии).

IV

9. Меховая  шкура или меховой ковер (все  пятно)   21.6

Комментарий: Таблица IV отличается темным цветом и затенения (что создает трудности для депрессивных, подавленных субъектов), и часто воспринимается как большая, и иногда угрожающая, фигура. Усугубляясь общим впечатлением субъекта, который находясь в подчиненный позиция ( "Глядя снизу вверх") на таблицу, служит выявлению чувства авторитетности. Видение человека или животного в таблице почти всегда классифицируются скорее как мужеское, чем как женское, и эти качества, выраженные субъектом могут указывать на отношение к мужчинам и авторитетам.

V

10. Летучая  мышь (все пятно)   60.8

11. Бабочка  (все пятно)   48.5

Комментарий: Таблица V является легкой в детальной проработке, и не воспринимается как угрожающие. Провоцирует к "смене темпа" в тесте, после предыдущих более сложным таблиц. Содержащиеся здесь несколько особенностей, вызывают озабоченность или осложняют разработку. Это самое легкое пятно для получения хорошего качественного ответа.

VI

12. Шкура,  меховая одежда, меховой ковер  (все пятно или без верхнего D)   40.2

Комментарий: Текстура является доминирующей характеристикой таблицы VI, которая часто вызывает ассоциации, связанные с близким межличностным взаимодействием; Таблица определяется как "секс-пятно", и вероятное сексуальное воспринимает сообщается по этой таблице более часто, чем по любой другой. Хотя другие таблицы имеют большее разнообразие распознавания образов сексуального содержания.

VII  

13. Головы  или лица женщин (обе или одна  верхняя область, называемая самостоятельно  или входящая в более обширные  локализации)   33.3

Информация о работе Тест Роршаха