Автор работы: k***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:58, реферат
Тест Роршаха уникален тем, что кляксы - это совершенно неструктурированный материал, а значит и опора на реальный опыт будет минимальна, а проявление личности - максимально. При анализе данных большое значение имеет не только что человек "увидел" в кляксе, то есть содержание, но и как именно он это "увидел", то есть механизм возникновения. К тому же здесь нет и намека на возможную правильность ответов и следовательно человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.
Основные положения теста, его методика……………………………….3
Основные теоретические установки Роршаха ………………………….6
Процедура проведения…………………………………………………..8
Критерии оценки ответов………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………20
14. Голова животного в обычном положении таблицы (на среднюю область) 24.5
Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта. Центральная деталь относительно часто (хотя это и не самый популярный ответ) распознается как влагалище, что относит эту таблицу в частности к теме женской сексуальности.
VIII
15. Любой вид млекопитающего (боковые розовые области) 82.4
Комментарий:
Люди часто выражают освобождение на таблице
VIII, которая позволяет им расслабиться
и эффективно реагировать. Подобно таблице
V, она позволяет "изменить темп".
Однако таблица вводит новые трудности,
являясь комплексной и первой многоцветной
таблицей в наборе. Поэтому люди, которые
переживают сложные ситуации или эмоциональные
стимулы тревоги или трудности могут испытывать
замешательство с этой таблицей.
IX
человек (оранжевый) , ничего
Комментарий: Характеристикой таблицы IX является неясная форма и размытость, приглушенные цвета - это особенности, создающие общую неопределенность. Существует только один популярный ответ, и это наименее повторяющийся во всех таблицах. Возникшие проблемы с обработкой этой таблицы могут указывать на проблемы с распределением разрозненных сведений, но помимо этого существует несколько частных "связей", характерных для этой таблицы.
Х
16. Любое многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боковые синие пятна) 60.8
17. Голова
зайца (нижняя центральная
18. Морской
конек в перевернутом
19. Жуки,
насекомые (два симметричных
20. Жук, краб, клещ (боковая темная область на среднем уровне таблицы) 27.5
Комментарий: Таблица X по структуре аналогина таблице VIII, но ее сложность и неопределенность напоминают таблицу IX: людям, которым трудно иметь дело со многими одновременными стимулами, может не особенно нравится эта в других отношениях приятная таблица. Будучи последней таблицей, она может предоставить возможность субъекту для "выплеска", указав, что они чувствуют в похожих ситуациях, или что они хотели бы испытывать.
Оригинальные ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов у здоровых людей. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы подразделяются на Orig+ и Orig-. Различают оригинально разработанные ответы и оригинальные ответы, обусловленные особенностями восприятия. Последние отражают отклонения от обычных способов восприятия: нередко при этом отмечается смешение фигуры и фона.
Особые
феномены
В отличие
от интерпретативных методик типа ТАТ
тест Роршаха, как правило, не вскрывает
содержания конфликтных переживаний
личности. Однако не будучи непосредственно
представленными в ответах
Отказом
называют такую поведенческую реакцию,
когда испытуемый не дает никаких
интерпретаций на ту или иную таблицу.
Не следует путать отказ как невротическую
реакцию с отказом, свидетельствующим
о грубом интеллектуальном снижении. Психогенная
природа отказа часто выявляется при сравнении
бедного малопродуктивного протокола
в основной части эксперимента и большого
количества добавлений во время опроса
или определения границ чувствительности.
Наиболее часто отказы встречаются при
интерпретации II, IV, VI и IX таблиц.
Шоки представляют собой невротическую реакцию защиты от аффекта, как правило, вытеснение аффекта или его конверсию в фобию [7].
Шок диагносцируется
при наличии следующих «
1) снижение
продуктивности или ухудшение
качества ответов (появление
2) отсутствие детерминант цвета при интерпретации цветных таблиц;
3) отсутствие обычных популярных ответов;
4) внезапное
изменение способа восприятия, например,
игнорирование целых или
5) увеличение латентного времени ответа;
6) негативные аффективные оценки (дискредитация теста или собственных способностей), мимические, интонационные изменения, молчание, восклицание и тому подобное.
Наиболее сильным признаком шока является снижение количественной и качественной продуктивности ответа. Различают цветовые, кинестезические токи, шок на красное, па пустоту и некоторые другие виды. Как правило, содержательная интерпретация шока проводится в духе психоанализа: шок на красное — символ вытесненной агрессии, шок на пустоту — отрицание женственности и т.д.
Содержание ответов часто раскрывает направление интересов, особенности вкусов и оценок испытуемого, иногда указывает на возможную зону конфликта
5. Заключение
В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.
Роршах
сумел формализовать ответы на пятна,
ввел количественные критерии, изучил
особенности толкования пятен у
405 испытуемых, среди которых были
как здоровые лица различных возрастных
групп, так и больные разными
психическими заболеваниями. Он заметил,
что определенные категории ответов сочетаются
с некоторыми личностными свойствами
и что по характеру интерпретаций можно
примерно оценить степень интеллекта
испытуемых. Он показал, чем отличаются
ответы здоровыхлюдей от интерпретаций
психически больных, и описал способы
трактовки таблиц, характерные для шизофрении,
врожденного и приобретенного слабоумия,
эпилепсии и маниакально-депрессивного
психоза.