Тест Роршаха

Автор работы: k***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Тест Роршаха уникален тем, что кляксы - это совершенно неструктурированный материал, а значит и опора на реальный опыт будет минимальна, а проявление личности - максимально. При анализе данных большое значение имеет не только что человек "увидел" в кляксе, то есть содержание, но и как именно он это "увидел", то есть механизм возникновения. К тому же здесь нет и намека на возможную правильность ответов и следовательно человек может давать любые ответы, делая выбор исключительно в соответствии с собственным личностным стилем.

Содержание

Основные положения теста, его методика……………………………….3
Основные теоретические установки Роршаха ………………………….6
Процедура проведения…………………………………………………..8
Критерии оценки ответов………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭТ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

14. Голова  животного в обычном положении таблицы (на среднюю область) 24.5

Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта. Центральная деталь относительно часто (хотя это и не самый популярный ответ) распознается как влагалище, что относит эту таблицу в частности к теме женской сексуальности.

VIII

15. Любой  вид млекопитающего (боковые розовые  области) 82.4

Комментарий: Люди часто выражают освобождение на таблице VIII, которая позволяет им расслабиться и эффективно реагировать. Подобно таблице V, она позволяет "изменить темп". Однако таблица вводит новые трудности, являясь комплексной и первой многоцветной таблицей в наборе. Поэтому люди, которые переживают сложные ситуации или эмоциональные стимулы тревоги или трудности могут испытывать замешательство с этой таблицей. 

IX

 человек  (оранжевый) , ничего

 Комментарий: Характеристикой таблицы IX является неясная форма и размытость, приглушенные цвета - это особенности, создающие общую неопределенность. Существует только один популярный ответ, и это наименее повторяющийся во всех таблицах. Возникшие проблемы с обработкой этой таблицы могут указывать на проблемы с распределением разрозненных сведений, но помимо этого существует несколько частных "связей", характерных для этой таблицы.

Х

16. Любое  многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боковые синие пятна)   60.8

17. Голова  зайца (нижняя центральная область  светло-зеленого цвета)   16.2

18. Морской  конек в перевернутом положении  (центральные зеленые продолговатые  области)   30.0

19. Жуки, насекомые (два симметричных центральных  темных пятна в верхней центральной области, взятые с объединяющей их стволовоподобной областью или без нее)   17.2

20. Жук,  краб, клещ (боковая темная область  на среднем уровне таблицы)    27.5

Комментарий: Таблица X по структуре аналогина  таблице VIII, но ее сложность и неопределенность напоминают таблицу IX: людям, которым трудно иметь дело со многими одновременными стимулами, может не особенно нравится эта в других отношениях приятная таблица. Будучи последней таблицей, она может предоставить возможность субъекту для "выплеска", указав, что они чувствуют в похожих ситуациях, или что они хотели бы испытывать.

Оригинальные  ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов у здоровых людей. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы подразделяются на Orig+ и Orig-. Различают оригинально разработанные ответы и оригинальные ответы, обусловленные особенностями восприятия. Последние отражают отклонения от обычных способов восприятия: нередко при этом отмечается смешение фигуры и фона.

Особые  феномены  

В отличие  от интерпретативных методик типа ТАТ  тест Роршаха, как правило, не вскрывает  содержания конфликтных переживаний  личности. Однако не будучи непосредственно  представленными в ответах испытуемого, они тем не менее могут диагностироваться  опосредованно — путем изучения динамики интерпретации в процессе исследования. Объектом анализа становятся любые «отклонения» в поведении испытуемого, его комментарии, особенности работы с каждой таблицей, изменение латентного времени и количества ответов на особо значимые таблицы и многое другое. О наличии конфликта говорят и нарушения контроля, описанные выше, а также особые феномены — шоки и отказы. Все перечисленные феномены позволяют диагносцировать, во-первых, зону конфликта, во-вторых, индивидуальные способы борьбы с ним, т. е. защитные механизмы [7]. Отказы и шоки являются наиболее грубыми механизмами защиты, аналогичными подавлению.  

Отказом называют такую поведенческую реакцию, когда испытуемый не дает никаких  интерпретаций на ту или иную таблицу. Не следует путать отказ как невротическую реакцию с отказом, свидетельствующим о грубом интеллектуальном снижении. Психогенная природа отказа часто выявляется при сравнении бедного малопродуктивного протокола в основной части эксперимента и большого количества добавлений во время опроса или определения границ чувствительности. Наиболее часто отказы встречаются при интерпретации II, IV, VI и IX таблиц.  

Шоки  представляют собой невротическую  реакцию защиты от аффекта, как правило, вытеснение аффекта или его конверсию в фобию [7].

Шок диагносцируется  при наличии следующих «отклонений»:

1) снижение  продуктивности или ухудшение  качества ответов (появление ответов  плохой формы (F~) конфабуляторных  (DW) или плохих оригинальных ответов  О-);

2) отсутствие  детерминант цвета при интерпретации цветных таблиц;

3) отсутствие  обычных популярных ответов; 

4) внезапное  изменение способа восприятия, например, игнорирование целых или цветных  частей пятна и «бегство» в  белый фон; 

5) увеличение  латентного времени ответа;

6) негативные аффективные оценки (дискредитация теста или собственных способностей), мимические, интонационные изменения, молчание, восклицание и тому подобное.

Наиболее  сильным признаком шока является снижение количественной и качественной продуктивности ответа. Различают цветовые, кинестезические токи, шок на красное, па пустоту и некоторые другие виды. Как правило, содержательная интерпретация шока проводится в духе психоанализа: шок на красное — символ вытесненной агрессии, шок на пустоту — отрицание женственности и т.д.

Содержание  ответов часто раскрывает направление  интересов, особенности вкусов и  оценок испытуемого, иногда указывает  на возможную зону конфликта

5. Заключение

В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось  создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.

Роршах  сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными  психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровыхлюдей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тест Роршаха