Типы поведения работников в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциально сознательный прогресс.

Актуальность моей темы заключается в том, что конфликт в коллективе может служить залогом динамичного развития коллектива. Конфликт представляет собой сложное явление, так как конфликтные ситуации возникают по определенным причинам, различных по своей природе, и связаных с носителями корпоративной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-7
Природа формирования конфликтов…………………………………….8-10

1.1. Понятие конфликта …………………………………………………11-12

1.2. Типы конфликтов……………………………………………………13-14
Основные методы исследования и стратегии поведения в конфликте, возникающие в группе…………………………………………………...15-21
. Типы поведения обучающихся в конфликтных ситуациях……...22-24
. Типология личности в профессиональной деятельности………...25-29
Управление и регулирование конфликтными ситуациями………….........30

3.1. Методы разрешения конфликтов…………………………………..30-32

3.2. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций………………33-34
Эмпирическое исследование………………………………………………..35

4.1. Организация исследования…………………………………………35-36

4.2. Анализ результатов исследования. Выводы…………………………..37
Выводы и предложения…………………………………………………38-39

Список использованной литературы……………………………………….40

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа психология.docx

— 90.34 Кб (Скачать документ)

      Результат подсчета полученных данных позволяет  говорить о том, что у 4-х человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х - сотрудничества, три человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, один из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен в Приложении 3, которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  результатов
 

   В результате исследования с применением  теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство  испытуемых преобладает стратегии соперничества (31 %) и сотрудничества (31%). Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного мною исследования я пришла к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим - естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения 

     В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие  конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого  взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально  важных вопросов, улучшить морально-психологический  климат в коллективе. Другие ученые полагают, что следует не допускать  конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. В некоторых  ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить  и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить  отношения.

     Анализ  причин поведения сторон в конфликте  показывает, что они сводятся к  стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать  свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками  ситуации и тем более формулируются  в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта  становится регулятором конкретных действий участников конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает  решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной  дает основания и обязывает действовать  всех тех, кто может и должен предотвратить  конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера  конфликтной ситуации и от поведения  участников конфликта.

     Универсальной реакцией каждого человека на возникающие  противоречия, конфликты, дезинтеграцию  является стремление преодолеть эту  дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной модели стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс) лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.

     В результате исследования группы студентов  с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых что большинство испытуемых преобладает стратегии соперничества (31 %) и сотрудничества (31%). Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

     Таким образом, в результате исследования была достигнута цель работы: теоретическое  и экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной  ситуации. Также были решены задачи исследования: выявлены причины конфликтов, исследована конфликтная ситуация в группе, показаны способы разрешения конфликтов. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Александрова  Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения, 1993.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история библиография, 2003.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов, 1999.
  4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! 1989.
  5. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать, 1997.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, 1995.
  7. Герасименко И. Я., Юсупов P.M. Анализ системного равновесия в конфликтных ситуациях, 1992
  8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений, 1987.
  9. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента, 1982.
  10. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии, 2006.
  11. Гришина Н.В. Если возникает конфликт, 1983.
  12. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов, 1993.
  13. Зайцев А. К. Социальный конфликтна предприятии, 1993.
  14. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне: Теоретические предпосылки, 1994.
  15. Карпентер С.Л., Кеннеди У.Дж.Д. Урегулирование споров в обществе, 1992.
  16. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты, 1992.
  17. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции, 1977.
  18. Кох Н.А. Конфликтология, 2003.
  19. Левин К. Типы конфликтов. Психология личности, 1982.
  20. Маецкий 3. Социальные конфликты, 1974.

Приложение 1

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.  

1.  А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

        В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

     В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     В. Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

     В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого  человека.

5.  А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

     В. Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

6.  А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

     В. Я стараюсь добиться своего.

7.  А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

     В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.  А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

     В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.  А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

      В. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11.  А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

     В, Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.  А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

     В. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.  А. Я предлагаю среднюю позицию.

     В. Я настаиваю, чтобы было сделано  по-моему.

    14.  А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    В. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.  А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

     В. Я стараюсь сделать так, чтобы  избежать напряженности.

16.  А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

     В. Я пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

17.  А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

     В. Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

18.  А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

     В. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.  А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

     В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.  А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

     В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для обеих сторон.

21.  А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

     В. Я всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы и их совместному  решению.

22.  А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

     В. Я отстаиваю свои желания.

23.  А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

      В. Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

24.  А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

     В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

    25.  А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

    В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Информация о работе Типы поведения работников в конфликтной ситуации