Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциально сознательный прогресс.
Актуальность моей темы заключается в том, что конфликт в коллективе может служить залогом динамичного развития коллектива. Конфликт представляет собой сложное явление, так как конфликтные ситуации возникают по определенным причинам, различных по своей природе, и связаных с носителями корпоративной культуры.
Введение……………………………………………………………………..3-7
Природа формирования конфликтов…………………………………….8-10
1.1. Понятие конфликта …………………………………………………11-12
1.2. Типы конфликтов……………………………………………………13-14
Основные методы исследования и стратегии поведения в конфликте, возникающие в группе…………………………………………………...15-21
. Типы поведения обучающихся в конфликтных ситуациях……...22-24
. Типология личности в профессиональной деятельности………...25-29
Управление и регулирование конфликтными ситуациями………….........30
3.1. Методы разрешения конфликтов…………………………………..30-32
3.2. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций………………33-34
Эмпирическое исследование………………………………………………..35
4.1. Организация исследования…………………………………………35-36
4.2. Анализ результатов исследования. Выводы…………………………..37
Выводы и предложения…………………………………………………38-39
Список использованной литературы……………………………………….40
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Результат
подсчета полученных данных позволяет
говорить о том, что у 4-х человека преобладает
стратегия соперничества, у 4-х - сотрудничества,
три человек предпочитают стратегию компромисса,
один человек предпочитает избегание,
один из испытуемых предпочитают стратегию
приспособления. Анализ данных представлен
в Приложении 3, которая отражает выбор
определенной стратегии поведения респондентами
в различных ситуациях в процентном отношении.
В
результате исследования с применением
теста К. Томаса «Стиль конфликтного
поведения» было доказано, что большинство
испытуемых преобладает стратегии соперничества
(31 %) и сотрудничества (31%).
Учитывая стиль поведения человека и зная
свой, можно избежать возникновения конфликтных
ситуаций и разрастания конфликта. В результате
проведенного мною исследования я пришла
к выводу о том, что каждая стратегия эффективна
только в определенных условиях. Каждый
участник конфликтной ситуации должен
уметь эффективно использовать все стратегии,
делать тот или иной выбор, учитывая конкретные
обстоятельства. Наилучший подход определяется
конкретной ситуацией, а также складом
характера оппонентов. Предпочитать одни
стратегии другим - естественно, но жесткое
предпочтение ограничивает возможности
конфликтующих сторон. Важно определиться
с приоритетами и возможными альтернативными
вариантами, это позволит оппонентам быть
более свободными в выборе при столкновении
с конкретными конфликтными ситуациями.
Выводы
и предложения
В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. В некоторых ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить отношения.
Анализ
причин поведения сторон в конфликте
показывает, что они сводятся к
стремлению удовлетворить свои интересы,
отстаивать ценности в конфликте, реализовать
свои цели и потребности. Далеко не
всегда цели полностью осознаются участниками
ситуации и тем более формулируются
в терминах достижения конкретных результатов.
Образ желательного исхода конфликта
становится регулятором конкретных
действий участников конфликтной ситуации.
Происходящее в конфликте оказывает
решающее влияние на его конструктивный
или деструктивный исход, на разрешение
конфликта и на его последствия.
Оценка ситуации в качестве конфликтной
дает основания и обязывает
Универсальной реакцией каждого человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию является стремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной модели стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс) лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.
В результате исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых что большинство испытуемых преобладает стратегии соперничества (31 %) и сотрудничества (31%). Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.
Таким
образом, в результате исследования
была достигнута цель работы: теоретическое
и экспериментальное
Список
использованной литературы
Приложение 1
Инструкция:
Перед вами ряд утверждений, которые помогут
определить некоторые особенности вашего
поведения. Здесь не может быть ответов
«правильных» или «ошибочных». Люди различны,
и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых
вы должны выбрать один, в большей степени
соответствующий вашим взглядам, вашему
мнению о себе. В бланке для ответов поставьте
отчетливый крестик соответственно одному
из вариантов (А или В) для каждого утверждения.
Отвечать надо как можно быстрее.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В, Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Информация о работе Типы поведения работников в конфликтной ситуации