Тренинг эмоциональной саморегуляции как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа тренинг.rtf

— 2.37 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Тренинг эмоциональной саморегуляции как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

 

 

Введение

 

Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.

Профессиональный стресс - многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Практически ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением.

Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания. В системе учитель-ученик, как мы знаем, происходит постоянный обмен знаниями, а также обмен эмоциями. Учитель постоянно вынужден реагировать эмоционально, давать обратную связь ученику. Постоянное эмоциональное участие в жизни своих учеников приводит к притуплению эмоциональных реакций, к эмоциональной сухости и равнодушию. Это отрицательно влияет на отношения в системе учитель-ученик и приводит к дегуманизации образовательного процесса.

Школьная практика показывает, что в работе учителя синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  • эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,
  • экономии положительных эмоций,
  • потере личностно-ориентированного подхода в работе с учащимися,
  • потере интереса к работе и личности ученика.

Проблемой исследования является психодиагностика и психокоррекция синдрома эмоционального выгорания учителей как важнейшего условия профессионального роста, психологического здоровья, а также продуктивного общения с учащимися.

Объектом исследования являются учителя общеобразовательной школы.

Предмет исследования - эмоциональное выгорание.

Гипотеза исследования. Эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции зависит от фазы синдрома эмоционального выгорания также от стажа работы учителя. Кроме того, симптомы, составляющие отдельные фазы, будут иметь различные показатели разницы “до” и “после” тренинга эмоциональной саморегуляции.

Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.

Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:

-анализ литературы по заявленной цели,

-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,

-обработка и анализ результатов исследования,

-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,

-подготовка и проведение тренинга эмоциональной саморегуляции среди учителей,

-повторная диагностика синдрома эмоционального выгорания после тренинга эмоциональной саморегуляции,

-обработка и анализ результатов исследования.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так практические методы. К первым относится анализ литературы по заявленной теме, ко вторым - экспериментальное исследование, которое включает:

- психодиагностику эмоционального выгорания с помощью методики В.В. Бойко,

  • организацию и проведение тренинга эмоциональной компетентности,
  • повторная психодиагностика эмоционального выгорания после тренинга эмоциональной компетентности,
  • обобщения относительно проделанного исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить научные представления относительно синдрома эмоционального выгорания у учителей, проверить эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции, который в исследовании выступает как независимая переменная, а эмоциональное выгорание - зависимая переменная.

Практическая значимость исследования заключается в определении основных путей психокоррекционной работы с учителями, способствующей снижению уровня эмоционального выгорания. Материалы исследования могут быть использованы в работе школьных психологов в практике психокоррекции эмоционального выгорания.

Организация исследования. Исследование проводилось среди учителей общеобразовательной школы № 4 г. Кызыла. Всего в исследовании принимали участие 43 учителя.

При формировании экспериментальной группы учитывалась степень эмоционального выгорания учителей. Выборку представили учителя с уже сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в деятельности учителей

 

1.1 Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоционального выгорания

 

Прежде чем говорить о синдроме эмоционального выгорания, следует начать с определения эмоций и их функций в жизни человека. В психологическом словаре мы находим такое определение: ”эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта”.

Функции эмоций разнообразны, но все они несут природное предназначение. Выделяют “положительные ” и “отрицательные ” эмоции. “Отрицательные” эмоции - это сигнал опасности, тревоги. “Положительные” сигнализируют о том, что организм находится в состоянии равновесия. “Отрицательные” эмоции (гнев, злость, страх и др.) более ранние и продолжительные, поскольку сигнал об опасности должен звучать до тех пор, пока она полностью не будет снята. Именно поэтому “отрицательные ” эмоции можно назвать застойными. В избытке они приносят большой вред организму.

Что происходит с эмоциями при синдроме эмоционального выгорания? Можно предположить, что эмоции перестают выполнять в полной мере свои функции: функция адаптации, информационная функция, коммуникативная функция и др.

Наряду с термином “эмоциональное выгорание” используется термин “профессиональное выгорание”. В данной работе нас будет интересовать эмоциональный компонент профессиональной деятельности учителя, поэтому термин “эмоциональное выгорание” здесь более адекватный.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.

Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.

Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.

К.Маслач пишет: ”Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, трудно поддерживать продолжительное время.”

Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:

  • эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,
  • редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,
  • деперсонализация - цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.

Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):

  • “СЭВ - реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.
  • СЭВ - это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой .
  • СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы”.

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость этой проблемы составляет в среднем 3-4 % валового национального дохода. Вследствие развития данного синдрома появляется дезадаптация личности, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с коллегами по работе, а также с родными.

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза "истощения" определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.

В среде педагогов синдром эмоционального выгорания также имеет высокие показатели: по данным ВОЗ синдром сформировался у 60 % педагогических работников.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66%.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ - психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [ 18].

Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:

- высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,

-рационализация мотивов своего поведения,

-склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,

-ригидная личностная структура.

Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:

-высокая рабочая нагрузка,

-недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,

-недостаточное вознаграждение за работу,

-высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,

-невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,

-бесперспективность деятельности,

-необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,

-отсутствие интересов вне работы.

Итак, основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.

Все сказанное в полной мере относится к деятельности учителя. Современная школа предъявляет повышенные требования к качеству работы учителя, устанавливает жесткий контроль за деятельностью, ограничивая учителя рамками государственного образовательного стандарта и программы. Но отсутствие должного вознаграждения за работу переживается учителем как непризнание его труда, что приводит к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости, и в итоге, к эмоциональному выгоранию.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующих симптомах, выделенных К.Маслач. Она разделила симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

-утомление,

-одышка,

-бессонница,

-увеличение или снижение веса,

-частые головные боли,

-заболевания желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие симптомы:

-профессионал рано приходит на работу и поздно уходит,

-поздно приходит на работу и рано уходит,

-берет работу на дом,

-злоупотребление алкоголем.

Психологические симптомы:

-наличие неосознаваемой тревоги,

-чувство обиды или вины,

-легко возникающее чувство гнева,

-неуверенность,

-чувство разочарования в работе и в себе,

-излишняя раздражительность,

-нежелание принимать самостоятельные решения,

-негативная установка на жизненные перспективы,

-чувство недовольства результатами работы,

Информация о работе Тренинг эмоциональной саморегуляции как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей