Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,
-люди, с трудом выражающие и переживающие эмоции в большей мере подвержены психосоматическим заболеваниям;
-эмоция признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем общий интеллект.
Яковлева Е.Л. подчеркивает, что “осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему” [27 ].
Развитие эмоциональной саморегуляции представляется особенно актуальным для повышения психологической культуры учителя. Авторитетного учителя учащиеся наделяют эмоциональной референтностью. Такой учитель становится для них значимым другим, у которого они склонны искать эмоциональную информацию с тем, чтобы использовать ее для осмысления происходящего.
Думается, что для успешного педагогического взаимодействия, важно развитие таких составляющих эмоциональной саморегуляции, как владение собственными эмоциями и понимание эмоций других.
Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления. Осознание эмоций - это:
-отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием;
-способность выразить это состояние в знаковой форме.
Именно на уровне осознания возможен контроль за эмоциями, то есть способность предвидеть их развитие и понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия. При коррекционной работе следует учитывать, что не осознаются:
-эмоциональные стрессы, которые возникли и формировались в раннем возрасте;
-ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется тесная связь;
-эмоциональные реакции и состояния, осуждаемые или не принимаемые в данной культуре.
Взаимодействие интеллекта и эмоции способствует эмоциональной саморегуляции, снижению интенсивности негативных эмоциональных переживаний.
Проблема понимания эмоций окружающих состоит в трудностях вербализации сообщения партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий. Развитие эмоциональной саморегуляции учителя связано не только с требованиями профессии: уметь понимать учащихся, создавать позитивный эмоциональный фон общения, но и с удовлетворенностью собственной компетентностью, успехами в каждодневном эмоциональном общении, с переживанием личностного и профессионального роста.
Важным является преодоление эмоциональной ригидности учителя. Эмоциональная саморегуляция позволит учителю самостоятельно развивать эмоциональную гибкость, под которой понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя.
Эмоциональную устойчивость следует понимать как способность осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения эмоциональной сферы личности, в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья как учителя, так и учеников.
Подробнее остановимся на теоретическом обосновании эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, что существуют естественные способы регуляции и собственно способы саморегуляции.
Рассмотрим естественные способы регуляции организма. Многие интуитивно используют их: это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, спорт, музыка и др. Но данные способы практически невозможно использовать на работе именно в тот момент, когда возникает напряженная ситуация. Но существуют способы регуляции психического и физического состояния, которые возможно применять во время работы сознательно. Чтобы овладеть способами саморегуляции, по мнению Л.М. Митиной, необходимо ответить на ряд вопросов:
Обратимся к определению понятия «саморегуляция». Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием [ 16].
Ряд авторов (Ю.Пахомов, М. Рубинштейн, А. Чебыкин и др.) утверждают, что при проектировании целей совершенствования сферы саморегуляции следует говорить об уровнях ее развития. Низкий уровень: специалист подстраивается под обстоятельства и групповые отношения, не сознает жизненных перспектив, не проявляет самокритичности. Средний уровень: в поведении и деятельности специалиста непоследовательно проявляются качества и признаки высокого, то есть самостоятельное поведение чередуется с бессознательным или осознанным приспособлением к окружающим. Высокий уровень: индивид по преимуществу сам организует свою жизнь и деятельность, руководствуется своими целями, перспективами, находит способы преодоления трудностей, занимается саморазвитием.
В настоящей работе мы не ставим цель диагностировать данные уровни у учителей. Но в целях развития и совершенствования сферы саморегуляции вслед за Митиной Л.М. будем считать мотивирующий компонент тренинговой работы важным, определяющим эффективность психокоррекционной работы.
Перечислим данные компоненты:
По мнению Митиной Л. М., все эти компоненты присутствуют при выполнении конкретного упражнения, направленного на развитие эмоциональной саморегуляции.
Чебыкин А. утверждает, что в результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
Таким образом, становится ясно то, что своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений эмоционального напряжения, нормализующим эмоциональный фон деятельности.
эмоциональное выгорание педагогический учитель
Глава 2. Исследование уровня эмоционального выгорания у учителей
2.1 Организация и методика исследования
Данная глава будет посвящена исследованию синдрома эмоционального выгорания, описанию отдельных фаз и симптомов. В исследовании приняло участие 43 учителя общеобразовательной школы. Для исследования эмоционального выгорания была выбрана методика В.В.Бойко. Исследование проводилось индивидуально. Каждый учитель получил бланк с вопросами и инструкцией к методике.
Методика .Бойко В.В. дает полную картину синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание было уделено анализу отдельных симптомов, поскольку из них складывается синдром эмоционального выгорания. Показатель выраженности каждого симптома варьируется от 0 до 30 баллов:
Показатель симптома 20 и более баллов указывает на доминирующее место симптома во всей фазе. Таким образом, методика В.В.Бойко помогает увидеть ведущие симптомы.
Методика В.В.Бойко позволяет осмыслить показатели каждой фазы синдрома эмоционального выгорания:
Каждая фаза оценивается в баллах от 0 до 120. Количество баллов в каждой фазе дает основание судить о том, насколько каждая фаза сформировалась:
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома эмоционального выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и наметить пути профилактики и психокоррекции.
Тестирование, как мы уже отметили, проводилось индивидуально. После тестирования данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты исследования показывают следующий уровень сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания:
Фаза синдрома эмоционального выгорания |
Кол-во учителей, у которых сформировалась данная фаза |
Кол-во учителей, у которых данная фаза в стадии формирования |
Кол-во учителей, у которых данная фаза не сформировалась |
Напряжение |
23% |
52% |
15% |
Резистенция |
38% |
33% |
29% |
Истощение |
29% |
38% |
33% |
Таким образом, фаза резистенции является наиболее выраженной, поскольку она уже сформировалась у 38% испытуемых. У 52% учителей фаза напряжения находится в стадии формирования.
Результаты исследования позволяют выделить следующие группы учителей:
1 группа - синдром сформировался в одной из фаз (количество баллов в одной из фаз больше 60 ). В эту группу входит 57% испытуемых ( 25 учителей).
2 группа - синдром в стадии формирования хотя бы в одной из фаз: данную группу составили 33% испытуемых (14 учителей).
3 группа - синдром не сформировался ни в одной из фаз: в данную группу вошло 10 % испытуемых (4 учителя).
Самой многочисленной является группа учителей, у которых синдром сформировался хотя бы в одной фазе.
Далее мы представим таблицу, в которой будет видна выраженность фаз и симптомов в группах учителей.
Фаза синдрома эмоционального выгорания |
Симптомы фазы |
Фаза сформировавшаяся |
Фаза в стадии формирования |
Фаза напряжения |
“Переживание психотравмирующих обстоятельств ” 1.сложившийся 2.складывающийся |
70% 20% |
20% 27% |
“Неудовлетворенность собой” 1.сложившияся 2.складывающийся |
9% 20% |
27% 36% | |
“Загнанность в клетку” 1.сложившийся 2.складывающийся |
60% 20% |
0% 36% | |
“Тревога и депрессия” 1.сложившийся 2.складывающийся |
60% 20% |
35% 18% | |
Фаза резистенции |
“Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование” 1.сложившийся 2.складывающийся |
80% 12% |
10% 33% |
“Эмоционально-нравственная дезориентация” 1.сложившийся 2.складывающийся |
30% 13% |
17% 50% | |
“Расширение сферы экономии эмоций” 1.сложившийся 2.складывающийся |
60% 13% |
17% 50% | |
“Редукция профессиональных обязанностей” 1.сложившийся 2.складывающийся |
70% 0% |
13% 5% | |
Фаза истощения |
“Эмоциональный дефицит” 1.сложившийся 2.складываю-щийся |
60% 17% |
22% 22% |
“Эмоциональная отстраненность” 1.сложившийся 2.складывающийся |
80% 0% |
11% 44% | |
“Личностная отстраненность” 1.сложившийся 2.складываю-щийся |
70% 8% |
11% 22% | |
“Психосоматические и психовегетативные нарушения” 1.сложившийся 2.складывающий-ся |
60% 0% |
33% 44% |