Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальная проверка эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей с помощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с уже сложившимся синдромом эмоционального выгорания,
Опишем данные таблицы по каждому симптому.
Фаза “напряжение”.
Симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств” сложился у 70% испытуемых, находящихся в фазе напряжения, еще у 20% учителей этот симптом находится в стадии формирования. Это указывает на то, что обстоятельства на работе, текущие рабочие вопросы становятся причиной раздражительности.
Симптом “загнанности в клетку” сложился у 60% испытуемых и у 20% складывается. Учителя описывают это ощущение как невозможность преодолеть организационные недостатки на работе.
Симптом “тревоги и депрессии” сложился у 60 %и складывается у 20% учителей, находящихся в фазе напряжения.
Симптом “неудовлетворенности собой” сложился у небольшого числа учителей - всего у 9 % и складывается у 20%. Это указывает на то, что учителя не испытывают чрезмерного недовольства собой.
Таким образом, в фазе “напряжение” доминирует симптом “ переживание психотравмирующих обстоятельств”.
Фаза “резистенция”.
Симптом “неадекватного эмоционального реагирования” сложился у 80% и складывается у 12% испытуемых. Учителя, у которых сложился данный симптом, имеют тенденцию к неадекватной эмоциональной избирательности: эмоции становятся способом оценивания личности ученика. Последний воспринимает это как предвзятое отношение к себе, неуважение к своей личности.
Симптом “редукция профессиональных обязанностей” характерен для 70% тех учителей, у которых уже сформировалась фаза “резистенции”. Этот симптом проявляется в желании сократить обязанности, облегчить задачу.
Симптом “расширения сферы экономии эмоций” характерен для 60% учителей, у 13% этот симптом складывается. Желание держать свои эмоции под контролем учителями этой группы переносится на отношения с родными, друзьями, то есть, на непрофессиональную сферу.
Симптом “эмоционально-нравственной дезориентации” сложился у 30% и складывается у 13% испытуемых. Это наименее выраженный симптом в фазе резистенции. Большинство учителей не делит учащихся на “любимчиков - нелюбимчиков”.
Фаза “истощение”.
В данной фазе наиболее выраженным оказался симптом 'эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 80% учителей.
Эти учителя стараются исключать эмоции из профессиональной деятельности.
Симптом “личностной отстраненности сложился у 70% учителей. Этот симптом проявляется в частичной или полной утрате интереса к субъекту своей деятельности.
Симптом “эмоциональный дефицит” сложился у 60% и складывается у 17% учителей. Учитель с уже сложившимся симптомом чувствует, как эмоции минимизируются в профессиональной деятельности. Но нередки случаи, когда учащается проявление отрицательных эмоций.
Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений” сложился у 60% учителей, он является наименее выраженным
Далее важно проанализировать, каким образом проявляется синдром эмоционального выгорания у различных групп учителей в зависимости от стажа работы.
Анализ данных исследования позволяет выделить следующие группы учителей:
Стаж работы |
Фаза напряжения |
Фаза резистенции |
Фаза истощения |
0 -5 лет |
40 % |
40% |
40% |
5-10 лет |
0 % |
65% |
43% |
10 -15 лет |
20% |
20% |
20% |
15 - 20 лет |
20% |
40% |
30% |
Более 20 лет |
25% |
25% |
30% |
Учителя со стажем 0 -5 лет. В данной группе не оказалось ни одного учителя с не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания. Таблица показывает, что число учителей, находящихся в различных фазах синдрома, равное. Высокие показатели по всем фазам указывают на то, что молодой учитель находится в ситуации постоянного эмоционального стресса., он чувствует, что его знаний недостаточно для эффективной работы в школе. Около 90% учителей этой группы желают сменить место работы (“уйти из школы”). Вероятно, высокие показатели по всем фазам в данной группе учителей связаны с невозможностью пройти аттестацию и повысить педагогическую категорию. Учителя чувствуют статичность своего положения в профессиональном и материальном плане.
Учителя со стажем 5 -10 лет. В этой группе высоки показатели в фазах резистенции и истощения. Фаза напряжения не проявляется. В этой группе заметно сопротивление психотравмирующим обстоятельствам, нарастание внутреннего потенциала.
Учителя со стажем 10 -15 лет. Наблюдаем, что в этой группе учителя имеют равные показатели по всем фазам синдрома эмоционального выгорания. Эта группа учителей оказалась наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания.
Учителя со стажем 15 -20 лет.. Здесь отмечаем невысокие показатели по фазам напряжения, истощения, в большей степени проявилась фаза резистенции. Возможно, устойчивость этой группы учителей объясняется не только накоплением достаточного педагогического опыта, но и личностного потенциала. У многих учителей этой группы собственные дети становятся взрослыми, самостоятельными. Учитель получает большую возможность заниматься собой и своим профессиональным ростом.
Учителя со стажем более 20 лет. Для этой группы учителей характерен рост показателей во всех фазах синдрома эмоционального выгорания. Хотя фаза резистенции (сопротивления) имеет большие показатели, чем фаза истощения. Все же в этот период учитель переживает кризис не только возрастной, но и связанный с подведением итогов профессиональной деятельности.
Таким образом, видим, что наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания оказывается группа учителей со стажем 15 - 20 лет. И в максимальной степени синдром проявляется у молодых учителей, а также у учителей со стажем более 20 лет, среди которых не оказалось ни одного с не сформировавшейся хотя бы одной фазой.
Глава 3. Снижение уровня эмоционального выгорания у учителей
3.1 Подготовка и проведение тренинга эмоциональной саморегуляции
В русле концепции профессионального развития учителя способность к эмоциональной саморегуляции, по мнению Мильруда В., “определяется как одна из важнейших характеристик личности учителя наряду с педагогической направленностью и педагогической компетентностью.” [8]
“Высокий уровень эмоционального выгорания учителей может свидетельствовать о неразвитой способности эмоциональной саморегуляции” [10].
На важность развития эмоциональной саморегуляции указывали многие исследователи: Б.И.Додонов, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, М.М. Рубинштейн, А.Я. Чебыкин и др. Ими было выявлено, что частые отрицательно окрашенные эмоциональные состояния или отсутствие любых эмоциональных проявлений:
Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что необходимо обучать учителей способам эмоциональной саморегуляции.
'Одним из средств развития эмоциональной саморегуляции является социально-психологический тренинг, в частности, тренинг эмоциональной саморегуляции” [8]. В тренинге принимали участие 25 учителей, из которых были сформированы две группы (12 и 13 учителей).
Таблица № 4
Стаж работы |
1группа, 12 учителей |
2 группа, 13 учителей |
0 -5 лет |
2 |
3 |
5-10 лет |
2 |
2 |
10-15 лет |
3 |
3 |
15 -20 лет |
3 |
3 |
Более 20 лет |
2 |
2 |
Таким образом, в группах было практически равное число учителей из различных групп по стажу.
Цикл занятий рассчитан на 24 часа. Занятия включали три этапа, о которых говорилось в 1главе. Напомним их:
На первом этапе главной целью было знакомство учителей с особенностями синдрома эмоционального выгорания и мотивация на самовыражение и саморазвитие. В этот этап вошли упражнения на релаксацию - достижение измененного состояния сознания и визуализацию, направленную на развитие навыков создания мысленно-зрительных образов (см. приложение).
Второй этап, рефлексивный, направлен на то, чтобы каждый учитель отрефлексировал свои особенности как субъекта педагогического взаимодействия, научился саморегуляции эмоциональных состояний непосредственно при взаимодействии с учениками (см.приложение)
Целью третьего этапа является приобретение навыков спонтанного самовыражения, понимания эмоционального состояния субъекта взаимодействия (см. приложение).
Итак, этапы тренинга направлены на психокоррекцию эмоционального состояния учителя, позволяют обучать способам саморегуляции при взаимодействии с коллегами и учащимися.
3.2 Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания у учителей, участвовавших в тренинге эмоциональной саморегуляции. Анализ результатов
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностик представлены в таблице № 6. Применяем при сопоставлении показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке, критерий Вилкоксона. Данный критерий определяет, является ли сдвиг показателей в каком-то направлении более интенсивным, чем в другом.
Группы учителей по стажу |
Показатели эмоционального выгорания до тренинга |
Показатели эмоционального выгорания после тренинга |
Разность в индивидуальном значении “до” и “после" |
0 - 5 лет |
86 73 |
71 53 |
15 20 |
5 - 10 лет |
- |
- |
- |
10 - 15 лет |
66 79 63 71 |
53 58 52 63 |
13 21 11 8 |
15 -20 лет |
73 |
60 |
13 |
Более 20 лет |
86 |
86 |
0 |
Тэмп. 0 Ј 5
Таким образом, число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.
Группы учителей по стажу |
Показатели эмоционального выгорания до тренинга |
Показатели эмоционального выгорания после тренинга |
Разность в индивидуальном значении “до” и “после” |
0 - 5 лет |
63 78 |
57 69 |
6 9 |
5 - 10 лет |
65 74 67 |
63 56 59 |
2 18 8 |
10 - 15 лет |
- |
- |
- |
15 - 20 лет |
63 74 |
58 61 |
5 13 |
Более 20 лет |
82 |
79 |
3 |
Тэмп. 0 Ј 5
Группы учителей по стажу |
Показатели эмоционального выгорания до тренинга |
Показатели эмоционального выгорания после тренинга |
Разность в индивидуальном значении “до” и “после” |
0 - 5 лет |
73 67 |
69 58 |
4 9 |
5 - 10 лет |
63 |
57 |
6 |
10 - 15 лет |
76 69 |
72 53 |
4 16 |
15 - 20 лет |
66 63 78 63 |
64 57 61 56 |
2 6 17 7 |
Более 20 лет |
69 87 |
67 87 |
2 0 |