Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы является Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1.Определить психологические основы формирования качеств, необходимых выпускнику вуза.
2.Использовать тренинг в целях профессиональной направленности студентов.
Введение …………………………………………………………………………..5
ГлаваI. Психологические основы формирования качеств, необходимых выпускнику вуза…………………………………………………………………..6
1.1. Формирование профессиональной направленности личности студента……………………………………………………....................................6
1.2. Формирование у студентов профессиональных знаний, навыков, умений………………………………………………………………..……………8
1.3. Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза…………………………………16
ГлаваII. Тренинг профессиональной направленности как средство повышения качества подготовки студентов…………………………………...25
2.1.Основные понятия в тренинге профессиональной направленности……..25
2.2. Этапы проведения тренинга ………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
-мини-сочинение «Образ будущей профессиональной деятельности и моя профессиональная направленность».
На листе бумаги написать краткое мини-сочинение о представляемой будущей профессии.(15-20 минут)
На завершающей стадии первого этапа организуется дискуссия по результатам предложенных методик.
Второй этап содержит непосредственное проведение разнообразных упражнений, направленных на оценку различных аспектов профессионального будущего, включая анализ имеющихся представлений о профессии и о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Выявленные на первом этапе виды профессиональной направленности студентов сопоставляются с идеальным образом профессиональной деятельности и существующим индивидуальным образом профессии, что позволяет оценить возможности и ограничения студентов в профессиональной сфере, а также уточнить индивидуальный образ профессии.
Задачи проведения второго этапа:
Упражнения, используемые на данном этапе:
Логика проведения второго этапа подчинена общей цели тренинга и обусловлена разделением всех упражнений на несколько смысловых блоков. Выделение смысловых блоков позволяет обнаружить наиболее уязвимые характеристики в будущей профессиональной деятельности студентов. Среди упражнений, проведенных на данном этапе, можно отметить упражнения, направленные на выяснение и уточнение профессионального будущего:
Проведение: Всем участникам по очереди нужно представить следующую гипотетическую ситуацию: резко сократились интервалы между некоторыми событиями, т.е. вся жизнь человека равна 1 дню Нужно описать этот день с утра до вечера.
Обсуждение: какие чувства вызывает этот день у себя, у других.
После проведения каждый выскажет свое мнение о собственном рисунке.
Упражнения, ориентированные на рассмотрение образа Я студентами: «Профессиональная идентичность» (С.Ю. Симагина), «Кто Я?» и «Идентификация--какой Я?» (Дж. Шервуд); на выяснение профессионального образа Я: «Повышение профессионализма», «Кинорежиссеры» (В.Ю. Бабайцева), «Гостиница», «Реклама услуг» (И. Вачков), «Точка зрения» (В.Ю. Бабайцева) и др.; на уточнение педагогической направленности: «Требуется преподаватель» (И. Вачков), «Лекция» (В.Ю. Большаков) «Профессиограмма» (Е.М. Иванова) и др.; а также упражнения, направленные на выяснение профессиональных возможностей и способностей студентов, эмоционального отношения к будущей профессии, мотивов профессиональной деятельности, выработку профессионального образа Я.
Третий этап тренинга направлен на анализ и обсуждение результатов самопознания студентов при прогнозировании своего профессионального будущего.
Основными
задачами на данном этапе являются
активизация значимости профессиональной
направленности и необходимости
выработки адекватных представлений
студентов о профессионально
важных качествах и особенностях
будущей профессиональной деятельности,
которые не только существенно влияют
на улучшение их учебной деятельности,
но и отражают готовность к работе
по специальности, что находит свое
выражение в формирующемся
Заключение.
Подготовка специалистов в высших
учебных заведениях подчинена определенным
психологическим
Сознательное управление психологической
деятельностью и формированием личности
студента в ходе учебно-воспитательного
процесса предполагает знание, умелое
использование и учет этих закономерностей
преподавателями, руководителями вуза,
кафедр, секретарями партийных и комсомольских
организаций. Более того, их сознательная
деятельность должна содействовать созданию
условий, способствующих более полному
проявлению психологических закономерностей
формирования личности специалиста с
высшим образованием.
Данный тренинг помог в дальнейшем формировании как такового специалиста. Тренинг послужил предположением о том, что профессиональная направленность выступает как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий качественный процесс формирования образа будущей профессиональной деятельности личности в ходе профессионального обучения.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С.137-145.
2 Акопов В.Г. Профессиональное сознание - ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. - Куйбышев, 1989. - С.164-203.
3 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980 - 230 с.
4 Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Знание, 1973. - 280 с.
5 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380с.
6. Андриенко, Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко. – М. – Новосибирск, 2002.
7. Гилинский Я. И. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. - Л.: ЛГУ, 1977. - 197 с.
8. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992. - 376 с.
9. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - №6, - С.70-77.
10. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: МГУ, 1983. - С.128-140.
11. Дмитриева М. А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1960. - 430 с.
13. Зиброва, С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. - Дисс. канд. психол. наук. - Красноярск, 1999. - 122с.
14. Калининский Л.П. О психологических критериях становления профессионала в вузе / под ред. Л.П. Калининского, С.Г. Гайраджи // Психологическая наука и практика. - Новосибирск, 1987. - С. 98-99.
15. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5-13.
16. Кандыбович
Л.А. "Психология
высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
17. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: МГУ, 1988. - 335 с.
18. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
20. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.
21. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
22. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе / Психологические проблемы формирования специалиста в вузе: межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 1989. - 158с.
23. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. – М. – Воронеж, 2004.
24. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися // Психология учителя: Тез. доклада к 7 съезду общества психологов СССР. - М.: МГУ, 1989.
25. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: МГУ 1985 - 208 с.
26. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск, 1984. - 176 с.
27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
28. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. - Л.: Знание, 1974. - 246 с.
29. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.
30. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. - М.: Апрель-Пресс, 1975. - 198 с.
31. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.