Тренинг профессиональной направленности как средство повышения качества подготовки студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1.Определить психологические основы формирования качеств, необходимых выпускнику вуза.
2.Использовать тренинг в целях профессиональной направленности студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5
ГлаваI. Психологические основы формирования качеств, необходимых выпускнику вуза…………………………………………………………………..6
1.1. Формирование профессиональной направленности личности студента……………………………………………………....................................6
1.2. Формирование у студентов профессиональных знаний, навыков, умений………………………………………………………………..……………8
1.3. Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза…………………………………16
ГлаваII. Тренинг профессиональной направленности как средство повышения качества подготовки студентов…………………………………...25
2.1.Основные понятия в тренинге профессиональной направленности……..25
2.2. Этапы проведения тренинга ………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсач профор2.docx

— 80.84 Кб (Скачать документ)
 

-мини-сочинение «Образ будущей профессиональной деятельности и моя профессиональная направленность».

На  листе бумаги написать краткое мини-сочинение  о представляемой будущей профессии.(15-20 минут)

 

На завершающей  стадии первого этапа организуется дискуссия по результатам предложенных методик.

Второй  этап содержит непосредственное проведение разнообразных упражнений, направленных на оценку различных аспектов профессионального  будущего, включая анализ имеющихся  представлений о профессии и  о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Выявленные на первом этапе  виды профессиональной направленности студентов сопоставляются с идеальным  образом профессиональной деятельности и существующим индивидуальным образом  профессии, что позволяет оценить возможности и ограничения студентов в профессиональной сфере, а также уточнить индивидуальный образ профессии.

Задачи  проведения второго этапа:

  • направить самопознание студентов на адекватное представление образа профессии и профессионального образа Я;
  • актуализировать профессиональную направленность;
  • стимулировать личную ответственность за построение профессионального будущего;
  • сформировать у студентов представление о себе как о главном источнике происходящих в собственной жизни событий;
  • подвести к осознанию наличия в себе личностного потенциала, требующего реализации;
  • активизировать и направлять процесс обратной связи.

Упражнения, используемые на данном этапе:

Логика  проведения второго этапа подчинена  общей цели тренинга и обусловлена  разделением всех упражнений на несколько  смысловых блоков. Выделение смысловых  блоков позволяет обнаружить наиболее уязвимые характеристики в будущей  профессиональной деятельности студентов. Среди упражнений, проведенных на данном этапе, можно отметить упражнения, направленные на выяснение и уточнение  профессионального будущего:

  • упражнение «Человек-однодневка» (Г.Н. Абрамова), цель – расширение временной перспективы;

Проведение: Всем участникам по очереди нужно представить следующую гипотетическую ситуацию: резко сократились интервалы между некоторыми событиями, т.е. вся жизнь человека равна 1 дню Нужно описать этот день с утра до вечера. 
Обсуждение: какие чувства вызывает этот день у себя, у других.

  • упражнение «Пространство жизни» (А.А. Кроник), цель – тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления, укрепление «чувства реальности»;  
    Проведение:Участники составляют список самых важных событий своего прошлого, настоящего и будущего, указывают их реальные и возможные даты. 
    Участники разделяются по парам. Каждый рассказывает другому о своем жизненном расписании. После этого партнеры пересказывают друг другу услышанное и могут посоветовать, как сделать жизнь продуктивнее и интереснее. 
    Далее участники анализируют свои жизненные цели и причины тех или иных событий (записывают в своем жизненном расписании). 
    Продолжая работу с жизненным пространством, пытаются разобраться в том, насколько важны в их жизни разные события и разные люди. Какие из этих событий и персонажей можно бы вычеркнуть (5-6) и наличие каких обязательно, т.к. отказаться от них невозможно (5-6 событий и значимых людей). После каждого события написать список свойств, реальных или прогнозируемых, которые появились или могут появиться пос-ле значимых событий, появление которых связано с именами конкретных значимых  людей. 
    В завершение участникам предлагается включить в пространство жизни значимые события, которые про изошли до его рождения (с ним, родителями, страной), события, которые могут произойти после завершений его физической жизни и тем не менее связанные лично с ним, а также наиболее значимых людей, чьи взгляды и сам факт их существования оказал или оказывает огромное влияние на жизненное самоопределение человека. 
    Обсуждение: Какие возможности дает это задание
  • упражнение «Я через 10 лет» проективный рисунок, целью которого является осознание себя во временной перспективе.

После проведения каждый выскажет свое мнение о собственном рисунке.

Упражнения, ориентированные на рассмотрение образа Я студентами: «Профессиональная  идентичность» (С.Ю. Симагина), «Кто Я?»  и «Идентификация--какой Я?» (Дж. Шервуд); на выяснение профессионального образа Я: «Повышение профессионализма», «Кинорежиссеры» (В.Ю. Бабайцева), «Гостиница», «Реклама услуг» (И. Вачков), «Точка зрения» (В.Ю. Бабайцева) и др.; на уточнение педагогической направленности: «Требуется преподаватель» (И. Вачков), «Лекция» (В.Ю. Большаков) «Профессиограмма» (Е.М. Иванова) и др.; а также упражнения, направленные на выяснение профессиональных возможностей и способностей студентов, эмоционального отношения к будущей профессии, мотивов профессиональной деятельности, выработку профессионального образа Я.

Третий  этап тренинга направлен на анализ и обсуждение результатов самопознания студентов при прогнозировании  своего профессионального будущего.

Основными задачами на данном этапе являются активизация значимости профессиональной направленности и необходимости  выработки адекватных представлений  студентов о профессионально  важных качествах и особенностях будущей профессиональной деятельности, которые не только существенно влияют на улучшение их учебной деятельности, но и отражают готовность к работе по специальности, что находит свое выражение в формирующемся образе будущей профессиональной деятельности и устойчивой профессиональной направленности. Стимулирование студентов к осознанию себя во временной перспективе, связанной с профессиональной деятельностью, формулирование профессиональных целей и путей их достижения, а также к выработке навыков самостоятельного принятий решений и ответственности за них.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 
 
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях подчинена определенным психологическим закономерностям, в которых выражаются существенные психологические условия и предпосылки  развития и формирования личности студента, успеха обучения и воспитания в вузе, эффективности деятельности преподавателей и руководства. К этим условиям относятся: положительная мотивация учения, интеллектуальная активность студентов, целесообразная организация их деятельности (от курса к курсу), учет роли психологических  факторов в жизни вузовских коллективов, в преподавании и руководстве. 
Сознательное управление психологической деятельностью и формированием личности студента в ходе учебно-воспитательного процесса предполагает знание, умелое использование и учет этих закономерностей преподавателями, руководителями вуза, кафедр, секретарями партийных и комсомольских организаций. Более того, их сознательная деятельность должна содействовать созданию условий, способствующих более полному проявлению психологических закономерностей формирования личности специалиста с высшим образованием.

Данный  тренинг помог в дальнейшем формировании как такового специалиста. Тренинг послужил предположением о том, что профессиональная направленность выступает как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий качественный процесс формирования образа будущей профессиональной деятельности личности в ходе профессионального обучения.

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С.137-145.

Акопов В.Г. Профессиональное сознание - ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. - Куйбышев, 1989. - С.164-203.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980 - 230 с.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Знание, 1973. - 280 с.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380с.

6. Андриенко, Е. ВПсихолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко. – М. – Новосибирск, 2002.

7. Гилинский Я. И. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. - Л.: ЛГУ, 1977. - 197 с.

8. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992. - 376 с.

9. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - №6, - С.70-77.

10. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: МГУ, 1983. - С.128-140.

11. Дмитриева М. А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1960. - 430 с.

13. Зиброва, С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. - Дисс. канд. психол. наук. - Красноярск, 1999. - 122с.

14. Калининский Л.П. О психологических критериях становления профессионала в вузе / под ред. Л.П. Калининского, С.Г. Гайраджи // Психологическая наука и практика. - Новосибирск, 1987. - С. 98-99.

15. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5-13.

16. Кандыбович Л.А. "Психология высшей школы" 
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г. 

17. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: МГУ, 1988. - 335 с.

18. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

20. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

21. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

22. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе / Психологические проблемы формирования специалиста в вузе: межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 1989. - 158с.

23. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. – М. – Воронеж, 2004.

24. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися // Психология учителя: Тез. доклада к 7 съезду общества психологов СССР. - М.: МГУ, 1989.

25. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: МГУ 1985 - 208 с.

26. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск, 1984. - 176 с.

27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

28. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. - Л.: Знание, 1974. - 246 с.

29. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.

30. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. - М.: Апрель-Пресс, 1975. - 198 с.

31. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Тренинг профессиональной направленности как средство повышения качества подготовки студентов