Тренинг разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание

. Цель тренинга:
Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения. Предложить конкретные формы и способы продуктивного разумного поведения в конфликтах, преобразования ссор и скандалов в деятельность по осознанию и решению проблем, обучить навыкам конструктивных переговоров в любых сферах межличностного и социального взаимодействия.
3. Задачи:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

Тренинг.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

- выработка командной  стратегии 

- понимание идеи упражнения 

- понимание других участников 

- принятие решений 

- изменения в поведении 

- изменение на эмоциональном  уровне и в степени участия  каждого. 

 Вопросы ведущего должны  быть нейтральными и оставлять  свободу выбора, анализа и фантазии:

- Что вы чувствовали? 

- Что изменилось в  момент?..

- Почему вы выбрали  это решение? 

 Цель упражнения: отработка  навыка принятия группового решения  о стратегии и тактике выполнения  поставленной задачи. Способствовать  сплочению группы и углублению  процессов самораскрытия. 

 

 Говорю, что  вижу:

 

- Описание поведения  означает сообщение о наблюдаемых  специфических действиях других  людей без оценивания, то есть  без приписывания им мотивов  действий, оценки установок, личностных  черт. Первый шаг в развитии  высказываться в описательном  ключе, а не форме оценок  –улучшение умения наблюдать  и сообщать о своих наблюдениях,  не давая оценок.

- Сидя в круге, сейчас  вы наблюдаете за поведением  других и, по очереди, говорите, что в видите относительно  любого из участников. К примеру  : “Коля сидит, положив ногу  на ногу”, “Катя улыбается”.

 Ведущий следит за  тем, чтобы не использовались  оценочные суждения и умозаключения.  После выполнения упражнения  обсуждается, часто ли наблюдалась  тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

 Цель упражнения: проигрывание  ситуации безоценочных высказываний.

 

 Неуверенные,  уверенные и агрессивные ответы:

 

 Каждому члену группы  предлагается продемонстрировать  в заданной ситуации неуверенный,  уверенный и агрессивный типы  ответов. Ситуации можно предложить  следующие: 

 •Друг разговаривает  с вами, а вы хотите уйти.

 •Ваш товарищ устроил  вам встречу с незнакомым человеком,  не предупредив вас. 

 •Люди, сидящие сзади  вас в кинотеатре, мешают вам  громким разговором.

 •Ваш сосед отвлекает  вас от интересного выступления,  задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. 

 •Учитель говорит,  что ваша прическа не соответствует  внешнему виду ученика. 

 •Друг просит вас  одолжить ему вашу какую-либо  дорогостоящую вещь, а вы считаете  его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. 

 Для каждого участника  используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации  в парах. Группа должна обсудить  ответ каждого участника. На  упражнение отводится 40-50 минут. 

 Цель упражнения:

-  формирование адекватных  реакций в различных ситуациях; 

- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых  "ролевых" пристроек. 

 Ведущий рассказывает  про разные типы поведения  в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и  конкуренцию. Проводится тест  Томаса (Приложение 1). После этого  целесообразно провести 1-2 ролевые  игры (на усмотрение ведущего), на  примере которых участники могут  наблюдать разные типы поведения. 

 

Tест K. Томаса

 

ИНСТРУКЦИЯ:

 

"В каждой паре выберите  то суждение, которое наиболее  точно описывает Ваше типичное  поведение в конфликтной ситуации." Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо как можно быстрее.

 

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в  чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить  дело, учитывая интересы другого и  мои.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить  другого и сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным  уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему  сочетанию выгод и потерь для  всех.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю  возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

  1. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий 

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую  позицию в спорном вопросе, чтобы  мы с другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.

 

 

 

 

 Преувеличение  или полное изменение поведения:

 

 Это ролевая игра, в  которой членам группы дается  возможность проиграть свои внутриличностные  конфликты. Разыгрывание ролей  используется для расширения  осознания поведения и возможности  его изменения. 

 Участник сам выбирает  нежелательное личное поведение,  или группа помогает ему выбрать  поведение, которое им не осознается.

 Если член группы  не осознает этого поведения,  он должен преувеличить его.  К примеру , робкий член группы  должен говорить громким авторитарным  тоном, постоянно хвастаясь. Если  же участник осознает поведение  и считает его нежелательным,  он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

 Цель упражнения:

-  формирование навыков  модификации и коррекции поведения  на основе анализа разыгрываемых  ролей и группового разбора  поведения. 

 

 Приветствие:

 

 Участники садятся  в круг и по очереди приветствуют  друг друга обязательно подчеркивая  индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу  сказать, что ты выглядишь великолепно"  или 

"Привет, ты как всегда  энергичен и весел". Можно вспомнить  о той индивидуальной черте,  которую сам человек выделил  при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может  обращаться ко всем сразу или  к конкретному человеку. Во время  этой психологической разминки  группа должна настроиться на  доверительный стиль общения,  продемонстрировать свое доброе  отношение друг к другу. 

 Ведущему следует обращать  внимание на манеры установления  контактов. 

 На занятие отводится  10-15 минут. 

 По его окончании  ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует  наиболее продуктивные способы  приветствий. 

 Цель упражнения:

-  формирование доверительного  стиля общения в процессе налаживания  контактов; 

- создание позитивных  эмоциональных установок на доверительное  общение. 

 

 Сигнал:

 

 Участники стоят по  кругу, достаточно близко и  держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал  в виде последовательности быстрых  или более длинных сжатий. Сигнал  передается по кругу, пока не  вернется к автору. В виде усложнения  можно посылать несколько сигналов  одновременно, в одну или в  разные стороны движения.

Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов