Тренинг разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание

. Цель тренинга:
Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения. Предложить конкретные формы и способы продуктивного разумного поведения в конфликтах, преобразования ссор и скандалов в деятельность по осознанию и решению проблем, обучить навыкам конструктивных переговоров в любых сферах межличностного и социального взаимодействия.
3. Задачи:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

Тренинг.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

 Ведущий рассказывает  о технике активного слушания (Приложение 2).

 

 Техники слушания:

 

 Участники разбиваются  на пары и решают, кто говорящий,  а кто слушающий. Затем ведущий  сообщает, что задачей слушающих  будет внимательное выслушивание  в течение 2-3 мин "очень скучного  рассказа". Затем ведущий отзывает  в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать  их, как сделать рассказ "очень  скучным". На самом деле дает  разъяснения (так, чтобы "слушающие"  не слышали этого), что суть  не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий  фиксировал типичные реакции  слушающих. Для этого рассказчику  рекомендуется после минутного  отрезка речи сделать в удобный  момент паузу и продолжить  рассказ после получения какой-либо  реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение  7-10 сек. выраженная реакция отсутствует,  следует продолжить рассказ в  течение еще одной минуты и  опять прерваться и запомнить  следующую реакцию слушающего. На  этом упражнение прекращается.

 Всем членам группы  раскрывается действительное содержание  инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать  в памяти содержание реакции  слушающих (классифицировав видимое  отсутствие реакций как "глухое  молчание"). Ведущий приводит список  наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые  пояснения. 

 Цель упражнения: развитие  навыков активного слушания 

 

 Диспут:

 

 Упражнение проводится  в форме диспута. Участники  делятся на две приблизительно  равные по численности команды  С помощью жребия решается, какая  из команд будет занимать одну  из альтернативных позиций по  какому-либо вопросу, например: сторонники  и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и  т.д.. Аргументы в пользу той  или иной точки зрения члены  команд высказывают по очереди.  Обязательным требованием для  играющих является поддержка  высказываний соперников и уяснение  сущности аргументации. В процессе  слушания тот из членов команды,  чья очередь высказываться следующим,  должен реагировать угу-поддакиванием  и эхо, задавать уточняющие  вопросы, если содержание аргументации  не до конца ясно или же  сделать парафраз, если создалось  впечатление полной ясности. Аргументы  в пользу позиции своей команды  разрешается высказывать лишь  после того, как выступающий тем  или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок  головой, "да, именно это я и  имел в виду").

 Ведущий следит за  очередностью выступлений, за  тем, чтобы слушающий осуществлял  поддержку высказывания, не пропуская  тактов, парафраз, используя при  этом реакции соответствующего  такта. Можно давать разъяснения  типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив  слова собеседника, а убедиться  в правильности понимания можно  парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток  продолжать и развивать мысли  собеседника, приписывая ему не  его слова. 

 В заключение упражнения  ведущий комментирует его ход,  обращая внимание на случаи, когда  с помощью парафраза удалось  добиться уточнения позиций участников "диспута" 

 Цель упражнения: развитие  умений и навыков активного  слушания 

 

 

 Ролевая игра "Cглаживание конфликтов":

 

 Ведущий рассказывает  о важности такого умения как  умение быстро и эффективно  сглаживать конфликты; объявляет  о том, что сейчас опытным  путем стоит попытаться выяснить  основные методы урегулирования  конфликтов.

 Участники разбиваются  на тройки. На протяжении 5 минут  каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников  представляют конфликтующие стороны  (например, ссорящихся супругов), а  третий - играет миротворца, арбитра. 

 На обсуждение ведущий  выносит следующие вопросы: 

- Какие методы сглаживания  конфликтов были продемонстрированы?

- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали  участники во время игры?

- Как стоило повести  себя тем участникам, кому не  удалось сгладить конфликт?

 Цель упражнения: отработка  умений и навыков сглаживания  конфликтов.

 

 Печатная машинка:

 

 Участникам загадывается  слово или фраза. Буквы, составляющие  текст, распределяются между членами  группы. Затем фраза должна быть  сказана как можно быстрее,  причем каждый называет свою  букву, а в промежутках между  словами все хлопают в ладоши.

 Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных  действий.

 

 Если бы..., я  стал бы...:

 

 Упражнение происходит  по кругу: один участник ставит  условие, в котором оговорена  некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня  обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру : "... я стал бы требовать жалобную книгу".

 Целесообразно провести  это упражнение в несколько  этапов, в каждом из которых  принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

 Ведущий отмечает, что  как конфликтные ситуации, так  и выходы из них могут повторяться. 

 Цель упражнения: выработка  навыков быстрого реагирования  на конфликтную ситуацию.

 

 Контраргументы:

 

 Каждый член группы  должен рассказать остальным  участникам о своих слабых  сторонах - о том, что он не  принимает в себе. Это могут  быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось  бы изменить.

 Остальные участники  внимательно слушают и по окончании  выступления обсуждают сказанное,  пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить  отмеченным недостаткам или даже  показывая, что наши слабости  в одних случаях, становятся  нашей силой в других.

 На упражнение отводится  40-50 минут. 

 Цель упражнения:

-  создание условий  для самораскрытия; 

- умение вести полемику  и контраргументацию. 

 

 Последняя встреча:

 

 Представьте себе, что  занятия уже закончились, и  вы расстаетесь. Но все ли  вы успели сказать друг другу?  Может быть вы забыли поделиться  с группой своими переживаниями?  Или есть человек, мнение которого  о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить  кого-либо? Сделайте это "здесь  и теперь".

 Цель упражнения:

-  совершенствование  коммуникативной культуры, стимулирование  активности участников.

 

 Упражнение на групповую сплоченность "Единство":

 

 Участники рассаживаются  в круг. Каждый сжимает руку  в кулак, и по команде ведущего  все "выбрасывают" пальцы. Группа  должна стремиться к тому, чтобы  все участники независимо друг  от друга, выбрали одно и  то же число. 

 Участникам запрещается  переговариваться. Игра продолжается  до тех пор, пока группа не  достигнет своей цели.

 Цель упражнения:

-  выработка интеллектуального  единства на прогностическом  уровне;

- формирование эмоционально-волевого  единства группы.

 

 Позиция:

 

 Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний.  Внешний круг движется, внутренний  остается на месте. Находящиеся  во внешнем круге высказывают  свое впечатление о партнере  по внутреннему кругу, начиная  с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне  нравится в тебе". Через 2 минуты  внешний круг смещается на  одного человека и т.д. 

 Цель упражнения:

-  рефлексия взаимооценочных  позиций участников тренинговых  занятий. 

 

 Ролевая игра:

 

 Каждый участнико по  очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого  он был когда-то. Этот рассказ  должен послужить сценарием дальнейшей  ролевой игры, в которой должны  принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только  сценаристом и режиссером ролевой  игры, делать несколько дублей  и т.д. 

 Участникам преставляется  максимум свободы. Со стороны  ведущего должно быть лишь  одно условие: каждый конфликт  должен закончиться благополучно, компромиссом.

 Цель упражнения: закрепление  полученнного на тренинге опыта. 

 

 Доверяющее падение:

 

 Участники образуют  большой круг. Один человек встает  в центр круга. Он должен  упасть на руки кому-либо из  круга, для этого нужно закрыть  глаза, расслабиться и падать  назад. Каждый должен иметь  возможность падать и ловить.

 По окончании задания  группа обсуждает впечатления  от выполненного упражнения.

 Цель упражнения:

-  формирование навыков  психомоторного взаимодействия;

- сокращение коммуникативной  дистанции между членами группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВНОГО  СЛУШАНИЯ

 

1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ 

 

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание  подбородком и т.п.).

 

3. ЭХО - повторение последних  слов собеседника. 

 

4. ЗЕРКАЛО - повторение  последней фразы с изменением  порядка слов.

 

5. ПАРАФРАЗ - передача содержания  высказывания партнера другими  словами. 

 

6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия  и другие выражения, побуждающие  собеседника продолжить прерванную  речь ("Ну и...", "Ну и что  дальше ?", "Давай-давай" и  т п.).

 

7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ  - вопросы типа "Что ты имел  в виду, когда говорил "эсхатологический".

 

8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую  говорящим, нередко такие вопросы  являются по существу уводящими  от линии, намеченной рассказчиком.

 

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ 

 

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда  слушающий вклинивается в речь  и пытается завершить фразу,  начатую говорящим, "подсказывает  слова".

 

11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная  мина" и пр.

 

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ  ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся  к делу или относящиеся лишь  формально ("а в Гималаях  все иначе" и следует рассказ  о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о  гонорарах известных музыкантов).

 

 

 После ознакомления  со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые  ими реакции слушателей и дать  им классификацию на основе  приведенной схемы. Выявляются  наиболее часто используемые  реакции и обсуждаются их положительные  и отрицательные стороны в  ситуациях общения. В контексте  занятия уместно привести трехкратную  схему выслушивания: "Поддержка  - Уяснение - Комментирование" и  обсудить уместность появления  тех или иных реакций на  разных тактах выслушивания. Так,  на такте "Поддержки" наиболее  уместным представляются такие  реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное  сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы  на такте "Комментирования".

 

 


Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов