Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.
ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной
независимостью, открыто высказываются
о своем нежелании учиться, у
них отсутствует уважительное отношение
к учителям, авторитет сверстников
завоевывается с помощью
Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемлен-ности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения
такого поведения могут быть психические
заболевания и пограничные
В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.
Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении (см. “Положение подростка в семье и отношения с родителями”, “Типы конфликтов и способы их преодоления”). Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными (см. “Конфликты с учителями”).
Также причиной “отверженности”
может служить хроническая
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
Работа с "трудными" подростками
Работа, направленная на профилактику
правонарушений и преступлений среди
учащихся направлена на воздействие
социальных, психологических и
На основании этого
в школе разработана и
Программа состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен диагностики учащихся и их семей. Педагоги, классные руководители, психолог школы, специалисты проведено обследование семей учащихся и составлены акты жилищно-бытовых условий. Заведены специальные карты на каждого ученика, которые заполняют классные руководители. Психллги представляют характеристики особенности личности. Кахдый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно – трудовой активности. Положения в классном коллективе, интереса его склонностей и интересов. Получив полную информацию о подростке и его семье , составляем программу, создаем коррекционные группы, направляем к специалистам. психологи проводят беседы, вскрывая межличностные и внутриличностные конфликты. Основной метод при этом – убеждение. Специалист проводит беседу по вопросам:
1. Каким подросток себя считает?
2. Каким он хочет быть в оценке других?
3. Каким его считают другие?
4. Каков он на самом деле?
5. Какой ущерб ему приносит неправильное поведение?
Таким образом, у подростка формируется адекватная самооценка, уровень притязаний по отношению к себе.
На втором этапе проводится работа с родителями. Для этого разрабатываются сценарии классных часов, как с родителями, так и совместные встречи. Формируются группы для проведения тренинга. Для проведения тренинга приглашаются студенты и специалисты центров. Данные мероприятия помогают подросткам и их родителям стать основой для примирения или сближения сторон.
Данная программа ежегодно меняется и рассчитана на один учебный год.
Данная программа дает свои результаты.т ка за 2007-2008 год в школе отсутствуют учащиеся, состоящие на учете в ПДН.На внутришкольном учете состоят всего 14 человек .Основа постановки их на учет - плохая успеваемость
Как эффективно работать с трудными подростками?
Ответ на этот вопрос
в СВАО социальные педагоги
искали на окружной
Светлана БРОННИКОВА, главный специалист Северо-Восточного окружного управления образования:
- Мы, родители, педагоги, несущие
ответственность за подростков,
хотим видеть, что молодые люди
становятся здоровыми и
Специалисты школ работают со
всеми учащимися и их семьями,
в том числе и благополучными.
Их задача - сопровождение одаренных
детей и детей с
В решении проблем, поставленных перед коллективами и социальными педагогами образовательных учреждений, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Сотрудничество с органами
внутренних дел с введением школьных
инспекторов стало более
В рамках работы по исполнению
законодательства, направленного на
борьбу с безнадзорностью и
В округе развивается сеть
школ, проводящих консалтинговую и
экспериментальную работу по различным
направлениям, в том числе по работе
с трудными подростками. С 1 сентября
2009 года в работе сетевой городской
экспериментальной площадки «Развитие
профилактического ресурса
Большие трудности представляет
организация профилактики правонарушений,
совершаемых
В рамках разработки и реализации программы «Школьные бригады безопасности» ведется работа в Центре диагностики и консультирования «Участие», ДЮЦ «Северный», проводится постоянно действующий семинар в рамках эксперимента «Экспертиза образовательной среды», продолжена работа по формированию в школьных библиотеках информационных блоков с подборками газетных и журнальных публикаций по проблемам детства и юношества. Кабинеты и уголки профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании оснащаются методической, нормативно-правовой литературой, периодическими изданиями, видеофильмами. Ежегодная акция «Нет наркотикам!» проводится в образовательных учреждениях, районах - это конкурсы плакатов, творческих работ, спортивные соревнования.
Окружная комиссия по соблюдению прав несовершеннолетних на получение общего среднего образования координирует деятельность подведомственных общеобразовательных учреждений для обеспечения права на получение детьми общего образования, выполнения Закона РФ «Об образовании». Одним из решений проблемы неуспешности ребенка стал перевод на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка. За летний период в комиссию по вопросу изменения формы обучения обратились 125 человек. Из них 6 несовершеннолетних получили разрешение на продолжение обучения в вечерних сменных школах, 119 - на получение общего образования в учреждениях среднего профессионального образования. С 1 сентября по 1 января 2010 года 29 учащимся разрешено изменить форму обучения.