Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.
Для решения задач, стоящих перед нами, нужно активно привлекать родительскую общественность к работе советов по профилактике для решения проблем безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, своевременно информировать органы и службы профилактики о несовершеннолетних «группы риска» для оперативного принятия мер предупреждающего характера, широко привлекать школьных инспекторов к общешкольным мероприятиям не только профилактической, но и культурно-массовой направленности, развивать сеть объединений дополнительного образования, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков, повышать роль органов ученического самоуправления в воспитательно-профилактической работе.
Оксана КУЛИШ, заместитель директора школы №757 по учебно-воспитательной работе:
- Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.
Изначально работа нашего
педагогического коллектива с трудными
подростками и семьями
Дети подросткового возраста
наиболее зависимы от микросреды, складывающейся
в отношениях, в которой формируется
личность. Недостатки семейного воспитания,
углубленные недостатками школьного
воспитания, несогласованность позиции
школы и семьи в итоге
Учитывая, что у большинства
трудных детей отсутствуют
На уроках при работе с трудными учениками учителя стремятся в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого учителя используют:
- адаптивные технологии
развивающего обучения (технология
Капустина, ООТ, технологии
- нестандартные формы
проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие,
уроки с использованием
- представление для выполнения
занимательных заданий и
- создание ситуации успеха
на уроке, помощь в
Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.
Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка. Поэтому в плане работы школы для развития педагогической компетентности в области работы с трудными учащимися были проведены тематические педсоветы «Особенности психологического развития подростков», «Обязанности и права члена педагогического коллектива», «Использование новых педагогических технологий как средство развития мотивации к обучению». В рамках работы Школы молодого педагога было проведено тематическое занятие «Проблемы дисциплины на уроке». Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.
Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе работает профориентационный кабинет, оформлен стенд с адресами средних профессиональных заведений СВАО. Для ребят 8-10-х классов мы организуем встречи с представителями различных профтехучилищ, колледжей. В рамках профориентационной работы для учеников 8-10-х классов есть элективный курс «Я и мой профессиональный выбор», рассчитанный на 17 часов. Занятия проводит школьный психолог, итоговая работа ребят - формирование ими собственного портфолио с результатами психологического тестирования и анкетирования, а также рекомендациями по развитию личности. Следует отметить, что практически все учащиеся с интересом посещают занятия этого элективного курса, участвуют в акции «Профессиональный выбор», организованной силами центра «Ориентир».
Немаловажным направлением
в деле восстановления социального
статуса трудновоспитуемого подростка
в коллективе сверстников стало
вовлечение трудных подростков в
общественно значимую деятельность
- субботники, проведение общешкольных
традиционных праздников (праздничные
концерты, Новый год, День города, Масленица),
участие в спортивных соревнованиях
по футболу, теннису, волейболу и
баскетболу, посещение экскурсий
и музеев. Большую роль в приобщении
подростков к общественной деятельности
играют мероприятия военно-
Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм, поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и токсическим средствам для учащихся 7-8-х классов силами центра «Дети улиц» был проведен цикл лекций по профилактике курения. Большое впечатление на учеников 9-х классов произвело посещение в библиотеке №110 выставки восковых фигур с последующим просмотром видеофильма о губительном воздействии наркотиков на организм человека, которые также были организованы центром «Дети улиц». Наши ученики в этом году принимали участие в интерактивных играх «Шкала времени» и «ВИЧ-СПИД», врачи наркологического диспансера №13 провели в старших классах беседы и лекции, Институт гигиены организовал для учеников 8-9-х классов лекции на темы «Общая гигиена учащихся», «Обо мне».
В качестве еще одного из звеньев системы комплексной работы с трудными детьми и подростками в школе в 2003 году был создан совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который вошли директор школы Л.Фролова, представители администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, а также сотрудники отделения внутренних дел. В заседаниях в случае необходимости принимают участие сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних. В своей работе совет использует разнообразные формы как профилактического, так и коррекционного характера, проводит правовую просветительскую работу. Главной содержательной стороной этого вида деятельности стало разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей учащихся, детей и родителей, проведение встреч с инспектором ОДН ОВД «Бабушкинский», лекции с участием работников органов правопорядка на темы «Международная конвенция ООН «О правах детей», «Право и ответственность школьников», школьные дни правовых знаний. В школе также работает кружок правовых знаний. Работу в этом кружке возглавляет судья федерального значения М.Каменская. Во время занятий кружка затрагиваются вопросы, связанные с правами и обязанностями несовершеннолетних, разбираются конкретные жизненные ситуации и возможные выходы из них. Приглашение на индивидуальное собеседование (первичное или повторное) подростков и их родителей также стало еще одной формой работы совета.
Известно, что неблагоприятные
взаимоотношения в семье, отрицательный
пример родителей (равнодушие к людям,
лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство,
алкоголизм, преступления, совершаемые
взрослыми членами семьи) создают
ту неблагоприятную микросреду, которая
становится одной из важнейших причин
трудновоспитуемости
Подводя итоги, отмечу, что, несмотря
на всю выстроенную в школе
систему работы по профилактике правонарушений
учащимися, главным в нашей практике
остается вера в доброе начало в
ребенке, проявление понимания и
терпимость к его поведению, интерес
к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский
призывал всех нас быть творцами нравственных
достоинств ребенка. Как садовник заботливо
лелеет веточку культурного сорта
плодового дерева, привитого к
дичку, так мы, воспитатели, должны беречь
и охранять в ребенке все хорошее.
Никогда нельзя спешить с разоблачением
отрицательных, предосудительных поступков
ребенка, выставлять его перед коллективом
со всеми его недостатками. Пусть
ребенок проявит внутренние духовные
силы для преодоления своих
Жанна ЧИГАРЬКОВА, директор ДЮЦ «Северный»:
- Дети в любом возрасте
должны видеть внимание и
Быстрый рост информационных технологий, развитие технических средств, формирование определенного культурного пространства со «своими правилами игры» подчас приводят к тому, что родители и дети в прямом смысле слова разговаривают на разных языках.
Такие факты, как рост беспризорности,
проявления жестокости, суицид среди
подростков, призывают нас, взрослых,
принимать экстренные меры, чтобы
построить «мост