Трудные подроски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат

Описание

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Работа состоит из  1 файл

ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ.docx

— 39.19 Кб (Скачать документ)

Для решения задач, стоящих  перед нами, нужно активно привлекать родительскую общественность к работе советов по профилактике для решения  проблем безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в  подростковой среде, своевременно информировать  органы и службы профилактики о несовершеннолетних «группы риска» для оперативного принятия мер предупреждающего характера, широко привлекать школьных инспекторов  к общешкольным мероприятиям не только профилактической, но и культурно-массовой направленности, развивать сеть объединений дополнительного образования, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков, повышать роль органов ученического самоуправления в воспитательно-профилактической работе.

Оксана КУЛИШ, заместитель  директора школы №757 по учебно-воспитательной работе:

- Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам  в своей жизни сталкиваются  каждый учитель, воспитатель,  многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.

Работа с трудными подростками  в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.

Изначально работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях. В начале года заместитель директора по социальным вопросам, основываясь на результатах опроса классных руководителей, составляет список трудных учащихся, стоящих на внутришкольном учете, корректирует списки учащихся и семей «зоны риска». Одновременно социальный педагог и школьный психолог проводят психолого-педагогическую диагностику (социометрия), предоставляют общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В этом документе каждый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, интереса и его склонностей. Получив полную информацию о подростке и его семье, зам. директора по социальным вопросам составляет программу работы с трудными учащимися.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется  личность. Недостатки семейного воспитания, углубленные недостатками школьного  воспитания, несогласованность позиции  школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому  одну из важнейших задач в работе с трудными подростками мы видим во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.

Учитывая, что у большинства  трудных детей отсутствуют желание  учиться, мотивация на учебу в  целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что  сопровождается большими пробелами  в знаниях, администрация школы  пристальное внимание обращает на посещение  уроков учащимися, использование учителем методов и технологий вовлечения трудных учащихся в учебный процесс, оказание помощи трудным учащимся при  выполнении домашнего задания, занятость  подростков во внеурочное время. Вся работа ведется в тесной связи с родителями учеников, можно сказать, «на телефоне». В случаях, требующих пристального внимания и контроля, для отдельного учащегося заводится дисциплинарный дневник. Сегодня внедряется в практику работы учителей общение с родителями через Интернет. Некоторые классные коллективы в нашей школе имеют собственные сайты. Через них классные руководители и преподаватели имеют возможность осуществлять непосредственную интерактивную связь с родителями учащихся, сообщать им о возникающих трудностях в поведении и обучении детей. У родителей в свою очередь появляется возможность своевременно реагировать на замечания, а школьные специалисты также регулярно проводят индивидуальные беседы с детьми, склонными к правонарушениям и самовольным уходам с уроков.

На уроках при работе с  трудными учениками учителя стремятся  в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого  учителя используют:

- адаптивные технологии  развивающего обучения (технология  Капустина, ООТ, технологии деятельностного подхода и др.). Они позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;

- нестандартные формы  проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие,  уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;

- представление для выполнения  занимательных заданий и заданий,  имеющих практическую направленность;

- создание ситуации успеха  на уроке, помощь в составлении  учеником «Портфолио достижений».

Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам  вызывает затруднения у большинства  трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.

Одним из важнейших принципов  работы с трудными подростками стала  опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка. Поэтому в плане  работы школы для развития педагогической компетентности в области работы с трудными учащимися были проведены  тематические педсоветы «Особенности психологического развития подростков», «Обязанности и права члена педагогического  коллектива», «Использование новых  педагогических технологий как средство развития мотивации к обучению». В рамках работы Школы молодого педагога было проведено тематическое занятие  «Проблемы дисциплины на уроке». Умение видеть положительное в поведении  ребенка, опираться и развивать  это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.

Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений  имеет работа по профориентации. В  нашей школе работает профориентационный кабинет, оформлен стенд с адресами средних профессиональных заведений СВАО. Для ребят 8-10-х классов мы организуем встречи с представителями различных профтехучилищ, колледжей. В рамках профориентационной работы для учеников 8-10-х классов есть элективный курс «Я и мой профессиональный выбор», рассчитанный на 17 часов. Занятия проводит школьный психолог, итоговая работа ребят - формирование ими собственного портфолио с результатами психологического тестирования и анкетирования, а также рекомендациями по развитию личности. Следует отметить, что практически все учащиеся с интересом посещают занятия этого элективного курса, участвуют в акции «Профессиональный выбор», организованной силами центра «Ориентир».

Немаловажным направлением в деле восстановления социального  статуса трудновоспитуемого подростка  в коллективе сверстников стало  вовлечение трудных подростков в  общественно значимую деятельность - субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные  концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях  по футболу, теннису, волейболу и  баскетболу, посещение экскурсий  и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического  характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой  Отечественной войны, смотры строя  и песни.

Следует отметить, что трудновоспитуемость  детей и подростков проявляется  не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм, поэтому  для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и токсическим  средствам для учащихся 7-8-х классов  силами центра «Дети улиц» был  проведен цикл лекций по профилактике курения. Большое впечатление на учеников 9-х классов произвело  посещение в библиотеке №110 выставки восковых фигур с последующим  просмотром видеофильма о губительном  воздействии наркотиков на организм человека, которые также были организованы центром «Дети улиц». Наши ученики  в этом году принимали участие в интерактивных играх «Шкала времени» и «ВИЧ-СПИД», врачи наркологического диспансера №13 провели в старших классах беседы и лекции, Институт гигиены организовал для учеников 8-9-х классов лекции на темы «Общая гигиена учащихся», «Обо мне».

В качестве еще одного из звеньев системы комплексной  работы с трудными детьми и подростками  в школе в 2003 году был создан совет  по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который вошли директор школы  Л.Фролова, представители администрации  школы, педагогического коллектива, родительской общественности, а также  сотрудники отделения внутренних дел. В заседаниях в случае необходимости принимают участие сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних. В своей работе совет использует разнообразные формы как профилактического, так и коррекционного характера, проводит правовую просветительскую работу. Главной содержательной стороной этого вида деятельности стало разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей учащихся, детей и родителей, проведение встреч с инспектором ОДН ОВД «Бабушкинский», лекции с участием работников органов правопорядка на темы «Международная конвенция ООН «О правах детей», «Право и ответственность школьников», школьные дни правовых знаний. В школе также работает кружок правовых знаний. Работу в этом кружке возглавляет судья федерального значения М.Каменская. Во время занятий кружка затрагиваются вопросы, связанные с правами и обязанностями несовершеннолетних, разбираются конкретные жизненные ситуации и возможные выходы из них. Приглашение на индивидуальное собеседование (первичное или повторное) подростков и их родителей также стало еще одной формой работы совета.

Известно, что неблагоприятные  взаимоотношения в семье, отрицательный  пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые  взрослыми членами семьи) создают  ту неблагоприятную микросреду, которая  становится одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Поэтому задачу профилактики и реабилитации трудных детей мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Как показывает практика, положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, - телесные наказания. Поэтому на заседания совета приглашаются родители из социально неблагополучных семей. Совет имеет право, защищая ребенка и напоминая родителям о конституционных обязанностях, посещать неблагополучные семьи для анализа ситуации и при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства управы района и ПДН ОВД по месту жительства, ходатайствовать о принятии мер административного воздействия.

Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе  систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в  ребенке, проявление понимания и  терпимость к его поведению, интерес  к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо  лелеет веточку культурного сорта  плодового дерева, привитого к  дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением  отрицательных, предосудительных поступков  ребенка, выставлять его перед коллективом  со всеми его недостатками. Пусть  ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.

Жанна ЧИГАРЬКОВА, директор ДЮЦ «Северный»:

- Дети в любом возрасте  должны видеть внимание и заботу  взрослых. Но, к сожалению, многие  дети остаются один на один  со своими проблемами.

Быстрый рост информационных технологий, развитие технических средств, формирование определенного культурного  пространства со «своими правилами  игры» подчас приводят к тому, что  родители и дети в прямом смысле слова разговаривают на разных языках.

Такие факты, как рост беспризорности, проявления жестокости, суицид среди  подростков, призывают нас, взрослых, принимать экстренные меры, чтобы  построить «мост взаимопонимания» между самыми родными и близкими людьми.

Информация о работе Трудные подроски