Трудные подроски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат

Описание

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Работа состоит из  1 файл

ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ.docx

— 39.19 Кб (Скачать документ)

Из общения с родителями и детьми, а также на основании  полученных результатов опросов  и диагностики детско-родительских отношений, проведенной совместно  с психологами, обнаружились такие  проблемы:

- недостаточный уровень,  а в некоторых случаях и  полное отсутствие взаимодействия  в семьях между родителями  и детьми;

- низкий уровень коммуникативных  навыков не только у детей,  а также и у ряда родителей;

- неразвитость социального  интеллекта у родителей (то  есть «способности усматривать  и улавливать сложные отношения  и зависимости в социальной  сфере и в семье»).

Стало очевидным, что родителям  и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое по меньшей мере послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи. Именно эти принципы легли в основу новой воспитательной системы, реализуемой педагогами ДЮЦ «Северный».

Мы считаем, что система  дополнительного образования как  нельзя лучше подходит для создания такой детско-взрослой общности. Сверхзадача, стоящая перед педагогом в  данном случае, состоит в том, чтобы  помочь родителям установить партнерские  отношения с детьми, мотивировать их на реализацию общего ДЕЛА, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата. Именно это и будет способствовать формированию семейных ценностей и укреплению основ семьи, а значит, поможет  детям чувствовать себя не «лишними», а равноправными участниками  общества.

Как показывает опыт работы педагогов Центра «Северный», наиболее активное сотрудничество возникает  в группах родителей дошкольного  и младшего школьного возраста. Референтные группы родителей детей среднего возраста уже не так многочисленны. Устойчивый интерес родителей к занятиям детей проявляется лишь в том случае, если ребенок участвует в конкурсах, соревнованиях, принимает участие в концертной деятельности. Ну а родителей детей и подростков 13-18 лет мы видим только на родительских собраниях, да и то, к сожалению, не всех. Конечно, я сейчас говорю об основной массе воспитанников.

Проанализировав результаты социологических исследований, мы пришли к выводу, что необходимо найти  новые формы деятельности, объединяющие родителей и детей, особенно подросткового  возраста. Одной из форм такого взаимодействия мы считаем создание клубов при различных  объединениях. Так, при нашем центре создан и успешно действует гольф-клуб. Конечно, в силу специфики этого  вида спорта клуб немногочисленный. Но силами энтузиастов мы регулярно проводим открытые мастер-классы, соревнования, как на улице, так и в помещении, которые собирают много людей, в прямом смысле слова «не проходящих мимо». Потому что пройти мимо красивых зеленых газонов и лунок разнообразной конструкции практически невозможно. И вот уже и взрослые, и дети с азартом гоняют мяч по полигону.

Основной профиль деятельности нашего центра - туристско-краеведческая  направленность. Поэтому, конечно, мы стараемся  заинтересовать родителей и в  этом направлении, начиная с семейных викторин по истории Москвы, государства  и заканчивая серьезными исследовательскими работами по программе «Отечество»  в номинации «Моя родословная», совместными  экологическими и краеведческими проектами. Наш центр в течение всего  года проводит соревнования по программе  «Школа безопасности», на которые приезжают  команды со всего округа. В среднем  каждый месяц в соревнованиях  участвуют около 200 детей. Учитывая специфику разных этапов, которые  связаны с действиями в экстремальных  условиях, в первую очередь в эту  программу вовлекаются активные, динамичные, бесстрашные ребята, которые  в школах порой становятся неформальными  лидерами. И конечно, детям нашего округа повезло, что в нашем центре работают молодые, творческие, активные инструктора детско-юношеского туризма. «Всемогущий» инструктор, который несет свой рюкзак и еще помогает другим, который по невидимым горным тропинкам выводит группу к самому синему морю и который вечером у костра поет «как умеют любить сердца», и есть тот объединяющий стержень, тот первый камень в основании новых, партнерских, взаимоотношений взрослый - ребенок. Потому что педагог дополнительного образования - это не экзаменатор, не надсмотрщик, устанавливающий свои правила игры, а талантливый, творческий человек, идущий РЯДОМ!

Одним из направлений работы с трудными подростками стала  спортивная работа: в нашем центре работают объединения 10 направлений - от футбола до гольфа. Наши футболисты и хоккеисты, а это в основном подростки 12-17 лет, - призеры окружных соревнований. Совместно с муниципалитетом  мы постоянно проводим спортивные соревнования, конкурсы, привлекаем для этого молодежные организации, родителей, комиссию по делам  несовершеннолетних, чтобы поднять  в районе престиж здорового образа жизни. По состоянию на 31.12.2009 г. в  нашем районе на учете в КДН  и ЗП состояли 17 несовершеннолетних и 12 неблагополучных семей (в которых 24 ребенка), 10 детей из них занимаются в различных секциях и объединениях, в том числе и в нашем  центре. Вратарь сборной по футболу  в составе команды района занял 3-е место в городских соревнованиях. Педагог дополнительного образования - тренер по футболу с этого года включен в состав комиссии по делам  несовершеннолетних, что помогает напрямую привлекать детей в спортивные секции.

Но мы не останавливаемся  на достигнутом. С этого года мы в рамках военно-патриотической работы готовим цикл мероприятий для детей «группы риска» для приобщения их к духовно-нравственным, культурным и моральным ценностям.

Конечно, мы ищем новые области, в которых интересы детей и  родителей могли бы пересекаться. В век развития современных технологий такой областью стало техническое  творчество. Создание макетов железных дорог, автомобилей, самолетов, военной  техники, роботов - от бумажных самолетиков  до радиоуправляемых моделей, обсуждение их технических характеристик, создание различных полигонов - это предмет  встречи членов нашего нового клуба  «RС Гараж 713». Здесь интересы родителей (в основном это папы) и детей настолько переплетаются, что уже непонятно, кому гонки по трассе приносят больше радости - папе или ребенку.

Мы, конечно, делаем только первые шаги в создании равноправной, социально  значимой детско-взрослой общности. Но даже эти скромные результаты обнадеживают - общение необходимо и детям, и  взрослым. И в какой бы области  дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет  детям найти себя, а родителям - не потерять детей.

 

 

Работа с трудными подростками.

Для подростков трудности  их возраста обычно носят объективный  характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается  в жестких рамках, которые порождены  субъективностью взрослых, и возникает  активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может  выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более  выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения  по собственному усмотрению, чего у  подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму  протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит  подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Причины возникновения «трудных»  подростков

1. биологические причины:

нарушения центральной нервной  системы;

несвоевременная диагностика  умственной отсталости;

неравномерность полового созревания;

аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в  возрасте 30 лет;

наследственная предрасположенность  к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

социальный статус района;

пассивность общественности;

педагогические ошибки воспитателей;

неблагополучный социально  – психологический климат в школе;

стиль преподавания в школе;

трудность школьных программ;

неблагополучие семьи (напряженность  супружеских отношений, потеря авторитета родителей);

воспитание детей в  жестокой семье;

многодетные семьи;

3. психологические:

конфликт ролей у подростка;

конфликт уровня притязаний и самооценки;

конфликт со взрослыми;

конфликт со сверстниками;

сексуальный конфликт;

неуспех ребенка в ведущей  деятельности;

неразвитость самосознания;

неадекватная самооценка;

личностный кризис;

4. комплексные причины:

общесоциальные причины;

социально-демографические  причины;

социально-правовые причины;

социально-медицинские причины;

организационно-уПоведенческие реакции подростков.

 

1. Реакция эмансипации  – особый тип поведения, посредством  которого подросток старается  высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем  дополнительного контроля и лишение  минимальной свободы лишь обостряет  конфликт и провоцирует подростков  на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с  занятий.

2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают  иногда вид своеобразного «запоя»,  в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

3. Пассивно – оборонительная  реакция или реакция отказа, которая  проявляется в отказе от деятельности.

4. Реакция «оппозиции»  - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против  непосильных требований

5. Реакция компенсации  – развивается при слабости  той или иной физической или  психической функции, которую  компенсируют более развитой  функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.

6. Реакция имитации –  подражание определенному образу (например, подражание не всегда  положительным телевизионным или  компьютерным героям)

7. Реакция группирования  – стремление подростка в группу  сверстников.

Типичные ошибки педагогов  и родителей

1. «При уступчивости дети  получают распушенное, а при  постоянном противодействии –  ложное воспитание» (И.Кант) При  упрямстве следует оказывать  подростку естественное сопротивление,  но не ломать его волю.

2. В конфликте между  сверстниками взрослым нельзя  принимать одну из сторон, так  как обе, как правило, не  правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного  подчинения взрослым препятствует  выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости  до оценки личности. Отличная  успеваемость не означает высоких  личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать  и противопоставлять успехи одного  неуспехам другого учащегося,  так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление  неверных ответов на поставленные  подростком вопросы (например, в  вопросах пола). Ответы должны  быть правдивыми, лишь степень  детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны  – обращение к подросткам должно  быть немногословным, грубость порождает  только грубость.

8. В общении с подростком  не должен присутствовать поучительный  уничижающий тон. Ни в коем  случае не допускать публичных  порицаний. Когда вербальные формы  общения неэффективны, используйте  невербальные, опосредованные –  кинофильмы, статьи, художественную  литературу, метод группового обсуждения  проблем.правленческие причины;

 

 

 

 

 


Информация о работе Трудные подроски