Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:20, реферат
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.
Из общения с родителями
и детьми, а также на основании
полученных результатов опросов
и диагностики детско-
- недостаточный уровень,
а в некоторых случаях и
полное отсутствие
- низкий уровень
- неразвитость социального
интеллекта у родителей (то
есть «способности усматривать
и улавливать сложные
Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое по меньшей мере послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи. Именно эти принципы легли в основу новой воспитательной системы, реализуемой педагогами ДЮЦ «Северный».
Мы считаем, что система
дополнительного образования
Как показывает опыт работы
педагогов Центра «Северный», наиболее
активное сотрудничество возникает
в группах родителей
Проанализировав результаты
социологических исследований, мы пришли
к выводу, что необходимо найти
новые формы деятельности, объединяющие
родителей и детей, особенно подросткового
возраста. Одной из форм такого взаимодействия
мы считаем создание клубов при различных
объединениях. Так, при нашем центре
создан и успешно действует гольф-
Основной профиль деятельности
нашего центра - туристско-краеведческая
направленность. Поэтому, конечно, мы стараемся
заинтересовать родителей и в
этом направлении, начиная с семейных
викторин по истории Москвы, государства
и заканчивая серьезными исследовательскими
работами по программе «Отечество»
в номинации «Моя родословная», совместными
экологическими и краеведческими проектами.
Наш центр в течение всего
года проводит соревнования по программе
«Школа безопасности», на которые приезжают
команды со всего округа. В среднем
каждый месяц в соревнованиях
участвуют около 200 детей. Учитывая
специфику разных этапов, которые
связаны с действиями в экстремальных
условиях, в первую очередь в эту
программу вовлекаются
Одним из направлений работы
с трудными подростками стала
спортивная работа: в нашем центре
работают объединения 10 направлений -
от футбола до гольфа. Наши футболисты
и хоккеисты, а это в основном
подростки 12-17 лет, - призеры окружных
соревнований. Совместно с муниципалитетом
мы постоянно проводим спортивные соревнования,
конкурсы, привлекаем для этого молодежные
организации, родителей, комиссию по делам
несовершеннолетних, чтобы поднять
в районе престиж здорового образа
жизни. По состоянию на 31.12.2009 г. в
нашем районе на учете в КДН
и ЗП состояли 17 несовершеннолетних
и 12 неблагополучных семей (в которых
24 ребенка), 10 детей из них занимаются
в различных секциях и
Но мы не останавливаемся на достигнутом. С этого года мы в рамках военно-патриотической работы готовим цикл мероприятий для детей «группы риска» для приобщения их к духовно-нравственным, культурным и моральным ценностям.
Конечно, мы ищем новые области, в которых интересы детей и родителей могли бы пересекаться. В век развития современных технологий такой областью стало техническое творчество. Создание макетов железных дорог, автомобилей, самолетов, военной техники, роботов - от бумажных самолетиков до радиоуправляемых моделей, обсуждение их технических характеристик, создание различных полигонов - это предмет встречи членов нашего нового клуба «RС Гараж 713». Здесь интересы родителей (в основном это папы) и детей настолько переплетаются, что уже непонятно, кому гонки по трассе приносят больше радости - папе или ребенку.
Мы, конечно, делаем только первые шаги в создании равноправной, социально значимой детско-взрослой общности. Но даже эти скромные результаты обнадеживают - общение необходимо и детям, и взрослым. И в какой бы области дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет детям найти себя, а родителям - не потерять детей.
Работа с трудными подростками.
Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.
Положение взрослых более
выгодно во взаимоотношениях с подростками,
так как у них есть преимущество
– возможность выбора линии поведения
по собственному усмотрению, чего у
подростка обычно нет. Непослушание
у подростка принимает форму
протеста, а сама ситуация - характер
конфликта. Главное, что тяготит
подростка в его
Причины возникновения «трудных» подростков
1. биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная
2. социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи;
3. психологические:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис;
4. комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-уПоведенческие реакции подростков.
1. Реакция эмансипации
– особый тип поведения,
2. Реакция увлечения (хобби-
3. Пассивно – оборонительная
реакция или реакция отказа, которая
проявляется в отказе от
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации –
подражание определенному
7. Реакция группирования
– стремление подростка в
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети
получают распушенное, а при
постоянном противодействии –
ложное воспитание» (И.Кант) При
упрямстве следует оказывать
подростку естественное
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного
подчинения взрослым
4. Расширение оценки
5. Нельзя захваливать
и противопоставлять успехи
6. Ошибкой является предъявление
неверных ответов на
7. Нравоучения бесполезны
– обращение к подросткам
8. В общении с подростком
не должен присутствовать