Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:00, автореферат

Описание

Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.

Работа состоит из  1 файл

avtoreferat.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Отбоева Сэсэгма  Доржиевна

 

 

 

 

УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ:

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ  
ОТНОШЕНИЯМ 

(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

 

 

 

Специальность 22.00.04 - социальная структура,

социальные институты  и процессы

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата социологических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ – 2011  

Работа выполнена  на кафедре социально-культурной деятельности

 Восточно-Сибирской  государственной 

академии культуры и искусств

 

 

Научный руководитель:

Татарова Светлана Петровна

доктор социологических  наук, доцент

   

Официальные оппоненты:  

Чукреев Петр Александрович

доктор социологических наук, профессор

   
 

Мацкевич Андрей Юрьевич

кандидат социологических  наук, доцент

   

Ведущая организация: 

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского


 

 

Защита диссертации  состоится 18 февраля 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.

 

Автореферат разослан 17 января 2011 г.

 

Автореферат размещен на сайте Бурятского государственного университета www.bsu.ru 17 января 2011 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь 

диссертационного совета,

доктор философских  наук, доцент Кузнецова A.M.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  темы исследования. В настоящее время в брачно-семейных отношениях произошли серьезные изменения, связанные с переходом от традиционной модели семьи к современной: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи – рождения и воспитания детей.

Характерная черта изменения  института семьи – высокий уровень разводимости. Согласно статистическим материалам, в России на каждые три вновь заключенных брака в год совершается два развода. В Республике Бурятия в настоящее время каждый второй брак заканчивается разводом. Помимо того, что увеличивается количество разводов, изменяется и отношение к нему – в общественном сознании он становится привычным явлением. Нередко молодые супруги считают развод вполне приемлемым выходом из конфликтной ситуации, не прилагают особых усилий для поддержания брака, думают о разводе прежде, чем попытаются изменить свое поведение и привычки ради сохранения семьи. Так, до 70% всех разводов происходит в течение первых пяти лет совместной жизни.

Одной из серьезных причин кризисного состояния семей является крайне неудовлетворительная подготовка молодежи к супружеской и родительской жизни, что, в свою очередь, сопровождается неадекватностью восприятия и понимания личностных особенностей друг друга, идеализацией личностных качеств и их последующим крушением в сознании человека, неумением использовать психологический механизм приспособления, сотрудничества и оптимального распределения влияния в семье.

Проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности в последние годы принимает особую актуальность, что связано с разрушением «домашней школы», где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. Ранее предпринимались попытки решить эту проблему с помощью введения «родительского всеобуча» и школьного курса «Этика и психология семейной жизни», но предыдущий опыт не оказался удачным. В современном обществе ни в школьном, ни в вузовском образовании вообще нет программ по подготовке учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.

В настоящее время  во многом изменились ценностные ориентации и сама система подготовки к семейной жизни. Подготовка учащейся молодежи к браку происходит стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, во многом утрачена в этом роль семьи, которая прежде успешно справлялась с этой задачей. Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в подготовке молодежи к семейной жизни, вызывает необходимость разработки целостной, многоаспектной, многофункциональной системы формирования осознанной личностной мотивации создания семьи.

Однако на сегодняшний  день отсутствуют работы, содержащие целостное исследование проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, недостаточно изучена область, анализирующая разнообразные аспекты добрачного поведения молодежи, практически не проводится исследований по разработке инструментария и методик по проведению занятий, формирующих успешные семейно-брачные отношения. Таким образом, актуальны противоречия: между объективной ценностью для общества крепкой, полноценной семьи с детьми и несформированностью ценностного отношения к браку у подрастающих поколений; между возрастающими потребностями общества в подготовке учащейся молодежи к семейной жизни и традиционной образовательной практикой, не предполагающей такой подготовки, и недостаточной разработанностью соответствующих программ и методик.

Степень научной  разработанности темы.

Подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям является многоаспектным социальным феноменом. Каждый из аспектов рассмотрения проблемы находил свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов.

Изучению условий и  факторов добрачного поведения, обусловливающих успех будущего супружества, посвящали свои работы социологи А.Г. Харчев и А.С. Мацковский, которые утверждают, что характер будущего супружества определяет то, что представляет из себя каждый из субъектов складывающегося брачного отношения; Л.И. Савинов довольно подробно рассматривает специфику и динамизм добрачного поведения, раскрывая различные теории выбора брачного партнера; Т.А. Гурко описывает влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Автор рассматривает такие факторы, как продолжительность знакомства, присутствие общих увлечений и интересов, установки и ожидания по поводу семейной жизни; В.М. Целуйко рассматривает психологические аспекты добрачного поведения молодежи, влияющие на дальнейшую стабильность молодой семьи.

Значительное число  работ посвящено изучению полового, семейно-брачного воспитания, а также методикам его осуществления. Вопросам полового воспитания молодежи большое внимание уделяли Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я.А. Коменскому, Я. Корчаку, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они призывали к использованию богатого педагогического наследия народа в подготовке молодежи к браку и семейной жизни, уделяли большое внимание семейным отношениям как основному фактору воспитания семьянина, подчеркивали значимость семьи в обществе. Среди современных исследователей можно отметить: В. Райх в работе «Сексуальная революция» освещает половинчатость, робость и непоследовательность полового просвещения, осуществляемого ныне, выступает с проповедью сексуальной революции и требованием отмены «репрессивной морали». Т.С. Зубкова и Н.В. Тимошина также выражают мысль о совместном участии в половом воспитании детей, подростков и молодежи, родителей и учебных заведений. Авторы придают половому воспитанию государственное значение, а, следовательно, большая роль в его реализации отводится государственной молодежной политике, одной из целей которой является просвещение молодежи по вопросам планирования семьи. И.В. Гребенников в работе «Основы семейной жизни» раскрывает суть готовности к браку и семейной жизни, излагая методику подготовки школьников к семейной жизни. И.В. Дубровина, Е.И. Зритнева, Т.И. Юферева анализируют факторы, оказывающие влияние на формирование готовности к семейной жизни. Т.А. Куликова высказывает мысль о необходимости воспитания будущего семьянина, включающего половое воспитание, приобщение к экономике семьи, формирование представлений о семье.

Однако стоит отметить, что наиболее активно данная проблема рассматривалась в 70-90-е гг. прошлого столетия. А потому источников, в полной мере раскрывающих проблему подготовки молодежи к семейной жизни, в современном обществе явно недостаточно. Аналогичная ситуация сложилась и с региональными исследованиями. Чаще всего названная проблема включается в общий круг вопросов, посвященных социализации и жизненному самоопределению молодежи (В.И. Затеев, Н.К. Жамсуева, Ю.И. Жегусов, И.И. Осинский, С.Г. Орешкина, Г.С. Ошорова, Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов, П.А. Чукреев,)1, исследованию различных аспектов функционирования семьи и реализации ее воспитательного потенциала (К.Д. Басаева, Э.В. Гылыкова, И.И. Осинский, С.П. Татарова, В.Г. Яковлева)2, изучению проблем молодой семьи (Я.Ж. Бирбаева, А.А. Дельбеева, Б.Р. Осохеева, Л.Н. Чукреева)3, изучению здорового образа жизни (Д.Б. Раднаева, B.C. Тубчинова, Т.М. Хижаева) и др.

Таким образом, вопросы  подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям освещаются многими отечественными и зарубежными авторами. Однако недостаточно изученными остаются еще многие особенности добрачного поведения современной молодежи и вопросы ее подготовки к браку. Вне поля зрения ученых оказываются многообразные факторы, влияющие на формирование семейно-брачных отношений, не исследованы особенности подготовки молодежи к семейной жизни в условиях трансформации российского общества. Отсутствует единая, комплексная программа, задействующая различные социальные институты, ориентированная на развитие у подрастающих поколений мотивационно-ценностного и ответственного   отношения к семье и браку. В связи этим эффективным инструментом предотвращения дальнейшего усугубления кризиса семьи является целенаправленное воспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущей семейной жизни.

Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям. 

 Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.

Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.

Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

- рассмотреть сущность понятий «учащаяся молодежь», «подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям», «готовность к семейно-брачным отношениям» применительно к исследуемой проблеме;

- выявить условия и  факторы, влияющие на подготовку  молодежи к семейно-брачным отношениям;

- проанализировать генезис  подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в обществе;

- выявить проблемы  молодых семей для определения  направлений работы с молодежью по подготовке к семейной жизни;

- разработать рекомендации  по совершенствованию работы  по подготовке молодежи к семейно-брачным  отношениям.

Теоретико-методологической основой являются теоретические концепции и научные труды отечественных и зарубежных педагогов, социологов, философов, демографов, психологов (В.И. Барский, А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М.С. Мацковский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Ю.М. Орлов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Тимошенко, и др.)4.

Основу исследования составляют общенаучные методы социального познания: исторический метод, системно-функциональный анализ, синтез, а также методы конкретного социологического исследования: анкетирование, контент-анализ.

Эмпирической  базой диссертационного исследования послужили результаты авторского социологического исследования на тему: «Состояние подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в общеобразовательных учреждениях», проведенного в сельских и городских школах республики. Всего в выборку было включено 38 школ Республики Бурятия. Были опрошены учителя школ Октябрьского, Советского и Железнодорожного районов Улан-Удэ, а также учителя школ сельских районов: Кабанского, Иволгинского и Селенгинского. Всего опрошено 423 школьных учителя.

Также основой научной  работы стало социологическое исследование «Приоритетные проблемы молодых семей и пути их решения». Опрос был проведен в период с октября 2007 г. по февраль 2008 г. в вузах г. Улан-Удэ. 

Объектом исследования выступили студенческие семьи (живущие в браке от 1 года до 5 лет). Выборочная совокупность включала 168 респондентов, что составляет свыше 20% всех студенческих семей, обучающихся в вузах города.

С целью оценки влияния  прессы на популяризацию крепкой семьи, формирования семейно-брачных отношений у учащейся молодежи был проведен контент-анализ материалов республиканской газеты «Бурятия» за период июль 2006 г. - февраль 2008 г. (20 месяцев). Одновременно с использованием традиционного метода анализа документов подвергнуты разбору существующие программы, обеспечивающие подготовку молодого поколения к семейной жизни, предложенные различными учеными, педагогами, практиками в разные десятилетия и в различных регионах. 

Для получения сравнительной информации, обеспечения полноты и комплексности исследования проблемы применялся вторичный анализ результатов республиканских  исследований других авторов: И.И. Осинского, П.А. Чукреева, Э.В. Гылыковой, Н.Г. Лагойды и др.

Информация о работе Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)