Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:00, автореферат
Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.
Моделью, образцом для подражания для 42,3% студенческих пар является родительская семья. Стиль взаимоотношений, складывающийся в половине (47,0%) студенческих семей, - демократический, равноправный, при отсутствии единого лидера, а в 41,1% семей главой считается мужчина.
Семейный досуг - важнейшая составляющая семейной жизни, что отметило 56% молодых семей. Однако организация досуга и развлечений в 33,9% опрошенных студенческих парах ориентирована на пассивные формы проведения свободного семейного времени.
Из анализа основных проблем молодой семьи, становится очевидно, что вступившие в брак молодые люди со всей серьезностью осознали, сколь необходима им была предварительная подготовка. Безусловно, семейные проблемы молодоженов во многом связаны с особенностями молодого поколения, недостаточно знающего жизнь, не обретшего полной самостоятельности. Большинство современных российских молодых людей вступает в брак в раннем, почти юношеском возрасте, что определяет их первое знакомство с новой ролью мужа и жены. Неопытность и непонимание новых ролей толкают их на ряд трудно - поправимых ситуаций, которые требуют вмешательства разного рода специалистов для решения создавшихся проблем и противоречий, позитивной помощи для поддержки молодой семьи.
Современное состояние семейно-брачных отношений, неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья и сексуальных отношений молодежи настоятельно требуют разработки концепции, а на ее основе - программ по подготовке подростков и юношества к выполнению ими семейных обязанностей. Основной целью подобной работы должно стать формирование жизненных ценностей, знаний, норм и паттернов поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в процессе полоролевой социализации ребенка.
Чтобы в корне изменить ситуацию, необходимы разработка и скорейшее внедрение программ по формированию адекватного семейно-брачного поведения. Специалисты отмечают, что такая работа должна быть начата уже с дошкольного возраста и особенно усилена с молодежью предбрачного возраста, а именно со студенческой аудиторией. Диссертант выделяет несколько этапов полового просвещения детей и подростков.
Основные концептуальные положения подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, можно выразить следующим образом:
Половое воспитание ребенка должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями человека. В данном случае уместно будет заметить, что развращают не грамотно выстроенные знания, не правильно поданные материалы, с учетом педагогических принципов, а незнание, невежество или знания, полученные из сомнительных источников.
Человеческое поведение, убеждения и деятельность, ассоциирующиеся с мужскими и женскими ролями, не являются врожденными, а представляют собой результат влияния культуры и воспитания, могут быть освоены в процессе полоролевои социализации. В связи с этим, среди параметров, подлежащих воздействию и формированию, на наш взгляд, должны быть: половая идентичность, эталоны маскулинности и феминности.
Среди важнейших направлений полового воспитания должно стать и формирование целомудренности подрастающего поколения, что всегда было характерно для российской ментальности.
Еще один важный аспект подготовки к семейно-брачным отношениям – осознанное родительство. Родительство - социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительство. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни. В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.
Еще одним важным аспектом формирования семьянина является привитие юношам и девушкам умений вести хозяйство, выполнять непреложные обязанности по самообеспечению, заботе и уходу за другими членами семьи, рачительному расходованию финансовых средств. Подготовка к выполнению этих важных семейных функций также в первую очередь формируется в родительской семье. Однако не всегда родители уделяют этому должное внимание, не всегда владеют формами эффективного воспитательного воздействия. В связи с этим становятся значимыми консультативная работа, просвещение и некий всеобуч самих родителей.
Работа по указанным направлениям формирования семейно-брачных отношений молодежи должна осуществляться в триаде: знания-умения-навыки, при активном взаимодействии разных социальных институтов. Основной акцент при этом должен быть сделан на формировании нравственно-психологических, личностных характеристик молодого человека, его полоролевой социализации в семье.
Педагогическое и
Повышение психолого-педагогической культуры родителей, возможно также через расширение и совершенствование различных форм, методов и содержания педагогического просвещения через периодическую печать, радио, телевидение. Кроме того, следует разработать специальную родительскую серию учебной литературы с учетом новых правовых, экономических, социальных, культурных и иных реалий.
Однако стоит помнить о том, что в силу низкой сексологической культуры и педагогической неподготовленности родителей без участия воспитательно-образовательных учреждений осуществление полового воспитания окажется недостаточно эффективным. Большую роль в этом, безусловно, должна выполнять и психологическая служба (тренинги общения, повышения самооценки, формирования толерантности и т.д.).
Работа по формированию
семейно-брачных отношений
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются его основные результаты и выводы.
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях:
1 Затеев В.И. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности / В.В. Затеев, И.И. Осинский. - Улан-Удэ, 1997; Жамсуева Н.К. Молодая семья: проблемы становления и трансформации (по результатам анкетного опроса «Семейные взаимоотношения и проблемы молодой семьи») / Н.К. Жамсуева. - Улан-Удэ, 2001. – 86 с.; Рандалов Ю.Б. Миграционные настроения сельских жителей: действующие факторы и тенденции / Ю.Б. Рандалов, Б.В. Хараев, П.А. Чукреев. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – 115 с.; Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи / П. А. Чукреев. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 316 с.
2 Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX века) / К.Д. Басаева - Новосибирск: Наука, 1980. - 224 с.; Осинский И.И. Бурятская городская семья на рубеже XX – XXI вв. / И.И. Осинский, Э.В. Гылыкова – Улан-Удэ, 2003; Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе / С.П. Татарова – Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – 329 с.; Яковлева В.Г. Семья в условиях трансформации российского общества : проблема конфликтов и способы их разрешения: дис. ... канд. социол. наук / В.Г. Яковлева. - Улан-Удэ, 2007. - 173 с.
3 Бирбаева Я.Ж. Молодая семья как социальный институт на переходном этапе общества (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук / Я. Ж. Бирбаева. - Улан-Удэ, 2007. - 161 с.; Осохеева Б.Р. Современная молодая семья: процессы трансформации и факторы стабилизации: дис. ... канд. социол. наук / Б. Р. Осохеева. - Улан-Удэ, 2007. - 142 с.; Чукреева Л.Н. Молодые замужние женщины: адаптация к новой социальной роли (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук / Чукреева Л.Н. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 142 с.
4 Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.; Голод С.И. Состояние и перспективы развития семьи / С.И. Голод, А.А. Клецин– СПб. : С.-Петерб. фил. ИС РАН, 1994. – 186 с.; Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев– М., 1991; Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 448 с.; Мацковский М.С. Становление брачно-семейных отношений / М.С. Мацковский, Т.А. Гурко. – М.: ИС АН СССР, 1989. – 163 с.; Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 1981; Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц - М.: Просвещение, 1990. - 190 с.