Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:00, автореферат
Объектом исследования является процесс подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие состояние процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям.
Цель исследования – выявление состояния процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям и пути его совершенствования в Республике Бурятия.
Распространенным явлением становится вступление в половые отношения сверстников, состоящих в одной группе. В то же время исследователи отмечают, что в определенных подростковых группах существует господство сексуальных ценностей. Сверстники ожидают от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта.
Итак, мы выяснили, что формирование готовности к семейно-брачным отношениям зависит от различных условий и факторов, социальных институтов и образований. Исследование их влияния показывает, что на сегодняшний день подрастающее поколение находится под воздействием негативных образов отношений между мужчиной и женщиной, культивирования «свободных» отношений - свободных от ответственности за любимого человека, за семью и детей. В связи с этим для пропаганды здоровой крепкой семьи обществу необходимо, чтобы было позитивное влияние со стороны основных социальных институтов. Кроме того, взаимодействие важнейших воспитательных институтов в этом процессе является основным условием эффективного решения поставленной проблемы.
В третьем параграфе «Методика изучения состояния подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям» автор описывает используемые методы, приводит расчеты выборочной совокупности.
Основу диссертационного исследования составило социологическое исследование «Состояние подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в общеобразовательных учреждениях», проведенное как в сельских, так и городских школах республики.
Инструментарий и методика исследования разработаны диссертантом на основе принципов, методов и приемов теоретического распознания социальных явлений, имеющихся в отечественной социологии.
Основное место в данном исследовании занимает метод анкетного опроса. Анкета была сформулирована с учетом необходимости получения наиболее полной эмпирической информации о современном состоянии подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям. Анкетный опрос был проведен с октября 2007 г. по февраль 2008 г.
Исследование проводилось с использованием многоступенчатой выборки, где на первом этапе методом случайного отбора были определены районы исследования, на втором этапе также посредством случайного обора были выбраны образовательные учреждения, на третьем этапе использовалась гнездовая выборка, где в качестве гнезда выступали педагогические коллективы образовательных школ. В качестве объекта исследования выступили учителя общеобразовательных школ Республики Бурятия.
Эффективность проведения работы в данном направлении (причем не только в общеобразовательных учреждениях) со всей очевидностью можно увидеть тогда, когда молодые люди вступают в брак. Наиболее полно проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, знают непосредственно члены этих семей. В связи с этим нами подготовлено и проведено исследование «Приоритетные проблемы молодых семей и пути их решения». Анкетный опрос проводился с октября 2007 г. по февраль 2008 г. в вузах г. Улан-Удэ.
Генеральную совокупность исследования составили студенческие семьи (живущие в браке от 1 года до 5 лет). Респондентами явились студенты всех факультетов и курсов из вузов г. Улан-Удэ.
Используя пропорциональную квотную выборку, мы сформировали выборочную совокупность, которая включала 168 респондентов, что составляет свыше 20% от всех студенческих семей, обучающихся в вузах города.
Вторая глава «Особенности процесса подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям в Республике Бурятия и пути его совершенствования» посвящена анализу наиболее значимых условий, обеспечивающих формирование семьянина, и выработке рекомендаций по совершенствованию работы в этом направлении.
В первом параграфе «Генезис подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в обществе» анализируется опыт по подготовке молодежи к семейной жизни на разных этапах развития общества.
Первые идеи воспитания семьянина, представления о любви, родителях, детях, предках складывались эмпирическим путем на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из семьи в семью, из поколения в поколение посредством традиций, обычаев, семейно-бытовой и национально-этнической обрядности, фольклора и т.д. Наиболее естественным природным окружением, определяющим порядок домашнего воспитания, всегда выступала семья. Цель и содержание домашнего воспитания заключались в подготовке подрастающих поколений к будущей жизни, чтобы она была им в радость.
Анализ публикаций периодической печати конца XIX - начала XX вв. показывает, что вопросы воспитания семьянина занимали определенное место в общественном сознании. В трудах многих ученых подчеркивалась необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, говорилось о необходимости развития всесторонне развитой личности, хотя отдельно не выделялось воспитание будущего семьянина.
В СССР также предпринимались попытки решения проблем подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям. В советский период появились работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни.
В 50 - 70 гг. практически повсеместно в школах страны были введены тематические факультативные курсы «Грамота материнства», «Семьеведение» и др.; создавались кружки домоводства, рукоделия, по уходу за детьми; организовывались «уголки быта», «уголки женщины»; проводились семинары, этические беседы по материалам художественных произведений, просмотры и обсуждение кинофильмов, вечера вопросов и ответов по семейной тематике, индивидуальные беседы со школьниками. Коллектив ученых НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР создал типовую программу и разработал методические материалы факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9 – 10-х классов. Появился ряд работ, освещающих отдельные аспекты нравственной подготовки учащихся к созданию семьи.
Кардинальная перестройка основ советского общества, начавшаяся в 90-е гг. XX века, привела к ломке традиционной идеологизированной стратегии отечественной школы. Многие общественные институты, утратив коммунистические ориентиры, оказались неспособными к социальной адаптации в обновляющейся России. Многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни, оказался невостребованным. Серьезных научных исследований в стране по разработке программ, целью которых является подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям, не проводилось. Однако исследователи-одиночки в разных регионах страны все же время от времени занимались данной проблемой. Начиная с середины 90-х годов активизируется работа по половому воспитанию молодежи. В 1996 г. Министерство образования РФ выпустило сборник программ «Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии».
Определенный опыт разработки и реализации программ по подготовке молодежи к семейно-брачным отношениям накоплен и в Республике Бурятия.
Однако диссертант отмечает, что имеющийся опыт не всегда применим в условиях современного общества.
Во втором параграфе «Влияние семьи, средств массовой информации и деятельности общеобразовательных учреждений на формирование семейно-брачных отношений» для подтверждения воздействия всего многообразия факторов, задействованных в формировании личности, приводятся результаты исследований, которые являются доказательством влияния этих факторов на процесс подготовки молодежи к семейной жизни. На основе результатов собственных социологических исследований, а также изыскании других авторов, рассматривается, что представляет собой процесс подготовки и какова роль в нем некоторых из рассмотренных факторов.
Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор молодежи. Нередко молодые супруги, создавая свою семью, бессознательно переносят на нее образ культуры, традиций, ведения домохозяйства родительской семьи. В процессе переноса стиля взаимоотношений родительской семьи на вновь созданные, молодые семьи общество часто сталкивается с проблемами целых поколений многодетных, неполных, неблагополучных семей.
Большинство подростков хотело бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям. В результате этого, а также целого ряда других причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи.
В ходе проведенного нами опроса школьных учителей было выявлено, что наиболее распространенной формой работы родителей в плане подготовки детей к семейно-брачным отношениям является проведение бесед на эту тему. Все остальные варианты, в частности, «рекомендуют детям литературу и кинофильмы по соответствующим темам», «организовывают игры, воспроизводящие семейный быт, семейные взаимоотношения», оказались практически невостребованными.
В рамках влияния семьи на формирование брачных установок молодежи нами выделен ряд факторов, способствующих формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения. Одним из таких факторов является изменение структуры семьи, рост неполных семей. Увеличение разводов влечет за собой значительный рост числа детей, оставшихся без одного из родителей. Кроме того, статистика констатирует повышение числа рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.
При очевидном развращающем влиянии многих СМИ на формирование подрастающих поколений стоит отметить, что население в большинстве своем поддерживает позицию ограничения, введения цензуры на теле- и радиопрограммы, а также публикации в прессе. Так, анализируя результаты опроса молодых семей, отмечаем, что большинство молодых супругов (56,5%) осознает, что должна существовать определенная ограниченность материалов прессы, других средств массовой информации. Как считают молодые супружеские пары, подобное ограничение будет способствовать формированию нравственности.
Судя по результатам исследования школьных учителей Республики Бурятия, в большинстве школ подобная работа ведется. Такая работа чаще осуществляется в городских школах (82,66%), а также в большинстве сельских школ (66,8%).
А также выяснилось, что, по их мнению, приоритетными должны стать такие направления работы как: формирование ответственного отношения к материнству, отцовству; обучение взаимоотношениям между полами; ответственному отношению к своему здоровью; воспитание здорового образа жизни, уважение себя как личность.
Результаты исследования показали, что подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям - это работа государственной важности и требует разработки специальных программ. Кроме того, работа должна быть комплексной и в ней должны быть задействованы все социокультурные учреждения. Лишь незначительный процент школьных учителей считает, что работу в данном направлении проводить не нужно, поскольку молодежь и без того знакома со всеми вопросами, касающимися семейной жизни.
Как любой другой предмет, дисциплина, обеспечивающая подготовку к семейно-брачным отношениям, должна быть методически обеспечена, логически выстроена и преподаваться специально подготовленными педагогами. К сожалению, практика, когда дисциплину подобного рода читают преподаватели других предметов, оказалась достаточно живучей. Основываясь на результатах исследования, мы выявили, что в школе работу по подготовке учащихся к семейной жизни ведут чаще всего учителя-предметники. В некоторых школах такой работой занимаются психологи, социальные педагоги, медицинские работники.
Успех данного направления воспитательной деятельности определяют формы работы, избранные педагогами. Из результатов опроса школьных учителей очевидно, что активные формы работы задействуют лишь немногие из опрошенных. При этом наибольшее число голосов набирает такая форма работы, как беседа.
Таким образом, несмотря на то, что в Республике Бурятия работа по подготовке молодежи к семейно-брачным отношениям ведется, сами педагоги отмечают ее низкую эффективность, в силу отсутствия специально отведенных для этого часов, методических материалов по проведению такой работы, а также недостатка профессионально подготовленных специалистов. При этом практически абсолютное большинство педагогов ратует за необходимость такой работы в обществе, за разработку и внедрение дисциплины, которая бы эффективно готовила молодежь к семейной жизни.
В третьем параграфе «Результаты анализа проблем молодых семей как основа для разработки программ и рекомендаций по развитию процесса подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям» на основе собственного исследования выявлены проблемы молодых семей как фактор определения направлений программ по формированию семейно-брачных отношений; даны рекомендации по развитию системы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.
Основой счастливой семейной жизни молодые пары называют любовь. Критериями же, обеспечивающими прочность семейного союза, по мнению респондентов, являются здоровье семьи, финансовая независимость и наличие отдельного жилья. Большинство (78 %) опрошенных супружеских пар считает, что гармонизации семейных отношений может способствовать появление ребенка.
В числе причин семейных конфликтов, возникающих в студенческих парах, лидерство занимают экономические, жилищные, психологические проблемы, а также вредные привычки молодоженов. В конфликтах молодоженов непосредственное участие принимают матери супругов: теща - 6%, свекровь - 2,4% и друзья - 5,4%. Практически треть опрошенных студенческих пар (29,1%) использует во время конфликта брань, грубые слова, (35,1%) ищет компромиссное решение посредством переговоров.