Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:41, реферат
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Введение 3
1. Управленческая психология 4
1. Управленческая психология, её объект и предмет 4
2. Управленческая психология: основные принципы и методы 9
2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, сработанность 12
Заключение 18
Список литературы 19
Вариант
D.
Содержание
Введение
2.
Феноменология малых групп:
Заключение
Список
литературы
Введение
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным и др.).
Социальное управление в широком смысле слова – управление общностями, а также в определенных пределах – социальными процессами и явлениями; в узком смысле – основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств и методов воздействия на него.
В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Психология управления продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Социально-
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т. е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные темы исследований в психологии управления.
1.Управленческая психология
Одним из пионеров, кто отметил, что менеджмент пронизан психологией, и выделил психологические факторы повышения производительности труда, такие, например, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, корпоративный дух предприятия и др., был А. Файоль. На баз учения А. Файоля в 1920-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию взаимосвязанных непрерывных действий – функций управления. Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки – психология управления. Из других представителей, работающих в области управления можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921).
В
1930-е годы теоретики менеджмента
активно обращаются к мотивационным
факторам трудовой деятельности человека.
Большим достижением
Из
других ученых этого направления
можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую
стили руководства и
В СССР термин «психология управления» впервые начал использоваться в 1920-е годы. На Второй Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов был полностью посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работника через стимулирование».
В многочисленных работах по научной организации труда (В.В. Добрынин, С.С. Чахотин, П.М. Керженцев и др.), вышедших в 1920–1930-е годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако их недостаточный уровень разработанности не позволил психологии управления выделиться в отдельную отрасль психологической науки. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является середина 1960-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработке психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подбора и подготовки руководящих кадров и др.
В основе развития психологии управления лежат два основных источника:
· потребность практики;
· потребность развития психологической науки.
В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Правила,
нормы, и требования организации
предполагают и порождают особые
психологические отношения
В психологии управления объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, в таких условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.
Таким образом, можно определить, что объектом психологии управления являются люди, входящие в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления(1,17):
·
социально-психологические
· психология деятельности руководителя;
· психология личности руководителя;
· психологические проблемы подбора руководящих кадров;
· психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.
Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают:
·
функционально-структурный
· социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
·
психологические проблемы взаимоотношений
между руководителем и
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления – это совокупность психических явлений, процессов и отношений, порожденных деятельностью личности и групп по реализации целей организации.
Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии, психология труда и др.
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.
Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психолого-педагогическую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:
·
понимание природы
·
знание основ организационной
· четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;
· знание способов повышения эффективности управления;
· знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
· умение устно и письменно выражать свои мысли;
· компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
·
способность планировать и