Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:41, реферат

Описание

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание

Введение 3
1. Управленческая психология 4
1. Управленческая психология, её объект и предмет 4
2. Управленческая психология: основные принципы и методы 9
2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, сработанность 12
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

УпрПсихФеноменологияМалыхГрупп.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
  1. Управленческая  психология. Ее объект, предмет и основные принципы и методы.
  2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, сработанность.
  3. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого важного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:
  1. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации. Предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.
  1. Все зависит от того, насколько авторитетен для меня начальник.
  2. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.
  3. В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
 
 
 

Вариант D. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение                                                                                                         3

  1. Управленческая психология                                                                    4
    1. Управленческая психология, её объект и предмет                          4
    2. Управленческая психология: основные принципы и методы         9

     2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, сработанность                                                                                 12

     Заключение                                                                                                  18

     Список  литературы                                                                                     19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Понятие «управление» широко используется в  различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным и др.).

     Социальное  управление в широком смысле слова  – управление общностями, а также  в определенных пределах – социальными  процессами и явлениями; в узком  смысле – основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств и методов воздействия на него.

     В социальном управлении, в отличие  от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Психология управления продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

     Социально-психологические  отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

     В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент  целого, т. е. социальной группы, вне  которой его поведение не может  быть понятым.

     В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

     Изучение  личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные темы исследований в психологии управления.

     1.Управленческая психология

    1. Управленческая психология, её объект и предмет

     Одним из пионеров, кто отметил, что менеджмент пронизан психологией, и выделил психологические факторы повышения производительности труда, такие, например, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, корпоративный дух предприятия и др., был А. Файоль. На баз учения А. Файоля в 1920-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию взаимосвязанных непрерывных действий – функций управления. Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки – психология управления. Из других представителей, работающих в области управления можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921).

     В 1930-е годы теоретики менеджмента  активно обращаются к мотивационным  факторам трудовой деятельности человека. Большим достижением управленческой мысли было то, что на смену «экономическому человеку» пришел «социальный человек» благодаря развитию «школы человеческих отношений», родоначальником которой принято считать Э. Мэйо – австралийско-американского ученого (1880–1949), известного оппонента Ф. Тейлора. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля, воздействуя на которую можно улучшить результаты труда(1, 15).

     Из  других ученых этого направления  можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую  теорию лидерства.

     В СССР термин «психология управления»  впервые начал использоваться в 1920-е годы. На Второй Всесоюзной конференции  по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов был полностью  посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работника через стимулирование».

     В многочисленных работах по научной  организации труда (В.В. Добрынин, С.С. Чахотин, П.М. Керженцев и др.), вышедших в 1920–1930-е годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако их недостаточный уровень разработанности не позволил психологии управления выделиться в отдельную отрасль психологической науки. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является середина 1960-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработке психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подбора и подготовки руководящих кадров и др.

     В основе развития психологии управления лежат два основных источника:

     · потребность практики;

     · потребность развития психологической  науки.

     В психологии управления, в отличие  от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

     Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

     Правила, нормы, и требования организации  предполагают и порождают особые психологические отношения между  людьми, которые существуют только в организации, – это управленческие отношения людей.

     В психологии управления объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, в таких условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

     Таким образом, можно определить, что  объектом психологии управления являются люди, входящие в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

     Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления(1,17):

     ·    социально-психологические вопросы  производственных групп и коллективов;

     ·    психология деятельности руководителя;

     ·    психология личности руководителя;

     ·    психологические проблемы подбора  руководящих кадров;

     ·    психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

     Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет  психологии управления включают:

     ·    функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

     · социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

     · психологические проблемы взаимоотношений  между руководителем и подчиненными и др.

     Обобщая все сказанное, можно сделать  вывод, что предмет психологии управления – это совокупность психических явлений, процессов и отношений, порожденных деятельностью личности и групп по реализации целей организации.

     Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии, психология труда и др.

     Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.

     Психология  управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую  подготовку менеджеров, сформировать или развить их психолого-педагогическую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

     ·    понимание природы управленческих процессов;

     ·    знание основ организационной структуры;

     ·    четкое представление об ответственности  менеджера и ее распределении  по уровням ответственности;

     ·    знание способов повышения эффективности  управления;

     ·    знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

     ·    умение устно и письменно выражать свои мысли;

     ·    компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации  служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;

     ·    способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

Информация о работе Управленческая психология