Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:41, реферат

Описание

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание

Введение 3
1. Управленческая психология 4
1. Управленческая психология, её объект и предмет 4
2. Управленческая психология: основные принципы и методы 9
2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, сработанность 12
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

УпрПсихФеноменологияМалыхГрупп.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     3) поиск решений (брейнсторминг);

     4) принятие решений.

     Феномен лидерства

     Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

     Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

     Лидерство – это групповое явление: лидер  немыслим в одиночку, он всегда дан  как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

     Групповые нормы(подражание)

     Это совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

     Общая характеристика функционирования норм в малой группе:

     - нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью;

     - группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы;

     - нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым им ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, то есть выступать как сугубо ролевые стандарты поведения;

     - нормы различаются по степени  принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее участниками, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а часть не одобряет их вовсе;

     - нормы различаются по степени  и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

     Группа  сохраняет себя как целое и  быстрее достигает цели, стоящей  перед ней, если членами группы признаются и выполняются групповые нормы. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство группы будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на «путь истинный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения «отклоняющегося лица».

     Подражание  также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Специфика подражания состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г.Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание(4, 89). Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего "мирового закона повторения". Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как "род гипнотизма", когда осуществляется "воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

     Предметом психологии управления являются следующие  проблемы человеческих взаимоотношений  и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

     1. Личность, ее самосовершенствование  и саморазвитие в процессе  труда.

     2. Управленческая деятельность и  ее организация с точки зрения  психологической эффективности.

     3. Групповые процессы в трудовом  коллективе, и их регуляция.

     Совокупность  феноменов характеризует ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Социализация группы происходит не в вакууме: на изменения  в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе. Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретической схеме можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма примечателен. 

     Список  литературы

  1. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  2. Психология управления. Столяренко Л.Д. 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Психология управления.  Урбанович А.А. - Минск.: Харвест, 2003.
  4. Психология управления персоналом: теория и практика.  Евтихов О.В. СПб.: Речь, 2010.

Информация о работе Управленческая психология