Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:51, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории психологии, в том числе и античной, тот не может по – настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории психологии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Введение
Глава I: Основные этапы развития античной психологии
1.1.Зарождение и становление психологии
1.2.Период греческой классической науки
1.3.Период эллинизма
Выводы по I главе
Глава II:Ведущие психологические теории античности
2.1.Сущность детерминизма Демокрита
2.2.Психологические взгляды Сократа и Платона
2.3.Теория познания Аристотеля
Заключение
Литература
поведение следует рассматривать как социально желательное. Важное значение имели и дискуссии о том, должен ли человек подчиняться внешним правилам, законам общества, или же он должен следовать только собственным представлениям о добре и зле, собственным желаниям и нормам. При этом основной причиной расхождения позиций стоиков и эпикурейцев стал вопрос о взаимоотношениях между личностью и обществом.
Дискуссии стоиков и эпикурейцев нашли отражение и в искусстве, прежде всего в драме, в которой эти вопросы находили воплощение в образах наиболее известных героев. Еще в доэллинистический период драматурги большое внимание в своих произведениях уделяли проблеме этического детерминизма, свободе воли и нравственности человека [12, 81]. Одним из первых эту проблему анализировал Софокл в своей трагедии "Эдип". Рассматривая легенду о царе Эдипе, Софокл исходил из того, что единственной детерминантой, определяющей жизнь человека, является воля богов. Все законы, в том числе и этические, даются только ими, они могут карать или миловать человека, причем субъективная оценка человеческих поступков не имеет существенного значения, важно только, как эти поступки рассматриваются богами.
Софокл изобразил Эдипа добрым, хорошим человеком, который следует всем этическим заповедям, чтит богов и общественные законы. Однако этот хороший, честный, богобоязненный человек самого рождения был обречен на несчастья, потому что его род (не он лично) в стародавние времена прокляли боги. Поэтому, не смотря на отсутствие субъективного греха, судьба его складываете" роковым образом, он совершает, не зная этого, богопротивные греховные проступки, за которые и наказывается. Таким образом, в своей трагедии Софокл утверждает бессилие человека, его беспомощность перед волей богов. Перед таким детерминизмом, фатальной ролью судьбы, рока, которые направляются богами, человек ничтожен, и его нравственные законы ничего не значат [12, 81]. Поэтому истинно нравственная позиция заключалась в послушании, почитании богов, их воли и желаний. О таком подходе к нравственности говорят и древнегреческие мифы, в которых нарушение воли богов, так же как сопротивление или вызов им, жестоко наказывается: вспомним хотя бы наказание царя Марсия, Арахны, Ниобы, которые посмели сказать, что они умеют что-то делать не хуже богов.
Однако другой древнегреческий драматург, Еврипид, возражал против такого подхода к проблеме свободы воли, оценки поведения человека. Он, как и психолог Эпикур, настаивал на том, что источник нравственности - в самом человеке, он сам и совершает свои поступки, и судит о них, оценивает их как нравственные или безнравственные. В трагедии Еврипида "Медея" героиня не только сама решает, каким образом ей поступить, ориентируясь исключительно на свои намерения и желания, но и в оценке своих действий' исходит не из того, насколько этот поступок хорош или нравствен, для всех, а насколько он хорош для нее [15, 37]. Поэтому она без малейших угрызений совести нарушает принятые на себя обязательства, самовольно слагая сан жрицы, предает своего отца и братьев, мстит своему мужу, убивая своих детей, а потом, добиваясь власти над вторым мужем, стремится к смерти своего пасынка. Совершая эти поступки, она, несомненно, сеет зло, принося несчастья другим и нарушая волю богов, но ее поступки не приводят ни к какому наказанию лично для нее, она не просто в состоянии их совершить, но и остается хорошей глазах Еврипида и зрителей, которые сочувствуют именно ей и считают именно ее правой, принимая ее субъективную оценку событий и поступков. Таким образом, Еврипид одним из первых писателей заговорил о ценности индивидуального человека, о праве личности на индивидуальное поведение и собственные этические нормы. Так еще в культуре Древней Греции впервые появляется мысль о том, что сильная, значительная личность имеет право на свои законы, на собственную позицию и ее поступки надо оценивать по другим этическим нормам, чем жизнь простого человека. В наше время эта идея о сверхчеловеке была развита Ф. Ницше и нашла отражение во многих художественных произведениях [15, 39].
Анализ двух противоположных позиций в разработке этических норм приводил к необходимости, не отступая от идеи самоценности и активности личности, доказать значимость объективного нравственного закона, по которому должны оцениваться поступки всех людей. Такая позиция отражена в знаменитой трилогии Эсхила "Орестея". В трагедии Клитемнестры, Агамемнона, Электры и Ореста также повинны боги, которые прокляли их род (как и род Эдипа). Поэтому особенно в начале, как показывает Эсхил, их поведение является следствием проклятия, а не их субъективных желаний, хотя уже у Клитемнестры есть варианты поведения - от мести и убийства мужа до смирения перед волей богов [15, 43].
Но кульминации эта
Так, Орест и Электра принимают сторону отца и, солидаризуясь с Аполлоном, выступают против божественного (и более древнего) права матери. Выбирая эту позицию, Орест вступает в конфликт с богами, и Эриннии, посланные ими, должны ему отомстить. Наиболее важным в трагедии является то, что фактически происходит не только конфликт Ореста с богами (Эринниями), но и конфликт богов между собой, так как на стороне Ореста, защищая его, выступает бог Аполлон [15,49]. Бессилие богов решить конфликт доказывает, с точки зрения Эсхила, преимущественное значение гражданских, а не божественных законов, так как решается этот конфликт не судом Зевса, но гражданским судом города Афин, который оказывается важнее суда богов. Вопросы, которые ставили художники в своих произведениях, получали объективное обоснование в трудах ученых. При этом основной вопрос заключался не в отказе от принципа индивидуализма, а в поиске объективных этических норм, ограничивающих вседозволенность человека, определяющих разницу между добром и злом. Таким образом, проблема социализации, соотношения индивидуальных особенностей и общественных норм и правил поведения, которая поднималась уже в работах Платона и Аристотеля, получала особое звучание [16,56]. В этом контексте значение приобретал вопрос свободы воли, так как еще Сократ и Платон отмечали, что если человек не властен над своими поступками, то невозможно установить этические законы, по которым его можно судить. Как, например, можно осудить вора или убийцу, если самой судьбой ему предписано совершить данный грех? Точно так же мы не всегда можем наградить добродетельного человека, ибо его хорошее поведение зависит не от его высокой нравственности, но от его судьбы, и в других обстоятельствах он может совершить бесчестные поступки. Такой подход проявляется в трагедии Софокла, в которой судьба жестоко карает субъективно нравственного и хорошего человека. Однако и вседозволенность, отсутствие объективных нравственных законов, по которым можно оценить поведение человека, также приводит к потере нравственных ориентиров, к злу. Хотя источник активности и может находиться внутри человека, но судить его поведение должны другие, по объективным, распространяющимся на всех законам, доказывали психологи.
Так из сферы искусства проблемы этического развития и свободы человека, т. е. наиболее важные для современной психологии личности проблемы, переходят в науку, где рассматриваются, прежде всего, с точки зрения детерминации поведения. В связи с этим встают вопросы, подчиняется ли человек законам окружающего мира или только своим мотивам, чем отличается нравственная мотивация от другой, например, чисто биологической, какой должна быть структура идеальной личности. Все эти вопросы, поставленные наряду с другими уже в теориях Платона и Аристотеля, выходят на первый план в эпоху эллинизма [15, 29].
Киники в поисках свободы доказывали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему обрести независимость, т. е. должен стать самодостаточным. Самодостаточность понималась ими достаточно прямолинейно, прежде всего, как независимость от достижений общества, цивилизации - хорошей одежды, пищи, дома, крыши над головой. Киники также доказывали, что человек должен освободиться от стыда, не должен стыдиться нарушения моральных запретов, своей неграмотности и вообще не должен зависеть от тех знаний, которые изобрели до него, поэтому невежество, негативизм - это символы независимости. В своем поведении некоторые киники демонстрировали, что не стыдятся даже отправлять свои естественные потребности на глазах у всех, так как мнение окружающих для них безразлично.
Позиция киников доказывала бесплодность полного отрицания, негативизма, демонстрировала, что личная свобода не может рассматриваться вне ответственности за свою жизнь, не может стать свободой от всего, без осознания ее целей [15,31]. Другими словами, киники и в своей теории, и в практике наглядно показали бесперспективность обретения той свободы, которую позже известный психолог Э. Фромм назвал "свободой от", противопоставляя ее "свободе для", подразумевающей и определенные ограничения своего "Я".
Другие ученые, рассматривая проблемы личности, не отрицали полностью связь человека с окружающими его людьми и его ответственность перед ними. Разногласия касались главным образом вопроса о том, что же регулирует поведение человека - разум или эмоции и насколько он свободен в выборе собственного пути развития. При этом Эпикур, доказывая, что человек подчиняется только своим собственным мотивам, входит в противоречие сам с собой, ибо тот факт, что поведение регулируется эмоциями, частично приводит его к мысли о том, что полностью человек свободен быть не может, так как эмоции вызываются внешними воздействиями. Чтобы избавиться от этих противоречий, он высказал мысль о том, что эмоции могут быть связаны как с телесными, так и с духовными нуждами, которые наиболее важны, так как именно они выводят человека из-под зависимости от внешнего мира.
В этом плане наиболее последовательными были стоики, выделявшие два вида детерминации и два вида свободы - внешнюю и внутреннюю. Внешней свободы фактически не существует, так как человек не свободен в выборе своей судьбы - места рождения, болезней, смерти и т.д. Эти внешние факторы, как правило, вызывают то или иное эмоциональное отношение - аффект, с которым человек должен бороться для того, чтобы обрести внутреннюю свободу. Внутренняя свобода - это свобода разума, который осознает ограниченность внешнего, судьбы, так же как и безграничность интеллектуальных возможностей человека в его постижении мира, себя и общества. Так впервые в психологии появилась мысль о том, что свобода возможна только на основе разума, не подверженного законам материального мира, которые, воздействуя на тело, ограничивают его свободу.
Выводы по I главе
Таким образом, в психологии античности, т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (VII-IVвв. до н.э.), период классической греческий науки (1И-П вв. до н.э.) и период эллинизма (II в. До н.э. – III – IVвв.н.э.)
В VII-IV вв. до н. э. появились
первые научные концепции
Глава 2: Ведущие психологические теории античности
2.1 Сущность детерминизма
Взгляды
первых греческих психологов на отдельные
психологические вопросы были проанализированы
и систематизированы в теории
известного греческого философа и психолога Демокрита (470-370
гг. до н.э.). Он родился в городе Абдеры,
на севере Греции, в знатной и обеспеченной
семье. Его родители постарались дать
ему лучшее образование, однако сам Демокрит
счел необходимым предпринять несколько
длительных путешествий для того, чтобы
получить знания не только в Греции, но
и в других странах, прежде всего в Египте,
Персии и Индии. На эти путешествия он
потратил почти все деньги, оставленные
ему родителями, а потому, когда вернулся
на родину, его сограждане посчитали его
виновным в растрате состояния и назначили
судебное заседание, на котором Демокрит
должен был оправдать свое поведение либо
навсегда покинуть родной дом. Доказывая
пользу полученных им знаний, Демокрит
прочитал народному собранию основные
положения своей книги «Большой мирострой»,
которая, по мнению многих современников,
была его лучшим произведением[16,27]. Сила
убеждения Демокрита и понимание важности
науки были настолько велики, что сограждане
признали его правоту и посчитали, что
деньги были им потрачены с пользой. Его
не только оправдали, но и наградили 500
таланами (очень большой суммой денег
в то время), а также воздвигли медные статуи
в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют
о его глубокой житейской мудрости, наблюдательности
и обширных знаниях, недаром сограждане
обращались к нему за советами в сложных
ситуациях. Путешествия не только дали
Демокриту возможность получить разнообразные
знания, но и показали их относительность
и субъективность. Возможно, благодаря
этому он и стал первым автором теории
о первичных и вторичных качествах вещей,
которая, как будет показано ниже, доказывает
субъективность и неполноту наших знаний
о мире. Целеустремленность и погруженность
в научные изыскания помогли Демокриту
создать одну из первых комплексных психологических
теорий, в которой были впервые проанализированы
все важные для психологии вопросы- о
душе, познании, свободе воли и регуляции
поведения. В то же время, возможно, что
именно эти качества не позволили ему
создать свою школу (Демокрит - один из
немногих выдающихся ученых того времени,
у которого не было прямых учеников) [4,33].
Эрудиция Демокрита проявилась и в его
сочинениях, к сожалению, дошедших до нас
только в отрывках. Странствия, которые
первоначально ставились ему в вину, позволили
Демокриту стать первым систематизатором
знаний, накопленных в различных психологических
и философских системах того времени.
Фундамент его теории составляет атомистическая
концепция, основы которой были разработаны
учителем Демокрита Левкиппом. Согласно
этому взгляду, весь мир состоит из мельчайших,
не видимых глазом частиц - атомов. Все
многообразие свойств и предметов природы,
окружающего мира и людей Демокрит объясняет
тем, что атомы отличаются друг от друга
по форме, они могут быть по-разному ориентированы
в пространстве и соединяются друг с другом
в разных сочетаниях.
По Демокриту, человек, как и вся окружающая
природа, состоит из атомов, образующих
его тело и душу. При этом душа, которая,
как и в предыдущих учениях, является причиной
активности тела, строится из мелких круглых
атомов, наиболее подвижных, так как они
должны придать движение инертному телу.
Таким образом, с точки зрения Демокрита,
такая структура души может обеспечить
выполнение ее важнейшей функции - источника
энергии тела.
Мелкие круглые атомы составляют основу
не только души, но и воздуха. Они рассеиваются
по всему пространству, попадая при вдохе
в тело живого существа. При выдохе часть
атомов души вылетает из тела, растворяясь
в воздухе. Потому дыхание является одним
из важнейших для жизни процессов, в нем
постоянно обновляются атомы души, что
обеспечивает психическое и соматическое
здоровье. Так вновь в греческой психологии
появляются отзвуки индийской философии,
почерпнутой Демокритом в его путешествиях
[4,37]. После смерти человека тело уже не
может служить оболочкой для этих атомов,
и душа рассеивается в воздухе, а потому
душа тоже смертна.
Душа есть не только у человека, но и у
всех живых существ. Причем разница между
человеком, животными и более низкими
формами жизни не качественная (ведь структура
души у всех одинакова - это мелкие круглые
атомы), а количественная - у человека атомов
души больше, чем у животных.
Этот количественный, а не качественный
подход к объяснению различий характерен
и для теории познания Демокрита, и для
всего первого периода развития античной
психологии, в котором, как уже отмечалось
выше, не ставился под сомнение тот факт,
что законы, которые определяют жизнь
человека, те же, что и для остальной природы.
Это тот самый Логос, о котором Гераклит
писал, что «даже солнце не может нарушить
Логос», даже боги подвержены его законам,
а тем более человек и его окружение, как
социальное, так и природное.
Демокрит считал, что душа находится в
нескольких частях тела - в голове (разумная
часть), груди (мужественная часть), печени
(вожделеющая часть) и в органах чувств.
При этом в органах чувств атомы души находятся
очень близко к поверхности и могут соприкасаться
с микроскопическими, не видимыми глазу
копиями окружающих предметов (эйдолами), которые
носятся в воздухе, попадая и в органы
чувств [15,36].
Эти копии отделяются (истекают) от всех
предметов внешнего мира, а потому данная
теория познания называется теорией истечений. Соприкосновение эйдолы с атомами души
и составляет основу ощущения, именно
таким образом человек познает свойства
окружающих предметов. При этом все наши
ощущения (в том числе зрительные и слуховые)
являются контактными, так как ощущение
не может происходить без непосредственного
соприкосновения эйдолы с атомами души.
Эйдолы могут попадать не только в органы
чувств, но и в другие части тела - тогда
наши ощущения бывают неправильными, они
обманывают нас. Так, по мнению Демокрита,
и возникают иллюзии и ошибки восприятия.
Тот факт, что эйдолы могут относиться
ветром далеко от предмета, копиями которого
они являются, объясняет, по его предположению,
причину миражей, когда мы видим предметы,
которых нет в действительности. Сновидения
также связаны с эйдолами, которые попадают
к человеку во время его сна [15,37]. Таким
образом, теория истечении Демокрита
объясняла на уровне науки того времени
практически все феномены восприятия,
о которых говорит и современная психология.
Обобщая
данные нескольких органов чувств,
человек строит картину мира, переходя
на следующий уровень - понятийный,
который представляет собой результат
деятельности мышления. Таким образом,
в теории Демокрита существуют две
ступени в познавательном процессе - ощущения
и мышление, которые возникают одновременно
и развиваются параллельно. При этом он
подчеркивал, что мышление дает нам больше
знаний, чем ощущения. Так, ощущения не
позволяют нам увидеть атомы, но путем
размышления мы приходим к выводу об их
существовании, т. е. более крупные объекты
можно познать при помощи ощущения, а более
мелкие - посредством мышления. Иначе говоря,
как и в понимании души, разница между
разными видами познания количественная,
но не качественная. Теория истечений
(хотя и с некоторыми модификациями) была
признана в качестве основы формирования
наших чувственных знаний о предметном
мире всеми материалистами Древней Греции.
Демокрит также ввел понятие первичных
и вторичных качеств предметов. Первичные
- это те качества, которые действительно
существуют в предметах: масса, фактура
поверхности (гладкая или шероховатая),
форма. Вторичные качества - это цвет, запах,
вкус. Перечисленных свойств нет в предметах,
их придумали люди для своего удобства,
так как «только во мнении есть кислое
и сладкое, красное и зеленое, а в действительности
есть только пустота и атомы», писал Демокрит.
Таким образом, он впервые сказал о том,
что человек не может совершенно правильно,
адекватно познать окружающий мир, а чтобы
компенсировать свое незнание, он придумывает
какие-то свойства для разных предметов.
В то же время Демокрит подчеркивал, что
это не пустое фантазирование, вторичные
качества хотя и субъективны (то, что одному
кажется, например, слишком сладким, другому
может казаться кисловатым и т.д.), но базируются
на совокупности нескольких первичных
качеств.
Впоследствии идея о том, что на основе
обобщения данных наших органов чувств
мы не можем полностью и адекватно узнать
окружающий мир, стала доминировать в
теории познания почти всех сенсуалистов.
Высказанная Демокритом концепция о двух
видах качеств приобрела более законченный
вид у Д. Локка, который к двум видам качеств
добавил третье, что еще больше затруднило
правильное понимание мира [26,48].
Сильное влияние на развитие теории регуляции
поведения оказали взгляды Демокрита
на роль эмоций в этом процессе. Он считал,
что именно эмоции руководят поведением,
так как человек (и любое другое живое
существо) стремится к тому, что приносит
удовольствие, избегая того, что несет
неудовольствие, страдание. Впоследствии
эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром
в теории гедонизма (наслаждения),
в которой доказывалось, что поведение
человека побуждается и направляется
предметами окружающего мира, вызывающими
у него определенные эмоциональные переживания.
Сам же Демокрит писал о том, что эмоции
лишь регулируют деятельность, но направляется
она всеобщим законом, Логосом.
Невозможность понять до конца окружающую
действительность относится и к пониманию
законов, которые управляют миром и судьбой
человека. Демокрит утверждал, что в мире
нет случайностей и все происходит по
заранее заданной причине. Он писал о том,
что люди придумали случай, чтобы прикрыть
незнание дела и неумение управлять. На
самом деле случайностей нет и все причинно
обусловлено. Такой подход носит название всеобщего детермианизма, а признание необходимости всех совершающихся
в мире событий рождает фаталистическую
тенденцию в понимании человеческой жизни,
отрицает свободу воли человека. Критики
Демокрита, анализируя эти взгляды, подчеркивали,
что при таком понимании невозможно не
только управлять собственным поведением,
но и оценивать поступки людей, так как
они зависят не от их нравственных принципов,
но от судьбы. Особенно негативно оценивались
эти взгляды Демокрита с точки зрения
развития нравственности человека, так
как в том случае, если все обусловлено,
невозможно влиять на поведение человека,
так же как невозможно судить или хвалить
его. Сократ и Платон, рассматривая такой
детерминистический подход с точки зрения
этики, говорили о том, что нельзя судить
человека, который украл, если считать,
что он действовал исходя из своих естественных
и закономерных в определенной ситуации
эмоций (например, хотел есть, а денег на
еду не было), а ситуация, в которой он мог
украсть нужные ему деньги, была задана
изначально, заложена в его судьбе.
В то же время сам Демокрит стремился совместить
фаталистический подход к судьбе с активностью
человека при выборе нравственных критериев
поведения. Он писал о том, что моральные
принципы не даются человеку от рождения,
но являются результатом воспитания, поэтому
люди становятся хорошими благодаря упражнению,
а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита,
должно научить человека хорошо мыслить,
хорошо говорить и хорошо делать [26,52].
Он также писал о том, что люди, выросшие
в невежестве, подобны человеку, который
танцует между мечами, поставленными вверх
лезвиями. Они погибают, если при прыжке
не попадают в то единственное место, где
следует поставить ноги. Так и невежественные
люди, уклоняясь от следования верному
примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит
считал воспитание таким трудным делом,
что сознательно отказался от брака и
не желал иметь детей, так как считал, что
от них бывает много неприятностей; при
этом в случае удачи последняя приобретается
ценою большого труда и заботы, в случае
же неудачи горе не сравнимо ни с одним
другим.
Однако стремление совместить идею активности
человека с принципом всеобщего детерминизма,
всеобщей обусловленности, в том числе
обусловленности и всех поступков человека,
как хороших, так и плохих, оставалось
самым узким местом в теории Демокрита
(особенно в эпоху эллинизма, когда этическая
проблематика была одной из центральных
для психологии и философии). Последовали
многочисленные попытки ревизии этой
части теории Демокрита, что, в частности,
было сделано Эпикуром. Однако сама теория
оставалось ведущей материалистической
концепцией на протяжении шести веков.
Информация о работе Ведущие психологические теории античности