Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
Введение
3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
5
1.1. Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание
5
1.2. Понятие и теории мотивации
8
1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты
9
1.4 Сплоченность студенческой группы
13
Выводы по главе 1
16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
18
2.1. Описание базы и методов исследования
18
2.2 Анализ полученных данных и интерпретация результатов
22
Выводы по главе 2
28
Заключение
29
Список литературы
31
Приложения
1. сбор эмпирических данных;
2. их анализ и обработка;
3. интерпретация полученных данных, составление сводной таблицы. Доказательство/опровержение гипотезы.
Кроме этого, для дополнительного сбора необходимой для исследования информации нами была разработана анкета.
тест «Диагностика групповой мотивации» (И.Д.Ладанов)
Тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию.
Желательно, чтобы это задание выполнили все члены группы и был получен средний результат оценок.
Инструкция: перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных), позволяющих оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям}, который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь.
Обработка результатов: суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 24 утверждениям.
Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:
12-24 баллов - группа отрицательно мотивирована,
25-37 балла - группа слабо мотивирована,
38-62 баллов - группа недостаточно мотивирована на получение положительных
результатов,
63-75 баллов - группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности,
76- 87 баллов - группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Тест представлен в приложении 1.
Матрица выборов представлена в приложении 5, таблице 1.
«Индекс групповой сплоченности» (Сишор)
Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.
Данная методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Инструкция: перед вами тест, содержащий 5 вопросов и предложенных к ним вариантов ответов. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы. Благодарим за работу.
Обработка результатов: ответы кодируются в баллах согласно соответствующему каждому из ответов значению (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Уровни групповой сплоченности:
15, 1 баллов и выше – высокий уровень сплоченности;
11, 6 - 15 баллов – уровень сплоченности выше среднего;
7 - 11,5 баллов – средний уровень сплоченности;
4 - 6,9 баллов – уровень сплоченности ниже среднего;
4 балла и ниже – низкий уровень сплоченности.
Тест представлен в приложении 2.
Матрица выборов представлена в приложении 6, таблице 2.
тест «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)
Использование методики определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы, авторы которой В.С. Ивашкин и В.В. Онуфриева, позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли считать данную конкретную функционирующую группу сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой важнейшей групповой характеристики.
Создатели этой методической процедуры исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких, по-своему важных, характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и т. п.
Тест состоит из двадцати качеств, из которых обследуемый должен выбрать пять наиболее ценных для успешной совместной работы.
Инструкция: выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Обработка результатов:
- вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемым;
- подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;
- подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (Н);
- подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М);
- вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:
С = ((Н-М)*100%) / 60
Критерии оценки:
С ≥ 50% - ценностно-ориентационное единство высокое, оценка 3 балла.
30% < С < 50% - ценностно-ориентационное единство среднее, оценка 2 балла.
< 30% - ценностно-ориентационное единство низкое, оценка 1 балл.
Тест представлен в приложении 3.
Матрица выборов представлена в приложении 7, таблицах 3, 4.
Анкетирование
Для сбора дополнительных, необходимых для исследования данных нами была разработана анкета, которая включает в себя 6 вопросов, которые направлены на сбор основных биографических данных и сведений, относительно отношения опрашиваемых к учебному заведению, в котором они обучаются и своей специальности.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы как можно более искренней. Благодарим за работу.
Обработка результатов: обработка результатов и их интерпретация заключается в подсчете общего количества ответов на вопросы, выявление среди них наиболее распространенных. Посредством анкетирования мы производим сбор необходимых биографических данных.
Анкета представлена в приложении 4.
2.2 Анализ полученных данных и интерпретация результатов
Результаты изучения выборки с помощью теста «Диагностика групповой мотивации» представлены в таблице 1.
табл.1
Распределение уровней групповой мотивации
| уровни групповой мотивации | ||||
группа | отрицательно мотивирована | слабо мотивирована | недостаточно мотивирована | достаточно мотивирована | положительно мотивирована |
I | 0 | 0 | 4 | 5 | 1 |
II | 0 | 0 | 9 | 1 | 0 |
По результатам таблицы 1 «Распределение уровней групповой мотивации» мы можем видеть, что в первой студенческой группе 1 из обследуемых положительно мотивирован, и 5 человек достаточно мотивированы.
Во второй студенческой группе 1 человек достаточно мотивирован и 9 человек из обследуемых недостаточно мотивированы.
Данные результаты говорят о том, что лишь один человек из первой группы положительно мотивирован на достижение успеха и положительных результатов в групповой деятельности. Его активность в данной студенческой группе высока, деятелен.
6 человек – 5 из первой и 1 из второй группы достаточно мотивированы, что характеризует их как заинтересованных в успехе группы личностей, принимающих достаточно активное участие в ее жизни.
13 из опрошенных – 4 человека из первой группы и 9 из второй недостаточно мотивированы на достижение положительных результатов в групповой деятельности. Это говорит об их неактивном участии в деятельности группы, нежелании изменения существующей ситуации в группе.
Результаты изучения выборки с помощью теста «Индекс групповой сплоченности» представлены в таблице 2.
табл.2
Распределение показателей групповой сплоченности
| уровни групповой сплоченности | ||||
группа | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий |
I | 6 | 4 | 0 | 0 | 0 |
II | 4 | 5 | 0 | 1 | 0 |
По результатам данной таблицы видно, что у 1 человека из второй группы уровень групповой сплоченности ниже среднего. У 4 человек из первой группы и у 5 из второй – выше среднего; у 6 человек из первой группы и 4 из второй группы уровень групповой сплоченности высокий.
Полученные данные говорят о том, что 1 человек из опрошенных не считает свою группу сплоченной, не видит ее как единое целое. Это характеризует его как человека, занимающего пассивную позицию в жизни своей студенческой группы.
9 человек из опрошенных – 4 человека из первой группы и 5 из второй считают свою студенческую группу достаточно сплоченной, дружной, способной действовать организованно на достижение какого-либо результата.
10 человек – 6 из первой группы и 4 из второй оценивают свою студенческую группу как сплоченную, способную на активную совместную деятельность, организованную. Воспринимают ее как единое целое.
Результаты изучения выборки с помощью теста «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» представлены в таблице 3.
табл.3
Распределение показателей ценностно-ориентационного единства группы
№ | список характеристик лидера | количество выборов | |
I группа | II группа | ||
1 | трудолюбие | 2 | 5 |
2 | дружелюбие | 4 | 2 |
3 | принципиальность | 1 | 0 |
4 | сдержанность | 0 | 1 |
5 | веселость | 1 | 6 |
6 | справедливость | 7 | 1 |
7 | аккуратность | 0 | 1 |
8 | общительность | 9 | 5 |
9 | честность | 1 | 3 |
10 | активность | 10 | 8 |
11 | исполнительность | 0 | 0 |
12 | искренность | 1 | 1 |
13 | порядочность | 2 | 3 |
14 | настойчивость | 1 | 2 |
15 | организованность | 3 | 2 |
16 | обаяние | 1 | 0 |
17 | отзывчивость | 3 | 4 |
18 | правдивость | 1 | 1 |
19 | приветливость | 2 | 3 |
20 | деловитость | 1 | 2 |
21 | скромность
| 0 | 0 |
| ЦОЕ (%) | 51,2 | 43,3 |
Информация о работе Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы