Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
Введение
3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
5
1.1. Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание
5
1.2. Понятие и теории мотивации
8
1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты
9
1.4 Сплоченность студенческой группы
13
Выводы по главе 1
16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
18
2.1. Описание базы и методов исследования
18
2.2 Анализ полученных данных и интерпретация результатов
22
Выводы по главе 2
28
Заключение
29
Список литературы
31
Приложения
По результатам данной таблицы видно, что показатель ценностно-ориентационного единства первой группы равен 51,2%, второй группы – 43,3%.
Показатель у первой студенческой группы выше, чем у второй. Данный показатель характеризует группу как высокое ценностно-ориентационное единство, сплоченную общность с дружескими межличностными отношениями, взаимной симпатией ее членов. Можно говорить о согласованности мнений, позиций членов данной студенческой группы в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов.
Вторую группу можно охарактеризовать как общность со средним ценностно-ориентационным единством. Она является достаточно сплоченной, направлена на решение единых задач и проблем. Можно говорить о дружеской атмосфере в данной студенческой группе.
По результатам проведенной анкеты были выявлены следующие биографические данные:
- среди обследуемых 2 юноши и 18 девушек;
- 6 человек возраста 19 лет, 12 человек возраста 20 лет и 2 человека возраста 21 год;
- ни один из обследуемых не состоит в браке;
- из опрошенных 8 человек – единственные дети в семье, 12 человек имеют братьев/сестер;
- 9-м из опрошенных нравится специальность, на которой они обучаются, 3-м скорее нравится, чем не нравится, 5 человек затрудняются ответить на этот вопрос, 2-м скорее не нравится и 1 человеку не нравится его специальность;
- 7 человек из опрошенных довольны учебным заведением, в котором они обучаются, 5 – скорее довольны чем не довольны, 5 затрудняются однозначно ответить на этот вопрос и 3-е скорее не довольны учебным заведением.
табл.5
Сводная таблица показателей уровней групповой мотивации, групповой сплоченности и показателей ценностно-ориентационнного единства группы
группа
| уровень групповой мотивации | групповая сплоченность | ЦОЕ(%) | ||||||||
отрицательно мотивирована | слабо мотивирована | недостаточно мотивирована | достаточно мотивирована | положительно мотивирована | высокая | выше среднего | средняя | ниже среднего | низкая | ||
I | 0 | 0 | 4 | 5 | 1 | 6 | 4 | 0 | 0 | 0 | 51,2 |
II | 0 | 0 | 9 | 1 | 0 | 4 | 5 | 0 | 1 | 0 | 43,3 |
Согласно сводной таблице 5 можно сделать следующие выводы в отношении влияния групповой мотивации на уровень сплоченности группы: уровень мотивации у I группы выше, чем у II. Групповая сплоченность и ценностно-ориентационное единство I группы достаточно высокие. Это указывает на то, что I группа представляет собой сплоченную общность, единое целое с дружескими межличностными отношениями, взаимной симпатией ее членов.
Члены этой группы заинтересованы в успехе своей студенческой группы, принимают активное участие в ее жизни.
Также, можно говорить о согласованности мнений, позиций членов данной студенческой группы в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов.
II группа обладает средним уровнем мотивации, средним ценностно-ориентационным единством и достаточно высоким уровнем групповой сплоченности. Это характеризует ее как достаточно дружную группу, члены которой достаточно успешны в единой деятельности, занимают в ней довольно активную позицию.
Вследствие полученных данных можно говорить о том, что уровень мотивации в группе непосредственно связан с ее сплоченностью: высокая мотивация обуславливает высокую сплоченность и ценностно-ориентационное единство группы. Средние показатели мотивации группы обуславливают средний уровень ее сплоченности и единства.
выводы по главе 2
II группа обладает средним уровнем мотивации, средним ценностно-ориентационным единством и достаточно высоким уровнем групповой сплоченности.
Вследствие полученных результатов мы можем установить взаимосвязь в отношении влияния групповой мотивации на уровень сплоченности группы.
Уровень мотивации в группе непосредственно связан с ее сплоченностью: высокая мотивация обуславливает высокую сплоченность и ценностно-ориентационное единство группы. Средние показатели мотивации группы обуславливают средний уровень ее сплоченности и единства.
Заключение
В данном исследовании мы провели анализ литературы на предмет групповой мотивации и его влияния на сплоченность. Авторы, с чьими работами мы ознакомились, указывают на то, что сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство и общегрупповая мотивация.
Сплоченность группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития.
Исследование проводилось на базе Иркутского Государственного Технического Университета, в группе психологов третьего курса, с 3.05.2010 по 26.05.2010 г. выборка составила 20 человек, из которых 10 человек (9 девушек и 1 юноша) из I группы и 10 человек (9 девушек и 1 юноша) из II группы в возрасте от 19 до 21 года. В соответствии с нашей гипотезой, что высокая групповая мотивация является фактором, обуславливающим высокую сплоченность студенческой группы, нами были подобраны и проведены методики: анкета, тест «Диагностика групповой мотивации» (И.Д. Ладанов), «Индекс групповой сплоченности» (Сишор), тест «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
II группа обладает средним уровнем мотивации, средним ценностно-ориентационным единством и достаточно высоким уровнем групповой сплоченности.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что гипотеза подтвердилась - высокая групповая мотивация является фактором, обуславливающим высокую сплоченность студенческой группы. Об этом свидетельствует приведенные выше данные.
Мы еще раз доказали, что наличие мотивации в группе является залогом ее сплоченности, единства, успешности в деятельности, дружеских межличностных отношений и взаимной симпатии между членами группы.
Список литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 239с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 1997.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002.
4. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 17-25.
5. Доронина И. В. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск.: СибАГС. 2003. - 96с.
6. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности.-М.:МГУ,1984.-208 с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.:МГУ, 1984. – 208с.
8. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. – 637с.
9. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.
10. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М., 2001.
11. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205с.
12. Майрес Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 353с.
13. Мотивация и мотивы/ Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».
14. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
15. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
16. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
17. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебн. Пособие. – М.: Изд-во Просвещение, 1978. – 174с.
18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 2001. - 512 с.
19. Позняков В. П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. С. 524-532.
20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
Приложение 1
тест «Диагностика групповой мотивации»
(И.Д. Ладанов)
Просим вас внимательно оценить предложенные ниже факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям}, который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь.
1.Высокий уровень сплоченности группы 7654321
2. Низкий уровень сплоченности группы 7654321
3. Высокая активность членов группы 7654321
4. Низкая активность членов группы 7654321
5. Нормальные межличностных отношения в группе 7654321
6. Плохие межличностные отношении в группе 7654321
7. Отсутствие конфликтов в группе 7654321
8. Наличие конфликтов в группе 7654321
9. Высокий уровень групповой совместимости 7654321
10. Низкий уровень групповой совместимости 7654321
11. Личное осмысление организационных целей и их принятие 7654321
12. Непринятие работниками организационных целей 7654321
13. Признание авторитета руководителя 7654321
14. Члены группы не принимают авторитета руководителя 7654321
15. Уважение к компетентности руководителя 7654321
16. Члены группы не отдают должного компетентности руководителя 7654321
17. Признание лидерских качеств руководителя 76543217
18. Члены труппы не считают своего руководителя лидером 7654321
19. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем 7654321
20. Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем 7654321
21. Участие членов группы в процессе принятия решений 7654321
22. Непринятие членами группы участия в обсуждении и принятии решении 7654321
23. Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы 7654321
24. Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы 7654321
Благодарим за работу!
Приложение 2
тест «Индекс групповой сплоченности»
(Сишор)
Перед вами тест, содержащий 5 вопросов и предложенных к ним вариантов ответов. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
а) Чувствую себя ее членом, частью коллектива
б) Участвую в большинстве видов деятельности
Информация о работе Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы