Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что групповая сплоченность, ее укрепление и развитие является одним из важнейших элементов современного стиля руководства компаниями разного уровня.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основании выводов и предложений, сформулированных по результатам проведенного исследования, могут быть сформированы рекомендации руководству современных компаний по увеличению групповой сплоченности коллектива в контексте повышения эффективности работы.
Введение
1. Сущность и значимость групповой сплоченности в коллективе
1.1. Понятие групповой сплоченности в коллективе
1.2. Основные параметры и характеристика совместной деятельности
1.3. Зависимость групповой сплоченности от различных проявлений в совместной профессиональной деятельности
2. Исследование групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.1. Характеристика взаимоотношений группы коллектива ООО «Прогресс»
2.2. Анализ результатов психологического исследования групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.3.Выявление проблем и рекомендации по их решению в ООО «Прогресс»
Заключение.
Благодаря разработкам психологии
и социологии деятельность организаций
можно сделать более эффективно
М. Либерманом были выделены шесть характеристик группы, которые являются уникальными и вызывают изменения:
Довольно сложно обозначить и выделить
все групповые явления и
Можно выделить относительно устойчивые личностные характеристики членов коллектива и относительно устойчивые характеристики группы, такие, как ее цели, роли, нормы, атмосфера работы, заданные функции. Существуют также динамические характеристики, такие как переменные поведения индивидов и «групповых эпизодов» всего коллектива.
Во время формирования и развития формальной и неформальной структур в группе возникают многочисленные конфликты. Если конфликт превращается в проблему, то коллектив будет пытаться разрешить его с помощью дискуссии и классификации причин возникновения ситуации. Дискуссия в таких случаях чаще всего ведется для выяснения и понимания соперничества. Для изменения работниками своего поведения можно использовать такие процедуры, как ролевая игра, психодрама, поведенческий тренинг. Они помогают сделать групповые процессы более интенсивными, а членам группы – изменить свои переживания, образ мышления, внести свой вклад в решение общей задачи. Эмоциональная атмосфера и климат, которые царят в коллективе, формируются или меняются в зависимости от внутригрупповых конфликтов, нормативного давления, неудовлетворенности отдельных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников.
На групповую сплоченность имеют свое влияние такие факторы, как:
Также существует ряд причин, благодаря которым уровень сплоченности в группе снижается. Это:
1.2. Основные параметры и
Анализируя
различные подходы к изучению
совместной деятельности можно обратить
внимание на то, что большинство
авторов не обсуждают вопрос о
психологической природе
В
связи с вышесказанным анализ
экспериментальных и
Первое толкование рассматривает индивида как субъект совместной деятельности. В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместноиндивидуальной модели совместной деятельности (Л. И. Уманский), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н. П. Щербо) или обозначают термином "совместная деятельность " ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Н. Н. Обозов).
Теоретическая основа такого понимания субъекта совместной деятельности заложена Е. В. Шороховой. Согласно ее положению, «нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях» (Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.)
Надо заметить, что такой взгляд на субъект совместной деятельности является неоднозначным, так как изучаемые при таком подходе феномены вполне могли бы быть описаны в терминах индивидуальной деятельности.
Такая трактовка субъекта совместной деятельности характерна для некоторых западных работ, где индивидуальная и совместная деятельности рассматриваются в совокупности. Дж. Сильверман и И. Джерингер [34] полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы "поглощает " деятельность индивида с более низким уровнем, так что, в конечном счете, действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается (Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget's equilibration model // Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.)
Похожая интерпретация субъекта совместной деятельности показана в исследованиях конкурентной модели совместной деятельности. В ситуации конкуренции сама деятельность организовывается таким образом, что достижение результата одним из участников является предпосылкой того, что другие участники результата не достигнут. Очевидно, что такая деятельность по своей сути должна считаться индивидуальной, а не совместной, и ее субъектом будет являться каждый отдельный участник. Следует заметить, что истинным объектом изучения при таком подходе является не совместная деятельность, а особенности поведения индивида в условиях дефицита средств для достижения поставленной цели.
Второе толкование субъекта совместной деятельности подразумевает совокупность индивидов, решающих одну общую задачу на одном пространстве в одно и то же время (Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социальнопсихологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 – 71). Те исследователи, которые придерживаются такой точки зрения о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по такой схеме: двум и более участникам ставят задачу, решение которой интерпретируют исходя из априорного убеждения, что ее решают совокупным, групповым, коллективным субъектом (эти термины употребляются как синонимы). Но сам факт постановки задачи в группе индивидов не гарантирует совместной или групповой формы ее решения.
Большинство исследователей, принимая изложенное выше описание субъекта совместной деятельности, считают, что указанные в этом представлении признаки являются необходимыми, но недостаточными. Поэтому, кроме наличия «общей» задачи и временнопространственного соприсутствия, некоторыми авторами предлагаются разные дополнительные условия, которые способствуют превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Этими условиями могут стать:
Попытка выделить в самой психологической структуре совместной деятельности образования, качественно характеризующие ее субъекта, а также механизмы, приводящие к их формированию, представлена в работе Р. Л. Кричевского [Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18]. В его исследовании важной характеристикой субъекта совместной деятельности является направленность взаимодействия в группе, определяемая, по мнению автора, мотивом их деятельности.
В работе М. Г. Ярошевского [Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73] для характеристики субъекта совместной деятельности привлекается анализ предмета, на который направлена его деятельность. Предполагается, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием ее предметных характеристик: социальной заданности и значимости, а также конкретного ее содержания.
По мнению А. И. Донцова, ни сама группа в качестве субъекта деятельности, ни формы и способы ее активности не могут быть как таковые определены вне отношения к предмету совместной деятельности. Результаты исследования показывают, что "именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социальнопсихологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности " [Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 25 - 34].
В работах В. В. Рубцова [Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987] субъект совместной деятельности определяется через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности.
Работа А. Л. Журавлева является одной из немногих, где развернуто изложена теоретическая позиция по данному вопросу. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности автор выделяет "целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта " [Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988]. Таким образом, в основу определения субъекта положены структурные компоненты и отдельные признаки самой деятельности, причем субъект выступает не как интеграция или результат влияния указанных выше характеристик, а как простая сумма рядоположенных свойств деятельности.
При всем многообразии подходов к решению вопроса о субъекте совместной деятельности и многочисленности конкретных экспериментальных исследований можно выделить общие черты: