Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что групповая сплоченность, ее укрепление и развитие является одним из важнейших элементов современного стиля руководства компаниями разного уровня.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основании выводов и предложений, сформулированных по результатам проведенного исследования, могут быть сформированы рекомендации руководству современных компаний по увеличению групповой сплоченности коллектива в контексте повышения эффективности работы.
Введение
1. Сущность и значимость групповой сплоченности в коллективе
1.1. Понятие групповой сплоченности в коллективе
1.2. Основные параметры и характеристика совместной деятельности
1.3. Зависимость групповой сплоченности от различных проявлений в совместной профессиональной деятельности
2. Исследование групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.1. Характеристика взаимоотношений группы коллектива ООО «Прогресс»
2.2. Анализ результатов психологического исследования групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.3.Выявление проблем и рекомендации по их решению в ООО «Прогресс»
Заключение.
Так каковы же структура и характеристики совместной деятельности?
2. Исследование групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
Для исследования групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс» выбраны следующие методики:
1. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)
Инструкция. В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы.
Бланк экспертных оценок
/. Иерархия и вариативность
7. Высокий уровень иерархии и
вариативности взаимодействия
6. Группа способна варьировать
взаимодействие в широких
5. Группа способна преднамеренно изменять взаимодействие, корректировать его в процессе совместной деятельности. В осуществлении изменений участвует большинство членов группы.
4. В группе выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с условиями совместной деятельности. Но в большинстве ситуаций члены группы ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие.
3. К осуществлению изменений
во взаимодействии оказываются
способными небольшое число
2. Изменение взаимодействия в
соответствии с ситуацией
1. Изменение взаимодействия для группы практически невозможно, взаимодействие неадекватно ситуации совместной деятельности, не упорядочено.
//. Самостоятельность и
7. Все члены группы готовы сами проявить инициативу и принять инициативное поведение, направленное на внесение изменений во взаимодействие всех других членов группы
6.Инициативность во
5. Самостоятельность и инициативн
4. Инициативы во взаимодействии исходят от одного из членов группы.
3. Члены группы осознают необходи
самостоятельности в плане внесения изменений во взаимодействие, но активности в этом отношении не проявляют. Используют в основном привычные способы взаимодействия.
2. Инициативы, направленные на изменение взаимодействия, привносятся в группу извне. Члены группы несамостоятельны во взаимодействии.
1. Взаимодействие членов групп
побуждается только внешними
по отношению к группе
///. Включенность во взаимодействие
7. Полная включенность всех членов группы во взаимодействие, подразумевающая осознание собственной позиции во взаимодействии, осознание позиций других членов группы, соотнесение с этим поведения и действий.
6. Полная включенность во взаимодействие большинства членов группы, остальные члены группы включены не полностью.
5. Большинство членов группы
включены во взаимодействие не
полностью, полная
4. Неполная включенность во
3. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, часть членов группы - «невключенные».
2. Невключенность во
1. Члены групп не включены во взаимодействие, каждый из них стремится занять ведущую позицию во взаимодействии. Соперничество ведет к распаду взаимодействия по типу конфликта.
Обработка и интерпретация результатов
Обведенные кружочком
Для обобщения экспертных оценок необходимо
сначала суммировать
Можно полагать, что высокому уровню
группового взаимодействия как на уровне
каждой из подструктур, так и на интегративном
уровне будут соответствовать
На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.
Инструкция к тесту
При работе с тестом каждый член коллектива
независимо друг от друга оценивает по
9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих,
по его мнению, коллектив.
Деловые качества
1 Безответственность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ответственность
2 Приспособленчество Принципиальность
3 Отчужденность Сотрудничество
4 Индивидуализм Коллективизм
5 Формализм Деловитость
6 Равнодушие Удовлетворенность
Творческие качества
7 Равнодушие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Увлеченность
8 Апатия Целеустремленность
9 Консерватизм Новаторство
10 Пессимизм Оптимизм
11 Пассивность Энтузиазм
12 Застой Прогресс
Нравственные качества
13 Агрессивность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Доброжелательность
14 Лживость Честность
15 Враждебность Дружелюбие
16 Наказание
17 Социальная незащищенность
18 Отсутствие условий для профессионального
и культурного роста Наличие условий для профессионального
и культурного роста
Определяется средний
балл по каждому блоку качеств, который
и может служить оценкой делового, творческого
или нравственного климата в коллективе.
Шкала уровней
• Очень низкий – 1 балл
• Низкий – 2 балла
• Ниже среднего – 3 балла
• Чуть ниже среднего – 4 балла
• Средний – 5 баллов
• Чуть выше среднего – 6 баллов
• Выше среднего – 7 баллов
• Высокий – 8 баллов
• Очень высокий – 9 баллов
Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы вы оценили
свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива
(5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности
и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы
(2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы
представилась такая возможность (без
изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе
(4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе
(5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.)
в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю (1).
Уровни групповой сплоченности
• 15,1 баллов и выше – высокая;
• 11,6 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11,5 – средняя;
• 4 – 6,9 – ниже средней;
• 4 и ниже – низкая.
4. Изучение сплоченности группы
Назначение - определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.
Инструкция. Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной профессиональной деятельности.
Опросник
1.Дисциплинированность
2. Эрудированность
3. Сознание общественного долга
4. Сообразительность
5. Начитанность
6. Трудолюбие
7. Идейная убежденность
8. Умение контролировать работу
9. Моральная воспитанность
10.Самокритичность
11.Отзывчивость
12.Общественная активность
13. Умение работать с книгой
14. Любознательность
15. Умение планировать работу
16. Целеустремленность
17. Коллективизм
18. Прилежание
19. Требовательность к себе
20. Критичность
21. Духовное богатство
22. Умение объяснять задачу
23. Честность
24. Инициативность
25. Внимательность
26. Чувство ответственности
27. Принципиальность
28. Самостоятельность
29. Общительность
30. Рассудительность
31. Скромность
32. Осведомленность
33. Справедливость
34. Оригинальность
35. Уверенность в себе
Обработка данных
Полученные результаты (по каждому сотруднику) сводятся в таблицу результатов эксперимента.
Таблица результатов эксперимента
№ Ф.И.О. Качества личности
14 6 1112 13 18 20 24 25 26 29 30 1. Иванов + + + + + 2. Сидоров + + +
+ 3. Скачков + + + + + 4. Скляров + + + + + 5. Уланов +
+ + + + 6. Трощенко + ++ + + * +7. Трошин + + + + + 8.
Стулов + + + + 9. Cтapчук + + + + + 10 Уманский + + + + +
Сумма выборов 9 19 7 2 1 4 2 6 1 5 1 2
Вычисляется коэффициент С, характеризующий
степень ценностно-
С = 1,4 п - N / 6 N, где N - число участников эксперимента; п - сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.
Если С > 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллективизма.
Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расцениваются
как промежуточные по уровню развития.
Если С < 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.
Для нашего примера: С = 1,4-36-10/6хЮ = 0,67
Вывод: Эта группа людей достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: дисциплинированность (1), трудолюбие {6}, отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности (26), то можно предположить, что сотрудники этой группы успех в своей совместной профессиональной деятельности связывают именно с ними, т. е. с положительным отношением к труду и характером товарищеских отношений.
Ключ по 35 качествам личности и их распределение по сферам деятельности:
1.Отношение к работе: Дисциплинированность (1} Целеустремленность (16)
Внимательность (-25) -Прилежание (18) Трудолюбие (6)
2.Общий стиль поведения и деятельности: Общественная активность (12) Сознание общественного долга (3) Принципиальность (27)
Идейная убежденность (7) Моральная воспитанность (9}
3.Качества, характеризующие знания: Начитанность (5) Осведомленность {32} Любознательность (14) Эрудированность (2)
Духовное богатство (21)
4.Качества ума: Оригинальность (34} Сообразительность (4} Инициативность (24) Рассудительность (30) Практичность (20)
5.Качества, характеризующие организационные умения: Умение
контролировать работу (8),Умение работать с книгой (15) Умение объяснить задачу (22} Умение планировать работу (13) Чувство ответственности (26)