Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель - определить степень влияния конфликта на творческий процесс, его плюсы и минусы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить понятие конфликт;
2. Изучить функции конфликта;
3. Определить целостную характеристику коллектива;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы конфликта в творческом коллективе
§ 1. Сущность конфликта как полифункциональное социально - культурное явление.…….............................................................................................................5
§ 2.Целостная характеристика коллектива……………………...…..................16
Глава 2. Особенность влияния конфликта на творческий процесс (на примере театрально студии «Зазеркалье»).
§ 1. Влияние конфликта на результативность творческой работы.……..........24
§ 2. Конфликт как катализатор творческой работы......……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Факультет: Социально - Культурной Деятельности
Кафедра: Социально - Культурной Деятельности
По специальности:
Технолог СКД. Педагог
Курсовая работа
на тему
Влияние
конфликта на творческий процесс в
театральной студии «Зазеркалье».
МОСКВА
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы конфликта в творческом коллективе
§ 1. Сущность конфликта
как полифункциональное социально - культурное
явление.……....................
§ 2.Целостная
характеристика коллектива……………………...…........
Глава 2. Особенность влияния конфликта на творческий процесс (на примере театрально студии «Зазеркалье»).
§ 1. Влияние конфликта на результативность творческой работы.……..........24
§ 2. Конфликт как
катализатор творческой работы......……………………….30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали, всегда и будут существовать до тех пор, пока существует взаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов в становлении и развитии общества, коллектива посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев. Конфликты в жизни отдельных людей, коллективов, общества в целом играют значительную роль. Для снижения негативных последствий конфликта необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.
Конфликты определяются природой человека, спецификой деятельности коллектива. В коллективах нет возможности и необходимости устранить конфликты полностью, однако целесообразно снижать уровень конфликтного противостояния членов коллектива путем построения грамотной системы управления и профилактики конфликта.
Коллектив является главной действующей силой конфликта и в связи с этим возникает ряд вопросов: насколько конфликтны члены коллектива? Умеют ли члены коллектива сдерживать агрессию? Как конфликт скажется на коллективе? Как конфликт проявляется в коллективе? И прочее.
В рамках социальной психологии высказываются различные точки зрения на конфликты. Разрабатывается известная в науке концепция гармоничного, бесконфликтного развития группы, коллектива. Ей противостоит теория естественно-конфликтных отношений, как условий прогресса коллектива, группы, сообщества людей.
Социальная
психология сосредотачивает свое внимание
на двух вопросах: с одной стороны,
на анализе вторичных социально-
Таким
образом, становится очевидным, что
изучение конфликта, его функций, особенностей
их реализации в коллективе очень
важно. Знания о феномене конфликта
позволят минимизировать негатив, который
несет с собой конфликт, правильно
организовать деятельность коллектива
в конфликте.
Наше
исследование осуществлялось в рамках
работы
театральной студии «Зазеркалье».
Объект исследования – конфликт, как метод стимулирования и развития творческой деятельности в коллективе.
Предмет исследования – изучить особенности влияния конфликта на творческий процесс театральной студии «Зазеркалье».
Цель - определить степень влияния конфликта на творческий процесс, его плюсы и минусы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить понятие конфликт;
2. Изучить функции конфликта;
3. Определить
целостную характеристику
3. Выявить влияние конфликта на творческий процесс;
Гипотеза
- за счет положительных функций конфликта
улучшить и активировать творческий процесс
в коллективе.
Глава I. Теоретические основы конфликта в
творческом
коллективе.
§ 1. Сущность конфликта как полифункциональное
социально-культурное
явление.
Прежде чем изучить влияние конфликта на творческий процесс, целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения функций и типологии конфликта.
Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации. В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта.
А.А. Ершов определяет конфликт как «действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения»1. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как «осознанное препятствие в
достижении целей
совместной деятельности, как реакцию
на почве ________________________
1. Ершов А. А. Социально - психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 33-39.
несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей»1 Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом "столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности".
А.Г.
Ковалев считает, что конфликт- это
явление межличностных и
В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу.
Существуют
различные определения
Корякин Н. М. и Бородкин Ф. М. определили конфликт, как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с
другом тенденций
в осознании отдельно взятого
индивида, в межличностных ______________
1. Гришина Н.А. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 464с.
взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями»1.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие ее основные понятия: стороны (участники) конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликт - действий.
Стороны конфликта. Участниками, или сторонами конфликта, могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства и т. д. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности - аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа - группа.
______________________________
1. Бородкин Ф.М.,
Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск:
1984.
Участники
конфликта характеризуются
Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально - психологическая среда, представленная обычно различными социальными группа с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.
Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенностей его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, цепях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, являются непосредственным определителем конфликтного поведения участников.
В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обуславливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.
Информация о работе Влияние конфликта на творческий процесс в театральной студии «Зазеркалье»