Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель - определить степень влияния конфликта на творческий процесс, его плюсы и минусы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить понятие конфликт;
2. Изучить функции конфликта;
3. Определить целостную характеристику коллектива;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы конфликта в творческом коллективе
§ 1. Сущность конфликта как полифункциональное социально - культурное явление.…….............................................................................................................5
§ 2.Целостная характеристика коллектива……………………...…..................16
Глава 2. Особенность влияния конфликта на творческий процесс (на примере театрально студии «Зазеркалье»).
§ 1. Влияние конфликта на результативность творческой работы.……..........24
§ 2. Конфликт как катализатор творческой работы......……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37
Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.
Межличностные отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в коллективе. Следовательно, важным является оценка системы управления персоналом на предприятии (т.е. оценка степени развитости коллектива), а также исследование межличностных отношений, т.е. определение симпатий и антипатий в коллективе, степень его сплоченности.
Глава
II. Особенность влияния
конфликта на творческий
процесс (на примере
театральной студии
«Зазеркалье»)
§ 1.
Влияние конфликта
в процессе творчества
на результативность
творческой работы.
Особенность влияния конфликта на творческий процесс мы рассмотрим на примере коллектива театральной студии «Зазеркалье».
Театральная студия «Зазеркалье появилась в 1999 году, в КМТ «Зазеркалье» в студии при театре занимается 20 человек детей, около 6 педагогов и педагогов-общественников (режиссеров, преподавателей актерских дисциплин, педагогов и мастеров театральных постановочных цехов), располагает материально-технической учебной базой (сцена, репетиционные классы, театрально-постановочные цеха), обладает достаточным программным и методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.
Имея все признаки “настоящего театра”, КМТ «Зазеркалье» на самом деле представляет собой познавательно-игровую развивающую среду, в совершенстве продуманную ее руководителем во всех деталях и направленную на создание условий нравственного и эстетического развития ребенка. Среди этих условий главнейшие: свобода выбора, развитие эстетического чувства, потребность в созидании, творчестве и игре. КМТ «Зазеркалье» есть попытка использовать для решения этих сложных задач театр во всей его полноте как феномен, как явление культуры, как явление историческое, национальное, социальное. В основу структурно-педагогического устройства КМТ «Зазеркалье» положен фундаментальный принцип накопления – ценностного, психологического, практического, художественного – принцип, являющийся одновременно и главной функцией детства, отрочества. Возможность накапливать опыт, знания и навыки ребенок в «Зазеркалье» получает благодаря методике соединения элементов художественной и производственной деятельности в целостный творческий процесс. Отраженная в структуре преемственности и неразрывной связи собственно артистической и театрально-постановочной работы, эта методика дает возможность многократной смены ролей не только сценических, но и коллективных, и индивидуальных, что таким образом гарантирует свободу поиска, пробование себя в различных сферах творческой деятельности. Излишне говорить, что такая свобода есть основа развития. Следует только подчеркнуть, что само развитие понималось и понимается в «Зазеркалье» как развитие свободное, то есть такое, которое, высвобождая и взращивая духовный мир, приобщая к познаниям и навыкам, ни в коем случае не является предопределенным окончательно.
Другим основополагающим принципом является ориентированность на культуру. Это позволяет с одной стороны добиваться целостности педагогического и творческого процессов, а с другой стороны обогащает развивающие программы. Культура – это норма человеческого поведения в обществе, это нравственный ориентир, совесть нации. Проблемы, с которыми столкнулось общество во всех сферах, прямо или косвенно связаны с состоянием культуры, уровнем цивилизованности нации, общества, в то же время, социально-экономический подъем невозможен без повышения культурного уровня человека. Последние 10 лет были временем свершений и утрат. Ослаблена идеологическая функция культуры. Изменился контингент потребителя, работоспособная часть населения все более погружается в проблемы материального жизнеобеспечения1.
В прямой зависимости от современного состояния сферы культуры находятся следующие проблемы:
- нарастающие процессы деградации общества, массовое замещение позитивных общественных идеалов антисоциальными;
- потери в культурном наследии;
-сокращение
кадрового потенциала в
- замедление
темпов модернизации и
- критическое
снижение уровня
Расширение круга познаний, воспитание чувств и ума – вот основные цели, к которым направлены художественные программы творческих групп и актерских студий театра. Театр создан в целях развития театрального искусства, удовлетворения и формирования духовных потребностей населения в сценическом искусстве.
Для достижения указанных целей театр осуществляет в установленном законном порядке следующие виды деятельности:
-
создание и показ спектаклей,
организация концертов,
-
подготовка спектаклей, концертов,
представлений по договорам с
другими юридическими и
-
организация мероприятий
- проведение стажировок ведущими мастерами искусств;
-
предоставление артистических
-
изготовление художественного
-
предоставление площадок для
проведения выездных и
-
подготовка, тиражирование и реализация
информационно-справочных
- прокат и реализация костюмов, обуви, аппаратуры, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;
-
реализация сопутствующих
Театр – удивительный мир, который способен обличать, воспитывать, способен разбудить в человеке самые светлые и яркие чувства. Театр выделяет очень важные городские, областные и государственные задачи:
1. Воспитание
нового духовно-нравственного
2. Воспитание эстетических чувств, выбор правильной жизненной позиции.
3. Воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, краю, стране, знакомство с исторически важными событиями нашего города, области, России.
Основным видом деятельности МУК КМТ «Зазеркалье» является проведение спектаклей и других досуговых мероприятий для детей, молодежи и взрослой аудитории.
В настоящее время в штате театра работает 20 человек: директор театра, администратор, художественный руководитель, костюмер, заведующий хозяйственной частью, хормейстер, хореограф, художественный оформитель, звукорежиссер, светооператор, остальные 10 человек являются актерами. Помимо своих прямых обязанностей, они выполняет ряд других функций.
Например, директор
театра периодически выступает в
роли актера, выходит на сцену и
играет какого – либо персонажа, так
как коллектив небольшой
Далее мы рассмотрим примеры конфликтных ситуаций:
Во – время
репетиций часто возникают
Данный конфликт является конструктивным, так как впоследствии было принято обоснованное решение, которое способствовало развитию взаимоотношений в коллективе. Также были использованы положительные функции конфликта: функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений, информативная функция, интегративная функция, разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, стимулирование к изменениям и развитию.
Теперь мы рассмотрим следующий пример влияния конфликта на творческий процесс.
На показе детского спектакля «Кот в сапогах» один из актеров – выполняющего роль эльфа, помешал решающему действию – выполнить актерам финальный танец. Он совершал действия, которые не были задуманы, и не осуществлялись на репетиции. Актеры, которым он помешал, отчитали его и высказали свое недовольствие, но работник не признал своей вины, начал активно спорить и искать не существующих оправданий. Коллектив, это возмутило, так как они не ожидали такого отношения к себе и к общему делу. В дальнейшем это привело к ухудшению отношений с данным человеком и недопониманию.
Данная ситуация является хорошим примером деструктивного конфликта. Член коллектива, создавший, конфликтную ситуацию, действовал не уважительно по отношению к коллективу, активно препятствовал эффективному взаимодействию и положительному решению конфликта.
В этой конфликтной ситуации были задействованы отрицательные функции конфликта: увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности.
Рассмотрев, выше
описанные ситуации мы выявили, что
влияние конфликта на творческий
процесс может быть как положительным,
так и отрицательным. Своевременно
выявленный и разрешенный конфликт может
предотвратить более серьезные конфликты,
ведущие к тяжелым последствиям.
Образно говоря, конфликт «осуществляет
контроль» над соблюдением общепринятых
норм, правил, ценностей.
§ 2.
Конфликт как катализатор
творческой работы
Многие
люди изначально отрицательно относятся
к конфликтам и стараются избегать их.
Они думают, что конфликт – исключительно
негативное явление. Они заблуждаются,
так как, рассматривая функции конфликта,
отчетливо видно, что у него есть, как положительные,
так и отрицательные стороны. В некоторых
случаях в творческой работе конфликт
является катализатором, двигателем процесса.
Чтобы наиболее полно понять, явление
конфликта в творчестве определим понятие
творчество. И так, творчество — процесс
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно. В творчестве это выражается более ярко и эмоционально, и не всегда приводит к положительным результатам.
Выделяю следующие типы конфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма.
Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?
Информация о работе Влияние конфликта на творческий процесс в театральной студии «Зазеркалье»