Влияние наследственности и среды на сходство близнецов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:21, реферат

Описание

Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а дизиготные - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов. Тогда же была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики.

Содержание

Введение
2
1.
Явление близнецовости.
3-7
1.1.
Причины и особенности многоплодной беременности.
3-5
1.2.
Особенности близнецовости.
5-7
3.
Роль близнецовой ситуации в развитии близнецов.
7-15
4.
Влияние наследственности и среды на сходство близнецов.
15-17
Заключение
18-20
Литература

Работа состоит из  1 файл

явление близнецовости у человека.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые психологи считают, что явления ЭСВ, возможно, не более чем совпадения, поскольку близнецы думают друг о друге чаще, чем “одиночки”. Другие же утверждают, что  в мозгу имеются своего рода “окна”. Поскольку близнецы лучше знают мысли друг друга, они чаще оставляют эти “окна” открытыми.

4.  В младенчестве, имея живую модель себя, близнецы, играют друг с другом как с зеркалом, что в дальнейшем ведет к трудности осознания собственного «Я» («эффект пары»):

-   частые смешения местоимений «Мы» и «Я»;

-   трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии;

-   сложности в различении своего имени.

Могут возникнуть трудности с разграничением собственной личности и личности соблизнеца, что в дальнейшем приводит к недоразвитию некоторых черт личности у каждого, что делает их чрезвычайно зависимыми друг от друга (односторонность развития). В случае такой сильной зависимости близнецы практически не могут существовать друг без друга, что влечет за собой и трудности с выбором брачного партнера.

  1. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).
  2. Психологическое сходство возникает в результате навязанной со стороны окружающих установки «быть во всем похожими», а также за счет общего жизненного и эмоционального опыта.
  3. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что также может привести к задержке речи и трудности с чтением.
  4. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного интимного языка, что способствует отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря,   в продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности вербального интеллекта (аналогия, классификация, обобщение и объем словаря).
  5. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, усиливая негативное влияние близнецовой ситуации. Замкнутость пары препятствует установлению широких социальных контактов с окружающими.
  6. В среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.

Причиной неуспеваемости является не только отсталость физического развития, но и особенности их психического развития. В старших классах успеваемость у близнецов улучшается.

  1. Часто происходит кризис пары в подростковом возрасте, когда близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Возникает сильное соперничество.
  2. Отмечается повышенная агрессивность у близнецов, в частности у монозиготных, где их конфликтность относят к трудности контроля поведения.  Их агрессивные реакции происходят как разрядка высокого напряжения. Становление у них социально приемлемых форм зависит от воспитания и от возможностей внутренней регуляции.

Кроме фактов, свидетельствующих о задержке психического развития у близнецов, существуют данные, говорящие и об их одаренности. Однако эта гипотеза, по их словам,  относительна, поэтому необходимы специальные исследования.

Возвращаясь к перечисленным положениям, нельзя четко сказать, передаются ли эти особенности по наследству, либо  на них влияет среда. Возможно, некоторые особенности близнецовой ситуации при детальном рассмотрении окажутся  не столь специфичны, и их можно будет обнаружить у простых сиблингов, например, у погодок (дети с разницей в возрасте в 1 – 1,5 года).

 

3. Влияние наследственности и среды на сходство близнецов.

 

Для разведения наследственных и средовых факторов незаменимым является метод разлученных близнецов. Всеобщее удивление вызывает поразительное сходство в поступках близнецов, даже живущих далеко друг от друга. Живущие порознь близнецы дают  ключ к пониманию этих загадок. Так как они обладают набором одних в тех же генов, то помогают ученым определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на развитие различных черт характера. Поэтому у монозиготных близнецов схожая восприимчивость  к различным заболеваниям и нарушениям, таких как зубной кариес, психозы, мускольно-скелетные нарушения. Возможно, что даже если специфические расстройства не обнаруживаются, то существует система, в которой это происходит. Подобным расстройствам может подвергаться в равной степени и психологическая система и  соматическая. Некоторые симптомы, которые проявляются не так часто и с высокой дисконкордантностью, как например, энурез при ночном сне, могут происходить на врожденной, если не генетической основе. Большинство близнецов одинаково смеются, имеют одинаковые симптомы, курят одинаковое количество сигарет, выбирают одинаковые творческие занятия и иногда женятся одинаковое количество раз, кусают ногти, делают похожие гримасы, смеются и даже имеют похожие невротические симптомы, как, например, истерические проявления.

Специалисты пытаются выяснить, как влияет на психологию близнеца сознание того, что он является лишь половиной биологической пары.  Как правило, близнецы очень гордятся своим сходством.

Но при всей явной схожести близнецов можно заметить и влияние семьи. Оно заметно в установках, в ценностях, выборе знакомых, в проявлении отдельных видов неврозов. Культурные влияния преобразуются социальными и семейными установками и  проявляются в личностных чертах (эмоциональная экспрессивность, алкоголизм и т.д.).  Все указывает на предопределенное влияние семьи или культуры в установках и психологических чертах, особенно в чертах, которые прямо идут от соматических  проблем.

Существует специальные тесты, которые также позволяют различить последствия семейного или наследственного влияния, а именно, личностные тесты, где монозиготные близнецы проявляют больше сходства. С помощью многофакторного опросника были обнаружены некоторые схожие по уровню выраженности черты. Это чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, отчуждение, агрессия, сдержанность/осторожность, погруженность в себя/богатство воображения, кроме того, схожими оказались коэффициенты интеллекта и  показатели электроэнцефалограммы. Меньшее сходство обнаружилось в трудолюбии, социальной близости (интимности общения).  У ДЗ близнецов, независимо от того вместе или врозь они воспитывались, во всех представленных чертах отмечалось меньшее сходство.

Другие исследования показали, что 61 процент способностей человека к роли лидера передается с генами, а также развитое воображение, подверженность стрессам, склонность к одиночеству и чувство самосохранения наследуется на 50—60 процентов. Но в формировании других черт по некоторым данным решающую роль играет окружающая среда. Здесь агрессивность, целеустремленность, общительность и ряд других качеств в значительной степени определялись воспитанием, а на долю генетической составляющей приходилось лишь 33—48 процентов.

Интересно, что и “застенчивость — качество, передающееся по наследству”.

Надо сказать, что генетически определенные свойства вовсе не неизменны. Например, фенилкетонурия может быть вылечена путем внешнего воздействия. То же самое происходит и с ростом, который можно изменить при определенном питании, или он изменяется в результате умственных стрессов и эмоциональных нарушений. Другим доказательством нашей не полной зависимости от генов является, описываемый в газете “Ньюс уик”, Нью-Йорк, тот факт, что МЗ - близнецы  не обязательно идентичны и в своем поведении. Женщина, которая находилась под наблюдением, была разлучена со своей монозиготной сестрой в момент рождения. Впоследствии  она стала профессиональной пианисткой, хотя ее приемная семья была весьма далека от музыки. Сестра же была удочерена преподавателем музыки, но она не может воспроизвести даже простую мелодию.

Отсюда можно сделать вывод, что любой признак или свойство организма зависит не отдельно от генотипа или среды, в который  организм живет, а от их взаимодействия.

Были проведены также  лонгитюдные исследования близнецовых выборок, которые заполнили Калифорнийский Психологический Опросник (CPI) и MMPI сначала в 6 лет, а затем в 28 лет. Эти близнецы росли вместе. Результаты показали, что изменения на уровне черт (личностный подъем) и для CPI, и для MMPI в период между отрочеством и зрелостью, проходили под влиянием генетического сходства.   

Эти генетические факторы проявляются не только в выраженности черт обоих возрастов, но еще и в процессе личностного изменения во времени. Например, даже когда оценки темперамента в 6, 12, 18, 24 и 30 месяцев жизни показывают низкую и среднюю устойчивость,  анализ пар обнаруживает то, что монозиготные близнецы имели большую возможность одновременно измениться, чем дизиготные. Раннее исследование одинаковой адаптационной возможности показало, что монозиготные близнецовые пары более сходны, нежели дизиготные, и во времени, и в области подъема и спада умственной активности.

В формировании страхов и различного рода “фобий” также важную роль играют гены. При обследовании 15 пар разлученных монозиготных близнецов группа из Миннесоты обнаружила три пары близнецов с многочисленными “фобиями”. Одна пара, например, боялась высоты и воды, страдала клаустрофобией. Другие пары испытывали страх одиночества. Вероятно, по мнению ученых, в ходе эволюции природа остановила свой выбор на генах страха, так как они давали возможность выжить первым человеческим существам в условиях враждебной среды.

Исследователи обнаружили, что монозиготные близнецы с возрастом становятся более похожими в страхе смерти кого-то близкого или собственной смерти, тогда как у дизиготных близнецов обратная тенденция.

   Согласно одной из теорий, «генетический аппарат человека влияет на выбор им социальной среды, которая, в свою очередь, формирует его личность». В то же время, гены влияют на человеческую восприимчивость к окружению. Возможно, существует один набор генов, делающий человека особенно восприимчивым к воздействию окружающей среды.

     Таким образом, генетическое влияние на индивидуальное развитие поведения может быть значительным, но факторы среды играют не менее важную роль. Общий опыт влияет на личностное развитие, но «релевантный опыт» настолько особенный в отношении каждого члена семьи, что это позволяет формировать как сходства, так и различия между сиблингами. Однако, особый опыт, уникальный для близнеца, способен создать поведенческие различия внутри монозиготной пары.

Заключение

 

     Близнецы — несколько детей, родившихся одновременно у одной матери — двойняшки, тройняшки и т. п. Различают однояйцевых (монозиготных) и разнояйцевых (дизиготных) близнецов.

     Монозиготные близнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Они обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные близнецы всегда одного пола. Изучение однояйцевых близнецов помогает понять, что и как в человеке определяется генами, а что — нет.

     Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, т.к. имеют около 50 % идентичных генов. Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов.

     Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных это число существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди представителей негроидной расы, чем среди представителей европеоидной расы. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии.

      Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишь для дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а так же порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учащению близнецовости. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах.

Итак, близнецовость – явление нечастое и очень интересное т.к. близнецы не только рождаются, но и развиваются  не так, как обычные дети т.к. близнецовая ситуация играет очень большую роль в их развитии.

Главная особенность близнецов не только в том, что они имеют  100 или  50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию.

Близнецовая ситуация может присутствовать также и у погодок, и просто у ровесников, растущих вместе. Единственное, что можно отнести к особенностям близнецов, так это их совместное внутриутробное развитие. Все остальное – и замкнутость друг на друге, и общий язык, и эмоциональная привязанность друг к другу может возникать и у неблизнецов. Однако здесь нельзя забывать, что у членов близнецовой пары минимум на 50% сходен генотип. В процессе их взросления это способствует развитию похожих биологических черт. Как уже было показано на примере разлученных близнецов, разная среда увеличивает сходство монозиготных и уменьшает сходство дизиготных.

Информация о работе Влияние наследственности и среды на сходство близнецов