Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:21, реферат
Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а дизиготные - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов. Тогда же была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики.
Введение
2
1.
Явление близнецовости.
3-7
1.1.
Причины и особенности многоплодной беременности.
3-5
1.2.
Особенности близнецовости.
5-7
3.
Роль близнецовой ситуации в развитии близнецов.
7-15
4.
Влияние наследственности и среды на сходство близнецов.
15-17
Заключение
18-20
Литература
Различия близнецов в основном определяются тремя факторами: качеством кровоснабжения во внутриутробном периоде, весе при рождении и порядке рождении. Несмотря на то, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов, у них отмечаются различия морфологической и двигательной неидентичности и индивидуальный темп созревания. С другой стороны некоторые авторы считают, что в генах имеются своего рода “встроенные часы”, которые активизируют развитие в различные переломные моменты жизни.
В частности этого мнения придерживается Луиджи Джедда, директор римского Института имени Грегора Менделя по изучению проблем близнецов. Он заметил, что лечить монозиготных близнецов нужно одновременно, так как, если в зубе у одного имеется полость, то у другого она скоро образуется там же.
Сама социальная ситуация близнецов включает в себя не только факторы, одинаковые для близнецовых пар любой зиготности, но есть 3 фактора, которые анализируются преимущественно в отношении монозиготных близнецов. Это сходство за счет их генотипа, сходство за счет среды и несходство в результате принятия определенной роли внутри пары.
2. Роль близнецовой ситуации в развитии близнецов
«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями.
Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость переходит в патологию. Например, в газете “Ньюс уик”, Нью-Йорк, пишут о двух сестер Джун и Дженнифер Гиббон, которые как только научились говорить, стали мало общаться с окружающими, если не считать редких фраз, оброненных родителям. Со временем сестры стали разговаривать только друг с другом. В их родном городе Хаверфордуэсте, Уэльс, за ними закрепилась репутация замкнутых личностей. Они придумали свой собственный язык, который, кроме них, никто не понимал. Дженнифер очень ревниво относилась к Джун, считая, что ее больше любят родители. Она даже заставила сестру принять обет молчания. Дженнифер, казалось, командовала сестрой, глазами давая ей понять, когда можно говорить и как поступать. Правда, выяснилось, что нелюдимые сестры Гиббон говорили между собой на обычном английском языке, но быстро и с непривычными ударениями.
В то же время, они вели дневник. Джун даже написала роман, который впоследствии был издан. Тем не менее, они всегда возражали против того, чтобы каждую из них воспринимали как самостоятельную личность. Это является той проблемой, которую рассматривают психологи различных стран. Опасность развития детей как одного целого, отмечает и Адель Фейбер, автор книги “Близнецы без соперничества”. Соперничество наблюдалось у лидирующей сестры Гиббон, которое выразилось в несколько извращенной форме. Конечно, элемент соперничества между близнецами исключить сложно, но если активно поощрять у них различные интересы, то “конкуренции” будет меньше, чем в случае, когда родители стараются, чтобы дети занимались одним и тем же.
Близнецовые ситуации создают и другие трудности для близнецов. Близнецам, интуитивно чувствующим все нюансы душевного состояния друг друга, часто бывает сложно “адекватно выразить свои мысли и чувства при помощи слов”. Но в некоторых отношениях близнецам легче, чем обычным детям. Их тесная близость привлекает других сверстников, поэтому они легко заводят новые знакомства. Одной из причин этого является то, что с ранних лет у них развито чувство сопереживания, которое они переносят и на отношения со своими друзьями. Хотя наши психологи придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что близнецы, наоборот имеют тенденцию замыкаться друг на друге и «блокироваться» против окружающего их мира.
Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов, что было у вышеупомянутых сестер Гиббон. Если у одиночнорожденного ребенка осмысленные слова появляются к концу первого года или к началу второго, то у близнецов происходит отставание в произнесении связанных предложений, более чем на 2,5 года. У монозиготных близнецов эта задержка чаще, чем у дизиготных. Главная причина сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. Отставание в речи монозиготных близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация». В дальнейшем отставание в развитии речи влечет за собой недоразвитие и всех видов психической деятельности. Медленное пополнение запаса слов сочетается с малой общительностью, застенчивостью и боязнью.
Благодаря специальным тестам было выявлено, что действительно одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Результаты исследования показали, что средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов.
Переходным этапом к овладению социализированной речью является автономная речь. Слова автономной речи не совпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональным состоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецов подобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению к определенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитие автономной речи связано с крайней «самодостаточностью», замкнутостью близнецов и при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей. Кроме этого у близнецов редко наблюдается эгоцентрическая речь, отсутствует монолог. Тогда как эгоцентризм – важный этап в развитии логического мышления ребенка. В связи с этим идет не только задержка и своеобразие развития познавательной сферы у близнецов, но и недоразвитие социальности.
Однако в дошкольном возрасте случаи автономной речи редки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценной социализированной речью. Тем не менее, они по сравнению с одиночнорожденными детьми чаще пользуются услугами логопедов и невропатологов.
В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 – 18 годам у монозиготных. Кроме того, у близнецов наступает очень быстрая утомляемость, которая сопровождается снижением внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости.
В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. К 18 – 20 годам члены монозиготных пар вновь стремятся к некому объединению. Дизиготные близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать.
Говоря о дизиготных близнецах, особое внимание следует уделить разнополым близнецовым парам, которые чаще всего состоят из мальчика и девочки. Возможны и другие варианты, как, например, появление трех близнецов, из которых двое - монозиготные девочки, а третий - их брат - из другой яйцеклетки. Разнополые близнецы похожи на просто брата и сестру, растущих в одной семье. Однако они имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью.
Поскольку разнополые близнецы – дизиготные, то у них от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.
Есть мнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечается повышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. У такой женщины впоследствии агрессивный характер, и сексуальное поведение менее ориентировано на мужчин. Мужской эмбрион рядом с женским имеет высокий уровень эстрадиола (женского гормона). Отсюда следует, что, если дизиготные близнецы разного пола, то женский эмбрион имеет повышенную концентрацию тестостерона, и у девочек более маскулизированное поведение. У мужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и, следовательно, происходит феминизация мальчика. Однако это мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются и противоположные тенденции.
В одной статье, авторами которой являются Н.М.Зырянова и С.Д.Пьянкова, говорится, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые дизиготные близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство. Но разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья - все это сближает и объединяет партнеров по близнецовой паре. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.
Помимо прочего, разнополые близнецы - мальчики и девочки, - в сравнении с однополыми больше различаются по успеваемости в школе, по интересам (мальчикам присущи более "мужские" интересы, девочкам - "женские"), они чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Хорошие отношения восстанавливаются, для этого, по мнению Зыряновой и Пьянковой, нужно лишь поддерживать подростков в это трудное переходное время.
Близнецы много времени проводят друг с другом, и это сказывается на формировании их личности. Внутри разнополой близнецовой пары складываются своеобразные взаимоотношения. Обычно это довольно теплые, гармоничные отношения привязанности и любви, которые удовлетворяют и самих близнецов, и их родителей. Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают беспокойство. Возможно, что девочка сильно привязана к своему брату-близнецу. Без него она скучает и не может ничего делать в его отсутствие. Может сложиться и обратная ситуация: более развитая девочка лучше сходится с людьми, нежели ее брат-близнец. С ней с удовольствием играют и девочки и мальчики, в то время как ее брата не принимают в игры. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости, по словам Зыряновой и Пьянковой, могут мешать становлению автономной, самодостаточной личности.
Поскольку девочки созревают раньше, они раньше вступают в подростковый возраст, когда, как известно, особое место занимает потребность в общении. В этом возрасте приходит первая влюбленность, и девочка начинает дружить с мальчиками более старшего возраста. Ее брат остается один, так как у него, по ее мнению, еще детские интересы. Девочка стремится изолироваться от брата, она хочет иметь свою комнату, свои вещи, которые брату не разрешается трогать, свои тайны. В результате брат-близнец начинает болезненно переживать такое изменение отношений с сестрой. Он чувствует себя неуверенным, маленьким, отверженным, не таким мужественным, как мальчики, с которыми дружит его сестра.
Еще одним источником сложностей могут быть старшие дети в семье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим соблизнецом. Чаще всего дети объединяются по половому признаку - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себя одиноким и изолированным.
В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Авторы различных книг по близнецам сходятся во мнении, что чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Хотя в ряде случаев Н.МЗырянова и С.Д.Пьянкова выделяют такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов, которые изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре.
Но в целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между членами разнополой близнецовой пары. Считается, что из мальчиков вырастают хорошие мужья, нежные, понимающие, мягкие, которых очень ценят жен. А девочки, имеющие брата-близнеца, становятся хорошими женами, которые понимают психологию мужчины, умеют помочь ему в трудную минуту.
Итак, определив специфику развития близнецов, можно вернуться к психологическим особенностям близнецовой ситуации.
На основе анализа нескольких работ, посвященных развитию и воспитанию близнецов, для начала можно выделить основные положения близнецовости:
Информация о работе Влияние наследственности и среды на сходство близнецов