Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.
А. Раппопорт выделяет три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор. Война – бескомпромиссная борьба до победоносного конца с применением любых средств. Игра – разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам, Результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор - используются только мирные средства, цель – достижение согласия с другой стороной.
Конфликты различаются между собой:
- По легальности существования (открытые и закрытые (латентные)).
- По направленности развития (субъекты – цели).
- По скорости, по типам (когнитивные и мотивационные).
- По механизму их разрешения.
- По сложности и важности.
В зависимости от сферы, конфликты проявляются:
По причинам возникновения конфликты
можно классифицировать следующим
образом:
Основные источники конфликта – расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.
Основное противоречие между производственными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся:
общин.
Для описания того или иного конфликта необходимо знать:
сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения и разрешения конфликта).
2.2. Функции конфликта
Конфликты играют не только негативную, но и позитивную функцию в организации деятельности человека. Рассмотрим основные функции конфликтов.
Позитивные функции конфликта:
- Конфликт способствует общественному развитию;
- Стабилизация и интеграция взаимодействия, снижение социального напряжения;
- Увеличение интенсивности связей и взаимодействий, стимулирует социальные процессы;
- Люди чётче осознают как свои, так и чужие интересы, понимают существование проблемы;
- Конфликт способствует получению информации.
Негативные функции конфликта:
- Конфликт приводит к беспорядку и нестабильности;
- Он не в состоянии обеспечить спокойствие;
- Борьбу могут проводить насильственными методами;
- Последствием конфликта могут быть большие материальные и моральные потери;
- Может возникнуть угроза жизни и здоровью людей;
Конструктивные функции конфликта:
- Влияет на взаимоотношения в коллективе;
- Даёт возможность оценить индивидуально - психологические особенности людей;
- Влияет на эффективность совместной деятельности;
- Даёт возможность ослабить состояние психической напряжённости как реакции на конфликтную ситуацию;
- Способствует развитию личности и межличностиых взаимоотношений.
Деструктивные функции конфликта:
- Негативное влияние на психологическое состояние участников;
- Негативное влияние на социально-психологический климат коллектива;
- Негативное влияние на развитие личности;
- Ухудшение межличностных взаимоотношений.
Конфликты нередко порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые все удовлетворяются такими, например, как желания безопасности, независимости. Конфликты могут возникнуть из-за опасений утратить что-либо значимое (дружбу, собственность, мир и спокойствие).
Примеры: Первая фраза при встрече “Привет, какие новости на работе?”, может вызвать раздражение, если у человека есть в этот момент действительно неприятности по работе.
Служащий учреждения конфликтует и враждует с другими сотрудниками, ставя им подножки, обвиняя в недобросовестности, а в действительности же он обеспокоен своей собственной компетентностью и низкими способностями (это классические примеры проекции).
Обычно в конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную.
Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
Развитие конфликта:
- увеличение числа проблемных ситуаций;
- углубление первичной конфликтной ситуации;
- повышение конфликтной активности участников;
- вовлечение в конфликт новых лиц;
- нарастание эмоциональной напряженности;
- изменение отношения к
Межличностное восприятие группы зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет межличностный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.
2.3 Стили поведения личности в конфликтной ситуации
Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера общения.
В конфликтологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон.
Каждый
человек может в какой-то
Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.
Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы.
Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не располагаем достаточной информацией.
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Мы действуем в таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать, таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Пятый стиль - стиль компромисса. Мы немного уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.
Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; мы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг другу о своих желаниях.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.
3.1. Характеристика выборки
Нами было проведено исследование влияния темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.
Информация о работе Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации