Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или
1. Введение
1.1. Этапы формирования личности
2. Влияние семьи на становление личности
2.1. Факторы, влияющие на становление личности
2.2. Взаимоотношения в семье.
2.3. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
3. Заключение
4. Литература
Введение
Курсовая: Влияние семьи на личность
1. Введение
1.1. Этапы формирования личности
2. Влияние семьи на становление личности
2.1. Факторы, влияющие на становление личности
2.2. Взаимоотношения в семье.
2.3. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
3. Заключение
4. Литература
Введение
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или
отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но
может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или
детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях
кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается
и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между
родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей,
столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать
личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если
он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много
зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в
том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его
так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать
отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого
необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы,
имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он
видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он
начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Этапы формирования личности
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а
становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на
этапы формирования личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.
Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической
природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и
согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория
черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности
формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования
и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория
социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму
формирования определенных способов межличностного общения людей.
Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как
становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так
называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,
которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней.
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов
(кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование
внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими
людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.
І этап: младенчество (от рождения и до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни
в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это
время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую
материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после
рождения — восстановительный период после родов и время перестройки основных
функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и
терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и
находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно
изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и
определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон,
неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное
бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для
каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд,
соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители,
и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит
от состояния, в котором он находится.
Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и
неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры головного мозга
новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к четвертому
месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них,
такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо,
являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия.
Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях,
составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития
человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически.
Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два
раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи
новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также
кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же
время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него
есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут подряд, следя
за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного
хватания к произвольному; хватание становится все более совершенным. В восемь
месяцев большинство детей уже могут перекладывать предмет из одной руки в
другую.
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема
и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно
компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное
молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не
употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко — идеальный продукт
питания для младенца.
С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они
научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около
года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово; к
полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам уже знают
более ста слов и способны вести разговор.
Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную
роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые
слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок
не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается
подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его
попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких
ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой
понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление
темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12-ти
месячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с
незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например,
может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою
собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи
бывают между 15 и 18-ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее
всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей
ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.
В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.
Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители
доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его
основные потребности. В этот период начинается личностная социализация
ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале,
откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”.
Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что
способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное
стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее
у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или
менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя
какое-либо действие, ребенок его описывает.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к
эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора
лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного
человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма значительными. По
данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить
проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт
характера, способностей к различным видам деятельности социальных
потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление
воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем
он станет настоящей личностью.
ІІ этап: раннее детство (от 2-х до 5-ти лет).
Годы раннего детства отличны кардинальными изменениями физических
возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и
речевых навыков. В период с 2х до 6ти лет, по мере того как тело меняет свои
размеры, пропорции и формы, ребенок перестает выглядеть младенцем. По
сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых
полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный
темп, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Дети
используют преимущества такого равномерного роста в раннем и среднем детстве
для приобретения новых навыков, особенно двигательных. Наиболее заметные
изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать
движения большой амплитуды, к которым относится бег, прыжки, бросание
предметов. Развитие тонкой моторики — способность совершать точные движения
малой амплитуды, такие, как письмо, пользование вилкой и ложкой — происходит
медленнее.
Двигательные навыки, которыми овладевают дети, — это, как правило,
повседневные действия, такие, как завязывание шнурков, пользование ножницами
или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками позволяет ребенку
непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять свои
творческие наклонности.
Обратная связь, которую дети получают от своих достижений, способствует
поддержанию их мотивации. Эта связь может быть внешней, например,
одобрительная реакция со стороны родителей или сверстников, либо внутренней и
присущей самой задаче: дети обнаруживают, что их действия влекут за собой
естественные последствия.
Создавая оптимальную учебную среду, родители должны проследить за тем, чтобы
в ней не было источников опасности, которые могли бы причинить ребенку вред,
стать причиной травмы или даже смерти.
Необходимо внимательно следить за маленькими детьми во время их игр,
поскольку они, увлекшись, склонны пренебрегать элементарными правилами
безопасности.
В дошкольные годы значительные изменения происходят и в когнитивном развитии.
В период с 2-х до 6-ти лет дети овладевают символической репрезентацией —
способностью замещать физические объекты, людей и события воображаемыми
символами. Символы способствуют усложнению мыслительных процессов ребенка и
формированию у него различных понятий, например, он научается упорядочивать
события во времени.
Несмотря на эти успехи ребенка, его мышление отличается конкретностью,