Влияние семьи на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или

Содержание

1. Введение
1.1. Этапы формирования личности
2. Влияние семьи на становление личности
2.1. Факторы, влияющие на становление личности
2.2. Взаимоотношения в семье.
2.3. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
3. Заключение
4. Литература
Введение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.

Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей.

Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни

семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные

возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы,

состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у

маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого

типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей,

воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой

запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить

со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является

сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и

служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие

индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда

остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение

присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким

действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему

предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное

отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными

способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным

усилием.

В малой группе,  где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает

весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании

духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между

людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим

членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая

человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его

безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим

людям.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и

жены, отца и матери, сына и дочери, сестры  и брата, дедушки и бабушки. На

основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень

участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в

зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее

влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи

можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции

выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как

микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и

выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения

человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует

личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и

производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов,

передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в

данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества,

контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не

только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке

является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из

главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих

членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж

и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не

только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее

смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье

удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни

человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания,

признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих

потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях

возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи,

которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые

условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые

ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с

ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от

общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также

отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те

качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух

семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает

сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до

юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает

самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и

социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает

играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины

в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после

обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной

супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные

отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных

периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров

в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с

периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного

циклов необходимо.

С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая

из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности,

решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют

эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в

реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей

жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются

социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в

семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет

принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни.

Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье

в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при

определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также

личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а

следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают

изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение

обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к

другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы,

проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности,

возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака,

и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев

молодые люди справляются сами.

Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о

вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для

супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца;

вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки.

В данном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родители

постепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должна

произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им

приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов

начинают формироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение

такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание

одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем

может отразиться на воспитании.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за

выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость

обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную

реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей

распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств,

стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности

ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье

каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.

Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не

дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда

согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица,

являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это

происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя

уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже

невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами

семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать

родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность

ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до

полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их

отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы

впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку

прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания,

но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт

свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком

подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный,

направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные

потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной

независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка

опорой и  авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой,

пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких

характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении

корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется

в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у

своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится

тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого

любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою

симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка

к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности,

моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка

раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и

поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей.

В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным

примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут

затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя

проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются

родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или

мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным

является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение,

соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному

полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства

принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их

личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие

человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя

наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления

воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать

непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в

том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему

объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое

физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет

действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники,

Информация о работе Влияние семьи на личность