Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных
факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором,
влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно
разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или
1. Введение
1.1. Этапы формирования личности
2. Влияние семьи на становление личности
2.1. Факторы, влияющие на становление личности
2.2. Взаимоотношения в семье.
2.3. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
3. Заключение
4. Литература
Введение
Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не
может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях,
взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние
родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители
оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их
развитие.
По мнению зарубежных исследователей (Дж.Макдермот, Дж.Валлерштейн и др.),
наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают
у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными,
капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть
братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг
друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.
Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего,
в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная
эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность,
свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят
гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли
и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и
одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их
грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.
Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к
матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он
обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически
относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.
Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый
комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние
на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до
патологических изменений в области психики и криминогенного поведения
несовершеннолетних.
Заключение
Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья.
Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого
происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек,
желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их
достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий
твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий
отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый.
Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как
биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до
питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность,
стать “таким, как все”.
Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех
разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является
одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и
т.д.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый
социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление
личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.
Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной
атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по
поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В
противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не
только окружающим, но и себе.
Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности
и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение,
200, 207с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003,
290 с.
3. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.
4 Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
5 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986,
263 с.
6 Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд.
Просвещение, 1989, 206 с.
7 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987,
351 с.