Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:30, курсовая работа
Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей
Задачи исследования:
Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;
Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;
Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;
Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;
Содержание. 2
Введение 3
Глава1 Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус . 5
1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры . 5
1.2. Межличностные отношения 7
1.3. Статусная структура личных взаимоотношений. 9
1.4. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10
1.5. Взаимоотношения детей в игре.. 13
Глава 2Иследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры. 33
Заключение. 44
Список литературы. 46
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.[23,9] Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. А исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.[17,161]
Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников.
Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:
Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам.
Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения. [19,12-19]
.
Таким
образом, группа детского
сада – целостное
образование, представляет
собой единую функциональную
систему со своей структурой
и динамикой. Присутствует
сложная система межличностных
иерархизированных
связей ее членов в соответствии
с их деловыми и личностными
качествами, ценностными
ориентациями группы,
определяющими, какие
качества наиболее высоко
в ней ценятся. В этой
системе могут присутствовать
дети с проблемами в
общении, к которым воспитатель
должен относиться особенно
внимательно, с использованием
индивидуальных методов.
Одним из таких методов
является сюжетно-ролевая
игра.
Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.
Прежде всего, сюжетная ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой группе до начала игры уже сложилась определенная система личных взаимоотношений, в которой каждый ребенок занимает то или иное место, имеет тот или иной социометрический статус. Эти взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа. Она может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе.
Реальные
внутригрупповые
Для завоевания такой лидерской позиции мало иметь высокий социометрический статус, необходимы еще и организаторские способности, а также соответствующими достоверность и «правильность» их исполнения, что член группы, которому симпатизируют многие сверстники, все же лидером, организатором игры не становится. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника игры существует тесная взаимозависимость: часто именно эти качества, проявляемые в игре, и определяют статус дошкольника среди сверстников.
Таким образом, в игре проявляются несколько типов взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям. Прежде всего, это относительно стабильные межличностные отношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и развертываются сюжетно-ролевые отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры: дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей (продавца и покупателя, капитана, матросов и пассажиров, врача и больного и т.д.). В какой-то мере здесь допустима аналогия с исполнением ролей в театральном спектакле: здесь актеры, играющие определенные роли, не перестают относиться друг к другу как товарищи по работе.
В результате такого взаимодействия появляется и третий план отношений – организационные отношения по поводу игры, при наличии которых дети-персонажи на мгновение «выходят» из роли и осуществляют контроль за действиями других участников игры. И это не удивительно: ведь в отличии от актеров дети сами являются и авторами и режиссерами своего игрового «спектакля».
Организационные отношения проявляются в форме реплик, содержащих оценку правильности исполнения роли, соответствия игрового поведения эталонам, представлениям участников игры.
В
зависимости от сыгранности игровой
группировки, реальных отношений в
ней, развитости самого сюжета и содержания
игры на первый план могут выдвигаться
то одни, то другие типы отношений. Особенно
важное значение для развития внутригрупповых
взаимоотношений имеют сюжетные взаимоотношения,
в которых воплощаются представления
детей о социальных взаимозависимостях
взрослых. Исследования показали, что
в играх дети вступают в такие отношения,
которые в других условиях им недоступны.
Это отношения взаимного контроля, соподчинения,
взаимной помощи. «В реальной жизни, отмечает
Д.Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения
недоступны детям даже старшего дошкольного
возраста. Таким образом, в своих играх
дети вступают в более сложные взаимоотношения
в их реальной коллективной жизни. Под
влиянием коллективных игр у детей воспитываются
нормы коллективного поведения, которые
затем переносятся детьми и за пределы
игры, становясь общими нормами их поведения».
В этих условиях уже на уровне дошкольного
возраста у детей появляются ростки осознания
себя как членов определенного коллектива,
чувство «Мы». Следовательно, игра создает
зону ближайшего развития не только для
развития личности дошкольника, но и для
развития группы на пути ее становления
как коллектива.
В соответствии с темой курсовой работы был проведен социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским [№3,с74-75] «Выбор в действии». Была проведена с детьми игра «Секрет», переработанный вариант социометрического эксперимента с учетом возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста Т.А.Репиной [№17, с65-78,220]
Цели проведения социометрической процедуры
Методика проведения
Методика заключается в том, что каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь ребенку: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку… (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных.
Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УВБ) в группе. Данные заносят в таблицу. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). УВБ высокий при 1+2 и 3+; средний при 1+2 = 3=4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УВБ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ): КВ = (В1/В) *100%, где В – общее число выборов, сделанных в эксперименте; В1 – число взаимных выборов.
На
основании определения статуса
каждого члена группы делают вывод
о наличии микрогруппы в
Для изучения сюжетно-ролевой игры проводились наблюдения. Рекомендованное Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.[25,113-117]
Проведение исследования. Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:
1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач
1.
Как возникает замысел игры (определяется
игровой средой, предложением сверстника,
возникает по инициативе
2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.
3.
Насколько устойчив замысел
4.
Статичен ли замысел или
5.
Умеет ли сформулировать
Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста