Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:30, курсовая работа
Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей
Задачи исследования:
Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;
Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;
Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;
Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;
Содержание. 2
Введение 3
Глава1 Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус . 5
1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры . 5
1.2. Межличностные отношения 7
1.3. Статусная структура личных взаимоотношений. 9
1.4. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10
1.5. Взаимоотношения детей в игре.. 13
Глава 2Иследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры. 33
Заключение. 44
Список литературы. 46
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРЕЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет
Дошкольной и социальной педагогики
и психологии
Кафедра
Физического
и психического здоровья ребенка
Курсовая работа
Тема:
Влияние сюжетно-ролевой игры на
социометрический статус детей старшего
возраста
Петрозаводск 2010
Приложение
2. 49
Приложение
2. 50
Приложение
2. 60
Особое
место в системе коллективных
взаимоотношений детей
В работах отечественных авторов игровая деятельность детей оказывается не просто вплетенной в ткань самих исследований детских взаимоотношений в качестве необходимого условия их существования, но и выступает как средство формирования самих отношений. [19,12-19]
Можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества.
Значительное внимание как зарубежными, так и советскими исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. В ряде зарубежных работ показано, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего дошкольного возраста к старшему уменьшалось число детских ссор, возрастали содружество и кооперация детей.
Центральным вопросом при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными исследователями, в основном педагогами (Менджерицкая Д.В., 1963; Иванкова Р.А.,1970; Жуковская Р.И., 1978; Усова А.П., 1976; и др.), является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических качеств личности ребенка. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми.[15, 7-8]
Большое внимание в исследованиях было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада.[16,28-30]
Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной.[14;16;17]
Важным направлением в научных исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова. [15,15]
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению межличностных отношений детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Но большинство исследований выполнено при изучении деятельности детей вне контекста реальной группы детского сада, в них затрагиваются лишь отдельные аспекты проблем взаимосвязи деятельности и отношений детей, в то время как многие ее стороны остаются до сих пор неизученными.
Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей
Задачи исследования:
Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;
Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;
Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;
Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;
Методы исследования:
Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
Анализ и обобщение опыта и практики развития межличностных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
Наблюдение за старшими дошкольниками в процессе сюжетно-ролевой игры;
Психодиагностические
методы исследования уровня развития
межличностных отношений старших дошкольников;
Сюжетно-ролевая игра наиболее характерный вид деятельности дошкольника. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. [24,21]
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая воображаемая ситуация, которая складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, создание ими игровой обстановки, своеобразное использование вещей и предметов. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Имеет следующие структурные компоненты: содержание, сюжет, роль.
Главный компонент игры – сюжет.
Сюжет – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действия событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. При этом игровые действия – одно из основных средств реализации. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные –«как будто».
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (дом, семья, детский сад, день рождения), производственные, отражающие профессиональный труд людей (больницу, магазин, почта, парикмахерская, транспорт и т.д.), общественные ( игры в празднование Дня рождения города, полет на Луну, выборы и т.д.) Сегодня все чаще появляются игры на темы литературных произведений, кинофильмов, телесериалов, телепередач, мультфильмов, компьютерных программ (Дом два, человек паук, пираты Карибского моря и т.д.).[24,28-35]
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, это зависит от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических условий ( народы Севера – охота на тюлений, труд оленеводов), приморские районы (кораблестроители, порт, туристы). Экстремальные события порождают новые сюжеты детских игр (война, полярники, полет в космос). Есть и вечные сюжеты, которые связывают поколения (семья, лечение больных, школа, армия). Сюжеты в играх детей разных времен и народов отличается своим содержанием.
Содержание – это то, что производится в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми. В зависимости от представлений меняется и содержание. В младшей группе – одни и те же действия – больница; старшая группа - разные врачи, специфические действия. В содержании выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого. Сначала схватывается только внешняя сторона деятельности, по мере постижения отношений, общественного смысла труда начинают отображаться взаимоотношения, сами предметы заменяются, или мысленно представляются.[24,198-201]
Развитие и усложнение содержание на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:
Разнообразие содержания определяется знанием действительности, созвучностью знаний интересам, чувствам ребенка, зависит от умения детей выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях людей.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком в роли. Роль средство реализации сюжета, стержень сюжетно-ролевой игры
Роль – игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя и другого участника с каким – либо персонажем воображаемой ситуации. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком, действует от его имени, определенным образом используя предметы, вступает в разные отношения с играющим. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Всякая роль содержит свои правила. Подчинение ребенком правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития игры. В игре ролевые и реальные отношения. Ролевые – определяются содержанием, правилами игры. Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Формируются не только в игре. На основе реальных отношений формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. [24,28-35]
Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.[17,44]
Наиболее
распространенным подходом к пониманию
межличностных отношений
Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста