Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание - это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологические деформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессов коммуникации
1.3 Психосоциальные нарушения в семье
1.4 Структурные деформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологические деформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессов коммуникации
1.3 Психосоциальные нарушения в семье
1.4 Структурные деформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является периодом развития и становления личности, и, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, он знаменует собой переход к взрослой жизни. И особенности его протекания, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это процесс нравственного развития, результатом которого должно стать усвоение общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо, и что должно, а что недопустимо. В конечном счете, именно уровень нравственности отражает уровень развития личности, способной к самодостаточному поведению. И первым и наиболее значимым фактором становления личности, социализации подростка является семья. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Социализация подростка происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семейные условия, социальное положение, род занятий, уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем и прошлом. Объектом исследования данной работы является изучение влияния состава семьи на формирование характера подростка. Предметом - типы семей, стили семейного воспитания.
Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание - это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.
В подростковом возрасте воспитательная позиция родителей занимает особое значение. Наиболее важными ее чертами являются адекватность (умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, особенности его личности, способность замечать происходящие изменения в его мировоззрении), гибкость и прогностичность. Гибкость проявляется в применении различных моделей поведения, умением менять свои взгляды и обсуждать разные точки зрения. А прогностичностью является способность родителей предвосхищать появление в своем ребенке новых психических и личностных качеств. Непрогностичная модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации и не задумываться над более отдалёнными.важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация по отношению к ребенку и её субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и не осознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.
ГЛАВА I
Рассмотрим родителей по отношению к своим подрастающим детям, как должны правильно себя вести по отношению к ним. Родители должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учебе и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка. Подросток включается в различные виды общественной деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качества личности. Подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает моральные ценности, правила поведения. Родителям нужно обязательно учитывать особенности подросткового возраста, такие как повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переоценка возможностей, самоуверенность, и т.п.
Рассмотрим возможные конфликты в семье:
1. Конфликт неустойчивости родительских отношений -
* По сравнению
со взрослыми подросток
2. Конфликт
* Подросток
улавливает нюансы
3. Конфликт сверхзаботы -
* Родители живут как бы за своих детей, а те растут безынициативными, неуверенными в себе;
4. Конфликт неуважения
прав подростка на
* Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют на них право собственности
* неуважение
границ личности подростка
Взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток как равноправный помощник. Поведение подростка находится в зависимости от поведения взрослого, например, на замечания, оскорбления и угрозы подросток отвечает грубостью. Взрослые должны жить вместе с подростком, а не над ним, помогать ему выстраивать собственный путь, а не вести за собой; не опекать, а содействовать его собственной осмотрительности. Наиболее действенное влияние оказывает диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны. Проведенное в одной из школ исследование по выявлению трудностей, испытываемых подростками, показало, какие проблемы актуальны:
- Отсутствие языка взаимопонимания;
- Неуважительное отношение;
- Непонимание;
- Необъективность;
- Авторитарные методы воспитания;
- Недоверие;
- Уверенность
родителей в собственной
- Уровень протекции (количество сил, внимания и времени, которое родители посвящают ребенку).
- Степень удовлетворения потребностей ребенка.
- Количество
и качество требований к
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (Таблица №1 в Приложении).
Потворствующая гиперпротекция - это когда родители стремятся избавить и освободить ребенка от малейших трудностей. Потакают всем его желаниям, чрезмерно обожают. Восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. И как результат - высокий уровень притязаний подростка, его стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция - это также обострённое внимание родителей, отдающих своему чаду много времени и сил, однако лишающих своего ребёнка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Гипопротекция
- это когда к подростку
Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его считают обузой, проявляют общее недовольство им.
При повышенной
моральной ответственности от ребёнка
требуют честности и
Все недостатки семейного воспитания проявляются в различных формах. Вакуум нравственного воспитания заполняется национализмом, экстремизмом, либо вступлением в секты. Это внешнее сопровождение внутренних переживаний: страха, неуверенности, одиночества.
В следующем параграфе рассмотрим различные виды нарушений, деформаций семейных отношений, независимо от состава семьи.
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
Учеными принято
к рассмотрению два типа деформации
семьи - структурная и психологическая.
Структурная связана с
Роль «любимчика» - чрезмерная концентрация на ребенке, чаще всего это возникает, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей по каким-либо причинам (например, несоответствие характеров), или же они отсутствуют по каким-либо причинам (смерть одного из супругов или развод). В нередких случаях мать отказывается от повторного замужества, стремится отдать ребенку «все чувства», а в подростковом возрасте у неё возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать. И, как правило, родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения. Роль «маленького ребёнка» - это когда родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них детские качества, стимулируя тем самым развитие психологического инфантилизма. Нередко родители признают, что маленькие дети им нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Это обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений. В роли «хулигана», «трудного» подростка часто лежит проекция на подростка собственных не желаемых качеств. Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, склонность к лени, агрессивность, несдержанность, негативизм. И ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.
Роль «надежды семьи» - в
этом случае в основе лежит стремление
родителей замещающим образом удовлетворить
собственные неудовлетворённые
потребности(недостаточную
Важную интегрирующую роль играют эмоциональные отношения. Благодаря ним члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, учёные выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку:
1. Неразвитость родительских
чувств - выражается в нежелании
иметь дело с подростком, поверхностном
интересе к его делам.
1.2 НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ
В процессе общения в семье происходит согласование взаимных потребностей, восприятие поведения друг друга, выработка общей пози-ции и представлений и т.д. И Именно особенности общения в семье ока-зывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребёнка. Неэффективная коммуникация, состоящая из противоречивых высказываний, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребёнка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребён-ка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей противоречат друг другу, информация. Полу-чаемая ребёнком, окажется бессвязной, что ведёт к неполному образу. Часто родители, внешне критикуя подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшаяся в семье с дисфункциональной коммуникацией личность не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения. А также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений. Попытки приспособиться к окружающей действительности будут беспорядочными и неадекватными.
Информация о работе Влияние состава семьи на формирование характера подростка