Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучение родителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по данной проблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание - это целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологические деформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессов коммуникации
1.3 Психосоциальные нарушения в семье
1.4 Структурные деформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.3 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СЕМЬЕ
К семьям с психосоциальными
нарушениями можно отнести
Наркотизация
является в большинстве случаев
формой компенсации недостатков
и проблем личностного развития
* Отягощённая наследственность
* Пограничные
нервно-психические
* Деформированная система интересов и ценностей
* Внутриличностные проблемы
И внешними причинами:
* Алкогольные традиции семьи
* Неблагоприятные микросоциальные условия
* Межличностные конфликты
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи и одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, сексуальные домогательства, убийства, доведения до самоубийства.
В качестве причин такого жестокого поведения родителей называют
- социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;
- психологические
факторы: особенности личности
родителей или ребёнка,
К психосоциальным нарушениям относится и сексуальное насилие в семье. Среди различных видов насилия, которым подвергается подросток в неблагополучной семье, сексуальное насилие занимает специфическое место. Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, боясь преследований, обвинений во лжи и т.п. До недавнего времени считалось, что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, но, однако, исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. Наиболее часто инцесты связаны с отношениями дочь-отчим или отчим - падчерица. Исследование таких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивным поведением, недостаточно развитым контролем, крайней нечувствительностью к последствию своих действий, как правило, происходят из дисфункциональных семей и имеют личностные и сексуальные нарушения. Сексуальные злоупотребления по отношению к детям могут привести к долговременным последствиям. Во взрослой жизни они часто испытывают трудности в установлении границ общения с противоположным полом: женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческих контактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значимо чаще сообщают о пережитом в детстве сексуальном и физическом насилии.
1.4 СТРУКТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
По данным статистики в России на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 разводов. Около половины браков 25-40 летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Хотя многие считают неблагоприятным влияние развода и разрушения семьи на подростков. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него. Необходимо различать непосредственные эмоциональные реакции подростка на развод родителей; проблемы, возникающие в период адаптации; более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем.
Реакции подростка на развод в большинстве своём являются бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев, сестёр, близких друзей. Наиболее распространёнными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются отказ верить в случившееся, надежда на то, что родители снова будут вместе; страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни. Гнев и враждебность по отношению к тому из родителей на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит и никогда не простит. Самообвинение - некоторые подростки думают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, что они должны были воспрепятствовать. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Ревность - если отец или мать начинают встречаться с другим человеком, то подросток чувствует себя заброшенным, что его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.
Исследования показывают, что в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со взрослыми и сверстниками по сравнению с детьми из не распавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы уменьшаются, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.
Наименее травмирующими для ребёнка типами взаимоотношений между разведёнными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. Продолжение контактов между супругами «ярыми врагами» может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей. Развод родителей может оказать влияние на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись. Впоследствии разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье. «Готовность к разводу» - сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведённых семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией - стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома, но, как правило, такие браки распадаются с большей вероятностью. Развод родителей влияет на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18 - 19-летних студентов из разведённых семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, по сравнению со студентами из полных семей, где наряду с перечисленными, важнейшей ценностью являлось максимальное использование своих возможностей, т.е саморазвития и самореализации. Но вместе с тем ряд исследований показал, что важен не только сам факт развода, но и характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали ссорились.
воспитание семья характер подросток
ГЛАВА II
Во второй главе рассмотрим влияние различных по составу семей, стили воспитания и их влияние на формирование характера подростка.
Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, если один из родителей живёт и трудится в другом месте или родители подростка никогда не жили вместе. Каждый из выделенных типов, неполных семей создаёт особую социальную ситуацию развития ребёнка и характеризуется своими специфическими чертами:
- в разведённых семьях ребёнок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;
- в овдовевших
семьях воспоминания о
- в материнских семьях ребёнок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.
По статистике,
количество материнских семей стремительно
увеличивается. А если родители вступают
в повторный брак, появляются проблемы
налаживания отношений с
Исследования показывают, что мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: либо они усваивают «женский » тип поведения, либо создают искажённое представление о мужском поведении, они менее зрелы и целеустремлённы, менее инициативны и уравновешены, у них труднее развивается способность управлять своим поведением. В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится у своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать. Девочки, воспитанные без отцов часто имеют затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития её самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Тёплые и при носящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более лёгкой гетеросексуальной адаптации.
Вместе с тем, существуют достаточно обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения. Социально дезадаптированныые личности, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем.
Значительное число разведённых мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак. Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьёзнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков. Так, например, мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение. Проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей. Вместе с тем, исследования показывают, что в повторных браках, где отношения сложились, не столь удачно, главной проблемой явились взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы брака проходят в хаотичной, стрессовой обстановке, но со временем отношения все, же налаживаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребёнка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребёнка. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако. В целом, большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь в частности. В искажённых ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотребления по отношению к подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.
Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешность адаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода, характером развода, успешностью адаптации самих родителей т.д. Возможны и более отдалённые последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка в будущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности к разводу»).
Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей одиночек более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но не благополучных семьях.
Информация о работе Влияние состава семьи на формирование характера подростка