Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Задачи исследования:
Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
Установить зависимость стилей семейного воспитания и уровней агрессии.
Ведение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка………………………………………… 6
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература. 43
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ЛУГАНСЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ОСВІТИ
На тему: Влияние стилей семейного воспитания на формирование
агрессии у детей .
Луганск
2011
Ведение……………………………………………………………
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка…………………………………………
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования.
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература.
Приложение.
В современных условиях общество столкнулось с проблемой агрессии у детей, проблема является актуальной на сегодняшний день во всем мире. Неоспоримым является тот факт, что период детства является начальным звеном формирования личности ребенка. Семья является важным социальным институтом играющий главную роль в воспитании ребенка и поэтому семья, а в частности родители несут ответственность за формирование у ребенка такое отрицательное свойства психики, как агрессивность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность, воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
На основании изученной проблемы, путем изучения литературы, проведения различного рода исследований, можно с уверенностью сказать, что авторитарный и попустический стили семейного воспитания влияют на формирование агрессивности у детей.
Отсутствие гармонии в семье является фактором риска. Где строго оценивают непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют , подавляют одного из членов семьи, где ребенок изолирован от окружающих, сверстников, где низкий материальный и духовный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, беспокойство, депрессии, страхи и что очень важно – агрессивность.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Глава 1.
1.1 Психологическая характеристика стилей семейного воспитания.
По определению Н.Я. Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство ». Не надо много говорить о том, какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом – её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её : функции, структура и динамика.
Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в обществе.
1. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.
2. Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.
3. Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке , психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
4. Духовного общения- эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
5. Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, которые не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким – либо физическим недугом.
Сексуально – эротическая функция реализуется в удовлетворении сексуально –эротических потребностей членов семьи.Семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально –эротической направленности поведения членов семь, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.
- личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п. );
- взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье;
- определенные условия жизни в семье;
Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:
- неполный состав семьи;
- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
- негативность отношений между родителями;
- конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи);
- вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и др.
Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто – исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного члена семьи (централизованный, авторитарный стиль);семьи, в которых все члены принимают равное участие в её жизнедеятельности (демократическая система отношений).
Наиболее распространенная возрастная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая мужа и жену, детей, а а также нередок кого –нибудь из старшего поколения (бабушку и дедушку).
Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно –бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в восстановлении физических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причин нарушения структуры отношений в семье является семейный конфликт.
Динамика семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существует несколько периодизаций жизненного цикла семьи.: на основе наличия или отсутствия детей в семье (E. Duvall, 1957), а также их возраста (периодизации W)
Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении(продолжении рода в самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Судьбоносная зависимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семья- важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого – времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности
Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей